Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

наша дипломная работа 2..doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Беседа с детьми по рисунку:

1. Скажи кто тут  нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что делают? Кто это  придумал?

4. Им весело или  грустно? Почему?

5. Кто из нарисованных  детей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый  грустный? Почему?

После беседы ребенку  предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам.                                                                                                        1. Ситуация.

1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?

2. Кого из детей  вашей группы было бы не  жаль перевести в другую группу? Почему?

3. Представь, что у  тебя день рождения, кого бы  ты пригласил к себе из детей  вашей группы?

4. Кого бы ты не  стал приглашать? Почему?

5. Ты строишь из  конструктора дом, у тебя плохо  получается, кто из детей вашей  группы может помочь?

6. В детском саде  проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в  свою команду и почему?

Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (Приложение)

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Экспериментальная игра «Секрет» показала, что детей изучаемой  подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 4 подгруппы.

В первую подгруппу вошли  самые популярные дети («звезды»): Глазкова Кристина, Гордеева Лиля, Гимро Ваня. Ваня оказался самым ярким «лидером» - он получил 6 выборов, из них 3 взаимных, суммарная оценка его статуса была равна 43. Индекс его статуса равен 0,31.

Лиля и Кристина оказались  почти в равных условиях, они получили по 5 выборов. Из них у Лили взаимных выборов было 2, а у Кристины 3. Индекс Лилиного статуса равен 0,24, Кристинин - 0,22.

Во вторую группу вошли дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,22-0,10. Они составили вторую группу предпочитаемых детей. Сюда вошли 10 девочек и 7 мальчика.

В третью подгруппу вошли  дети, индекс которых был ниже 0,10. Это дети - малоавторитетные. Сюда вошли 4 девочки и 5 мальчика.

Четвертая группа - это  группа детей, не получившие выборов. Дети - непопулярные (непринятые).

Сюда вошел один мальчик  Аубенов Асет - он не получил не одного выбора.

Итак, в процентном соотношении:

66,6% группы - это предпочитаемые дети 20 детей;

30 % группы - малоавторитетные 9 детей;

3,4% это один ребенок «отверженный».

Анализ полученных данных показал, что у большинства детей  выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому  способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе - и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.

В группе большинство  детей общительны и легко отступают  в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких  группах с детьми своего пола, что  способствует закреплению разобщенности  мальчиков и девочек.                                                                                                                               Ядро группы составляют наиболее общительные дети, входящие в I и во II подгруппу. Такие как, Кристина Г., Гордеева Л., Гимро В., Алина А., Саша З., Вероника З., Аскар Б., Олег Д., Саша С., Асет Г. - они, как правило, выступает организаторами детских игр, но эти дети выделяются и в других видах деятельности, в том числе и на занятиях.

Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Дархан Б., часто болеют и редко посещают детский сад.

Кривенко Маша вообще недавно стала посещать детский  сад и ей очень трудно влиться в детский коллектив.                                                                                          С помощью данного эксперимента удалось выявить коэффициент сплоченности группы.                                                                                                             Подробный анализ результатов методики «Рисунок: Я и мои друзья» на каждого ребенка изложен в протоколах ( см.Приложение )                                     Исследуя детские рисунки друзей, сопоставляя их с результатами беседы, можно отметить, что изображение друзей - это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика исследования межличностных отношений детей.                                                                                              Изображая себя и своих друзей, раскрывая, декорируя одних и небрежно рисуя других, ребенок невольно выражает свое отражение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок «Я и мои друзья» в некоторых случаях может дать определенную информацию об особенностях отношениях между детьми. Так, например, рисунок Акылбековой Алины, насыщен яркими красками, все фигуры расположены близко друг к другу, взявшись за руки. Все девочки изображены очень радостными, можно предположить, что Алина испытывает очень теплые, положительные чувства к своим подругам.                                                                                                                В рисунке Поповой Даши (6 лет) изображает себя в ярком, красном красивом платье, в короне. А свою подругу Лилю в черном цвете. Это говорит о трудностях в общении друг с другом. При исследовании мне удалось выяснить причину. Хотя девочки и дружат, между ними всегда происходит соперничество (у кого лучше платье или игрушка). Часто спорят друг с другом. А вот Зубова В. изобразила в рисунке только себя, с большим количеством деталей, несколько раз стирает, рисует улучшенный вариант, это свидетельствует о самовлюбленности, о своей собственной значимости. Хотя девочка и не испытывает трудности в общении, но вырисовывая себя на подруг у нее не осталось времени.

Дети, уверенные в себе, импульсивные, рисуют все фигуры очень  большими, во весь лист, так например, рисунок Булочникова Аскара (6 лет). Он и его друг изображены очень больших размеров, можно предположить, что в их дружбе присущ «культ силы».

При исследовании межличностных  отношений детей, с использованием детского рисунка и на основе беседы мы пришли к следующему заключению.

В изучаемой нами группе большинство детей общительны и  легко вступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в  маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению  разобщенности мальчиков и девочек, а также отдельных групповых объединений.

- Ребенок, общаясь  среди сверстников, накапливает  большой опыт межличностных отношений.

- В рисунках «Я и  мои друзья» отражает в основном  свое отношение к своим друзьям  и к себе.

Обобщенные экспериментальные  данные по проективной методике «Рисунок: Я и мои друзья» можно отметить следующее: у большинства детей, преобладает завышенная и контрастная самооценка.

Убедились, что именно общие интересы, наличие чувства  взаимной симпатии объединяют детей. Дети старшего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы.

Выборы сделанные в  экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и  мои друзья». Это говорит о  стабильности детских взаимоотношений.

2.3 Выводы по  проведенному эксперименту и  практические рекомендации

 

        При исследовании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, с использованием экспериментальной игры «Секрет» и проективной методики «Рисунок: Я и мои друзья» мы пришли к следующим выводам:

- Соответственно «Программе  воспитания в детском саду»  к 6-му году жизни ребенка  наряду со сформированными качествами  личности - волевыми эмоциональными, интеллектуальными - должен обладать  определенным уровнем развития взаимоотношений, у него в достаточной мере должны быть сформированы потребность в общении со сверстниками, умение строить правильно свои взаимоотношения с ними.

- Важным фактором, влияющим  на положение детей в группе  сверстников, решающим образом  влияет то, насколько они успешно выполняют совместную деятельность.

- В старшем дошкольном возрасте у детей: отношения становятся избирательным, более дифференцированным по гендерному признаку между мальчиками и девочками; растет численность игровых объединений, они становятся более устойчивыми по своему составу.

В процессе проведения эксперимента нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в  совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений - симпатий и антипатий детей.                                                                                                      Экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.                                                       Обобщая экспериментальные данные можно отметить следующее:

- у большинства исследованных  детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают  в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 66%.

- также присутствуют устойчивые игровые объединения, чему способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным играм или отношения симпатии.

- у 34% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.

- хотя группа в целом  сплоченная, испытуемые, главным образом,  играют в маленьких группах  с детьми своего пола.

Основываясь на результатах  исследования, можно утверждать, что  положение ребенка в системе  отношений в группе сверстников решающим образом влияет на степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми.

Данные, полученные в  наших исследованиях, дают возможность  разработать ряд рекомендаций для  воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под  влиянием взаимоотношений к детям  могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера  взаимоотношений детей следует  провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся лидерами, а другие оказываются в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения между детьми.                                                                                                             Ему нужно провести наблюдение направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.                                                                                                                    В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, прошедшие под влиянием формирующих опытов.                                                                             Но воспитателю самому необходимо изучить группу, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой он уж и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитывать.                                                                     Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, так как в детском саду складываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                     Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.    Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.                                                                                                                     Таким образом, в результате написания дипломной работы были сформулированы следующие выводы:

- У детей шестилетнего  возраста идет активно сплочение коллектива.

- Взаимоотношения довольно  устойчивые.

- Основными мотивами  выбора являются игровой и  трудовой.

- Удачным методом воспитания  взаимоотношений является совместная  деятельность.

Проведенные экспериментальные  данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Экспериментальная игра «Секрет» позволяет выявить: скрытые  избирательные отношения в детской  группе, а также выявить социометрический статус каждого ребенка в группе.

Методика «Рисунок: Я  и мои друзья» и эксперименты исследования позволяют выявить  связь между особенностями рисунка друзей, выбором общения и самооценку ребенка. Отражает переживания и восприятия ребенком своего места в детском коллективе, отношения ребенка к своим друзьям.

Сформированные нами батарея (комплекс) методик может  быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений у детей.

Полученные экспериментальные  данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений  в группе, но и вскрыть особенности  взаимоотношений со сверстниками каждого  ребенка группы.

Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка  и условий его воспитания в  семье, отношений с воспитателями  и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину  возникновения тех или иных недостатков  и положительных черт ребенка (его статус) в системе взаимоотношений детей в группе.

Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте