Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

наша дипломная работа 2..doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Зубова Вероника - 5 лет

Беседа:

1. Это Я.

2. На даче.

3. Играю.

4. Грустно. Скучно одной.

5.

6.

Ситуация:

1. Не знаю.

2. Машу, она всегда  щипается.

3. Наверное Лилю и  Кристину.

4. Мальчишек, они деруться.

5. Не знаю.

6. Не знаю.

Аубеков Асет - 5 лет

Беседа:

1. Это я, Алишер и  Аскар.

2. В группе.

3. Не знаю.

4. Весело.

5. Я, я веселый.

6. Никто.

Ситуация:

1. Алишера.

2. Машу. Ябеда.

3. Аскара и Алишера.

4. Не знаю.

5. Ваню, он всегда всем  помогает.

6. Машу, она всегда  плачет

Кузьмина Лиза - 5 лет

Беседа:

1. Я и Лиля

2. На улице.

3. Мы поем. Лиля.

4. Весело. Любим петь с Лилей.

5. Я. У меня хорошее  настроение и платье красивое.

6. Грустных нет.

Ситуация:

1. Лилю или Сашу.

2. Асета - он всем  мешает на занятиях.

3. Если бы разрешили,  я бы всех пригласила.

4. Асета, с ним никто  не играет.

5. Сашу.

6. Веронику, она маленькая.

Булочников Аскар - 4,5 лет

Беседа:

1. Олег и я.

2. На елке.

3. Танцуют. Олег.

4. Весело. Олег и я  смешно танцуем.

5. Мы вместе.

6. Нет.

Ситауция:

1. Олега и Сашу.

2. Машу, она всегда  ябедничает.

3. Олега.

4. Не знаю.

5. Саша.

6. Дархана, он хуже  всех занимается на физкультуре.

Максимова В. - 5 лет

Беседа:

1. Лиля, Даша, Ваня и  я.

2. а площадке.

3. Играют в мяч. Я.

4. Весело, интересно играть.

5. Я, у меня новый  мяч.

6. Ваня, он тоже хочет  такой же мяч.

Ситуация:

1. Дашу.

2. Асета, он всех  обижает.

3. Лилю, Дашу, Машу, Алину, Ваню и Олега.

4. Асета.

5. Лиля.

6. Асета, он все испортит.

Полтавская Марина - 4,5 лет

Беседа:

1. Я и Вероника.

2. В группе.

3. Играем. Я.

4. Весело. Играть интересно.

5. Вероника, я ей дала  свою куклу поиграть.

6. Грустных нет.

Ситуация:

1. Веронику.

2. Машу, она со мной  не играет.

3. Веронику

4. Машу.

5. Ваня, он хорошо строит, и девочек защищает всегда.

6. Не знаю.

Бердимуратов Дархан - 5 лет

Беседа:

1. Все дети.

2. На участке.

3. Бегают на перегонки.  Аскар.

4. Весело.

5. Я, меня никто не догнал.

6. Маша. Она всегда  грустная.

Ситуация:

1. Данила.

2. Не знаю. Мне всех  жаль.

3. Всех.

4. Никого.

5. Данил.

6. Олега, не знаю.

Гакельберг Данил - 4,5 лет

Беседа:

1. Дархан, Данил, Владик  и я.

2. На участке.

3. Гуляют.

4. Весело. У них шарики.

5. Влад у него два  шарика.

6. Дархан и Данил,  у них шарики улетели.

Ситуация:

1. Дархана.

2. Асета, он всегда  командует.

3. Данила, Дархана, Веронику.

4. Асета.

5. Ваня.

6. Не знаю.

Попова Даша - 6 лет - 5 лет

Беседа:

1. Лиля и я

2. На улице, во дворе

3. Просто стоим, только  вышли на улицу

4. Весело, придумываем,  во что будем играть

5. Я, мне корону купили

6. Лиля, она хочет такую  же

Ситуация:

1. Лилю.

2. Асета, потому, что  он всегда дерется.

3. Всех девочек и  еще Алишера.

4. Машу, она меня не  приглашала.

5. Алишер.

6. Не знаю.

Задорецкая Саша - 4,5 лет

Беседа:

1. Кристина и я.

2. Во дворе.

3. Собирали цветы для  мамы Кристины.

4. Весело, потому что  день рождения у мамы.

5. Обе, потому, что хорошее  настроение.

6. Грустных нет.

Ситуация:

1. Кристину.

2. Марину, она играет только с мальчиками.

3. Кристину, Лилю, Лизу.

4. Машу, я с ней не  дружу.

5. Диас.

6. Данила, он плохо  бегает.

Гимро Ваня - 5 лет

Беседа:

1. Аскара, Олега, Алишера  и себя.

2. На спортивной площадке.

3. Играют в футбол, Олег.

4. Весело вместе играть.

5. Я, потому, что забил  гол.

6. Олег, он упал, а мы  его подняли.

Ситуация:

1. Аскара.

2. Влада, я не дружу.

3. Всех детей.

4. Никого.

5. Ваня.

6. Не знаю.

 

Приложение 4

Протокол

Ф.И.О. экспериментатора - Задорецкая О.Н.

Возраст испытуемого : 5 лет.

Дата:

Ход эксперимента: Условия - группа детского сада. Испытуемому  предлагалось нарисовать себя и своего лучшего друга или друзей. В  ходе эксперимента затруднений не возникло.

Интерпретация рисунка Акылбековой Алины (5 лет).

1. Анализ структуры - сравнение с реальными детскими объединениями. Испытуемая нарисовала себя в центре и двух своих подруг. Вероятно, Алина испытывает теплые положительные эмоции по отношению к своим подругам. Все фигуры на рисунке расположены близко друг к другу, взявшиеся за руки, что подтверждает взаимность выбора в экспериментальной игре «Секрет».

2. Анализ особенностей  нарисованных фигур. Испытуемая нарисовала почти все части тела (голова, волосы, глаза, нос, рот, шея, плечи, руки, ноги). Изображено большое количество деталей, присутствует украшение (корона). В рисунке использовано много цветов, в основном ярких, что подтверждает хорошие взаимоотношения между этими девочками.

3. Анализ процесса  рисования. Испытуемая изображает первую Веронику З. (в игре «Секрет» она ей отдала свой первый выбор), вероятно, как наиболее значимую подругу. Затем в середине рисует себя, выделив при этом свои отличительные внешние данные (маленький рост, рыжие волосы). Затем нарисовала вторую подругу Катю. (в игре «Секрет» Алина отдала ей третий выбор).

Вывод: Вероятно, у Алины  хорошие благополучные отношения  со своими подругами. Их игровое объединение  было стабильным (совпадение выборами в игре «Секрет», этому способствует интерес к игре (с Барби) и взаимные симпатии друг к другу).

Интерпретация рисунка Гордеевой Лили

1. На рисунке Лиля  изобразила себя и свою подругу  Кристину, играющих в кубики. (Соответствие  рисунка и первого взаимного  выбора Лили и Кристины в  проведенном эксперименте «Секрет»).

2. Испытуемая изобразила  почти все части тела (отсутствие кистей рук и стоп), использовала большое количество цветов. Даже присутствует реальное сходство с реальными девочками (цвет платьев и прически). Девочки на рисунке изображены улыбающиеся. Вероятно, это подтверждает эмоциональный положительный настрой в отношениях.

3. Первой, испытуемая  изобразила Кристина, вероятно подчеркивая  ее значимость, и свою привязанность  к ней и затем себя.

Вывод: Вероятно, у девочек  хорошие отношения, они давно  дружат. Но Кристина более активна, а Лиля ей подчиняется во всем. Как показало наблюдение, их игровые интересы не совпадали. На мой вопрос: «Как же вы ладите», Лиля ответила: «Мы по очереди, сначала играем в Кристинины игры, а потом в мои, или наоборот».

Интерпретация рисунка Глазковой Кристины

1. На рисунке Кристина изобразила себя, Лилю Г, Сашу З. Изображенное игровое объединение совпадает с реальным. Девочки часто играют вместе.

2. Исследуемая изобразила  почти все части тела: голова, глаза, нос, руки, ноги, шея, туловище, руки, ноги. Изображено много деталей. Все девочки изображены эмоционально окрашены, на лицах улыбки.

3. Первой изобразила  себя, а затем Лилю совсем рядом,  вероятнее всего этим отразила  близкие отношения, а Сашу поодаль.  Себя Кристина изобразила в  центре.

Вывод: Вероятно, одним  из фактом, влияющим на это игровое объединение является наличие чувства взаимной симпатии между детьми. Как правило, дети, которые дружат, играют чаще вдвоем или втроем. Что и подтверждает рисунок.

Интерпретация рисунка Дыба Олега

1. Анализ структуры  рисунка. Испытуемый изобразил себя и четырех своих друзей (Бердимуратова Дархана, Аскара Б., Алишера Т., - в эксперименте «Секрет» именно этих мальчиков выбрал Олег, причем выборы были взаимными, и Асета). Это говорит о хороших взаимоотношениях между детьми.

2. Испытуемый изобразил почти все части тела. Большое количество цветов говорит о благоприятном климате. Изображенные дети все улыбаются, в руках машинки и мячик.

3. Первым он изобразил  себя, свою одежду он нарисовал  красным цветом, а свою фигуру  выше всех остальных, тем самым, подчеркивая свою значимость. Затем изобразил своих четырех друзей. Все фигуры изображены рядом, что доказывает существование стабильного игрового объединения, как показали проведенные эксперименты: «Секрет» и «Я и мои друзья».

Интерпретация рисунка Зубовой Вероники

1. Вероника изобразила  себя одну. На вопрос: «А где  же твои друзья?», - Вероника ответила, что не знала, кого нарисовать. Девочка часто играет одна (однако  в игре «Секрет» у нее было  два взаимных выбора).

2. Присутствует голова, волосы, глаза, брови, нос, рот, шея, плечи, туловище, руки, ноги (отсутствие кисти рук и ступней). Изобразила фон, одежду красным цветом, вероятно, это свидетельствует о самовлюбленности, несколько раз стирает, оставляет лучший результат.

3. Изображает только  себя.

Вывод: Вероника чаще любит  играть одна, она увлекается конструктивной деятельностью и по сравнению  с другими детьми более успешно  ее выполняет. Мотивируя свое поведение, Вероника ссылается на то, что ее товарищи по группе «не умеют делать постройки, а только мешает».

Интерпретация рисунка Аубекова Асета

1. Асет изобразил себя, Алишера Т., Аскара Б. Себя изображает  в середине. Все фигуры изображены  на большом расстоянии, фигуры  как бы размыты. В реальности  эти мальчики не играют с  Асетом.

2. У испытуемого плохо сформированные навыки рисования. Из частей тела он изобразил следующие: голову, туловище, глаза, рот, ноги. Хотя использовал в своем рисунке много разных цветов.

3. Первым в центре  он изобразил себя, затем Алишера  и Аскара.

Вывод: При общении  со сверстниками Асет любит верховодить, чему свидетельствует свое изображение в центре. Алишер и Аскар почти не играют с Асетом, т.к. являются лидерами и не хотят подчиняться ему в игре. Испытуемый хочет играть именно в этом игровом объединении. Это же доказывает сделанные выборы в экспериментальной игре «Секрет».

Интерпретация рисунка Кузьминой Лизы

1. На рисунке Лиза  изобразила свою подругу Задорецкую  Сашу. Девочки в реальности часто  играют друг с другом. Также  совпадают взаимные выборы в  экспериментальной игре «Секрет».

2. Испытуемая изобразила  все части тела, но изображение  фигур очень мелкое. В рисунке  использовано много ярких цветов, что вероятно, свидетельствует об  эмоционально-положительном настрое.

3. Лиза изобразила  сначала Сашу, а затем себя. При  этом она нарисовала почти одинаковых девочек, сходство платьев, причесок, даже рост.

Вывод: Лиза испытывает личную симпатию к Саше З. Пытается ей подражать, о чем «говорит» ее рисунок. Отношения  у них хорошие, девочки часто  играют вместе.

Интерпретация рисунка Булочникова Аскара

1. На рисунке испытуемый  нарисовал Олега Д. Взаимовыборы  совпадают в экспериментальной  игре «Секрет». Они в реальности  большие друзья.

2. Аскар изобразил  все части тела, но изображение  несколько схематичное. В рисунке  использовано много ярки насыщенных цветов. Вероятно, у испытуемого плохо сформированы навыки рисования.

3. Первым изображен  Олег, вторым рисует себя.

Вывод: Вероятно, у детей  хорошие взаимоотношения. Их объединяют общие интересы. Они собирают модели машин.

Интерпретация рисунка Максимовой Вероники

1. Испытуемая изобразила  себя и трех своих друзей  Лилю, Дашу и Ваню. Это говорит  о наиболее близких отношениях  именно с этими детьми.

2. Испытуемая изобразила  почти все части тела. (отсутствие  кистей рук, носов). При этом  использовала много ярких цветов и много деталей.

3. Первую изобразила  себя, затем Лилю, Дашу и Ваню. Лилю она нарисовала большим  ростом, вероятно, как наиболее значимого  и близкого человека. А вот  Ваню маленького роста, хотя  в жизни Ваня очень высокий.

Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте