Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа
Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа с детьми по рисунку:
1. Скажи кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что делают? Кто это придумал?
4. Им весело или грустно? Почему?
5. Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый грустный? Почему?
После беседы ребенку
предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные
чувства к сверстникам, и три которые должны
выявить позитивные чувства к сверстникам.
1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?
2. Кого из детей
вашей группы было бы не
жаль перевести в другую
3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?
4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?
5. Ты строишь из
конструктора дом, у тебя
6. В детском саде
проводятся спортивные
Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (Приложение)
2.2 Анализ результатов исследования
Экспериментальная игра «Секрет» показала, что детей изучаемой подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 4 подгруппы.
В первую подгруппу вошли самые популярные дети («звезды»): Глазкова Кристина, Гордеева Лиля, Гимро Ваня. Ваня оказался самым ярким «лидером» - он получил 6 выборов, из них 3 взаимных, суммарная оценка его статуса была равна 43. Индекс его статуса равен 0,31.
Лиля и Кристина оказались почти в равных условиях, они получили по 5 выборов. Из них у Лили взаимных выборов было 2, а у Кристины 3. Индекс Лилиного статуса равен 0,24, Кристинин - 0,22.
Во вторую группу вошли дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,22-0,10. Они составили вторую группу предпочитаемых детей. Сюда вошли 10 девочек и 7 мальчика.
В третью подгруппу вошли дети, индекс которых был ниже 0,10. Это дети - малоавторитетные. Сюда вошли 4 девочки и 5 мальчика.
Четвертая группа - это группа детей, не получившие выборов. Дети - непопулярные (непринятые).
Сюда вошел один мальчик Аубенов Асет - он не получил не одного выбора.
Итак, в процентном соотношении:
66,6% группы - это предпочитаемые дети 20 детей;
30 % группы - малоавторитетные 9 детей;
3,4% это один ребенок «отверженный».
Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе - и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.
В группе большинство
детей общительны и легко отступают
в контакты со сверстниками, но играют
они, главным образом, в маленьких
группах с детьми своего пола, что
способствует закреплению разобщенности
мальчиков и девочек.
Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Дархан Б., часто болеют и редко посещают детский сад.
Кривенко Маша вообще
недавно стала посещать детский
сад и ей очень трудно влиться в детский коллектив.
Дети, уверенные в себе, импульсивные, рисуют все фигуры очень большими, во весь лист, так например, рисунок Булочникова Аскара (6 лет). Он и его друг изображены очень больших размеров, можно предположить, что в их дружбе присущ «культ силы».
При исследовании межличностных отношений детей, с использованием детского рисунка и на основе беседы мы пришли к следующему заключению.
В изучаемой нами группе
большинство детей общительны и
легко вступают в контакты со сверстниками,
но играют они, главным образом, в
маленьких группах с детьми своего
пола, что способствует закреплению
разобщенности мальчиков и
- Ребенок, общаясь
среди сверстников,
- В рисунках «Я и
мои друзья» отражает в
Обобщенные экспериментальные данные по проективной методике «Рисунок: Я и мои друзья» можно отметить следующее: у большинства детей, преобладает завышенная и контрастная самооценка.
Убедились, что именно общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей. Дети старшего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы.
Выборы сделанные в экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и мои друзья». Это говорит о стабильности детских взаимоотношений.
При исследовании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, с использованием экспериментальной игры «Секрет» и проективной методики «Рисунок: Я и мои друзья» мы пришли к следующим выводам:
- Соответственно «Программе
воспитания в детском саду»
к 6-му году жизни ребенка
наряду со сформированными
- Важным фактором, влияющим на положение детей в группе сверстников, решающим образом влияет то, насколько они успешно выполняют совместную деятельность.
- В старшем дошкольном возрасте у детей: отношения становятся избирательным, более дифференцированным по гендерному признаку между мальчиками и девочками; растет численность игровых объединений, они становятся более устойчивыми по своему составу.
В процессе проведения эксперимента
нам удалось выявить
- у большинства исследованных
детей нет трудностей во
- также присутствуют устойчивые игровые объединения, чему способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным играм или отношения симпатии.
- у 34% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками - это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
- хотя группа в целом сплоченная, испытуемые, главным образом, играют в маленьких группах с детьми своего пола.
Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что положение ребенка в системе отношений в группе сверстников решающим образом влияет на степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми.
Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.
Формирование личных
качеств детей дошкольного
Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся лидерами, а другие оказываются в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление
особенностей тематики и содержания игр
и реальных взаимоотношений между детьми,
провести беседу с детьми, с целью выявления
мотивов игрового общения между детьми.
Дошкольный возраст - особо ответственный
период в воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления личности
ребенка. В это время в общении ребенка
со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, существенным образом
влияющие на развитие его личности. Знание
особенностей отношений между детьми
в группе детского сада и тех трудностей,
которые у них при этом возникают, может
оказать серьезную помощь взрослым при
организации воспитательной работы с
дошкольниками. Общение с детьми
- необходимое условие психологического
развития ребенка. Потребность в общении
рано становится его основной социальной
потребностью. Общение со сверстниками
играет важную роль в жизни дошкольника.
Оно является условием формирования общественных
качеств личности ребенка, проявления
и развития начал коллективных взаимоотношений
детей в группе детского сада. Дети все
имеют разный характер.
- У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.
- Взаимоотношения довольно устойчивые.
- Основными мотивами выбора являются игровой и трудовой.
- Удачным методом воспитания
взаимоотношений является
Проведенные экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Экспериментальная игра
«Секрет» позволяет выявить: скрытые
избирательные отношения в
Методика «Рисунок: Я и мои друзья» и эксперименты исследования позволяют выявить связь между особенностями рисунка друзей, выбором общения и самооценку ребенка. Отражает переживания и восприятия ребенком своего места в детском коллективе, отношения ребенка к своим друзьям.
Сформированные нами батарея (комплекс) методик может быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений у детей.
Полученные экспериментальные данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений в группе, но и вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками каждого ребенка группы.
Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка и условий его воспитания в семье, отношений с воспитателями и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину возникновения тех или иных недостатков и положительных черт ребенка (его статус) в системе взаимоотношений детей в группе.
Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте