Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа
Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вывод: У Вероники в целом со всеми детьми в группе складываются хорошие отношения. Но предпочитает она играть именно с этими детьми.
Интерпретация рисунка Полтавской Марины
1. Испытуемая изобразила себя и свою подругу Веронику З. В экспериментальной игре «Секрет» у них также отмечены взаимовыборы.
2. Марина изобразила
почти все части тела, присутствуют
голова, волосы, глаза, брови, нос,
рот, руки, пальцы, ноги. Использованы
много цветов и различных
3. Первой изобразила свою подругу, затем себя. Фигуры очень маленькие, вероятно, это говорит о том, что девочки в жизни очень стеснительны. Чаще всего играют только вдвоем.
Интерпретация рисунка Бердимуратова Дархана
1. Испытуемый изобразил почти всю группу. Вероятно, у мальчика нет предпочитаемых отдельных детей.
2. Испытуемый изображает почти все части тела, но изображения несколько схематичны. Вероятно, у испытуемого плохо сформированы навыки рисования. Но в рисунке он использует много ярких цветов, что говорит о жизнерадостности. Дети изображены все с улыбками на лице. Одежда детей изображена не по половому признаку.
3. Испытуемый изображал
детей, называя всех по именам.
Старался выполнить работу
Вывод: вероятно, мальчик испытывает положительные чувства ко всем детям в группе, хочет дружить, хочет играть со всеми детьми.
Интерпретация рисунка Гакельберг Данила
1. Испытуемый изображает себя и трех своих друзей Дархана Б., Данила П., Влада П. Характерно, что в экспериментальной игре «Секрет», свои выборы мальчик отдал другим детям.
2. Испытуемый изображает
почти все части тела, но изображения
несколько схематичны. Вероятно, у
испытуемого плохо
3. Первого изображает
себя, очень большого роста,
Данил затруднялся сразу назвать детей по именам, которых нарисовал.
Интерпретация рисунка Поповой Даши
1. Испытуемая изобразила себя и свою подругу Лилю. Характерно, что в экспериментальной игре «Секрет», выборы у девочек не взаимны.
2. Испытуемая изобразила
почти все части тела. Рисуя
себя, использовала яркие цвета
и украшения, несколько раз
стирала, оставляя лучший
3. Первой старательно изобразила себя, а затем небрежно, в черном цвете, свою подругу. Вероятно, это говорит о трудностях в общении.
Вывод: Даша всегда соперничает с Лилей. Они часто ссорятся, но испытуемая все равно стремится играть с Лилей, т.к., она является лидером группы.
Интерпретация рисунка Задорецкой Саши
1. Испытуемая изобразила
себя и свою подругу Кристину.
Девочки давно дружат вместе (в
экспериментальной игре «
2. Испытуемая изобразила все части тела, использует много ярких и насыщенных цветов. Изображенные дети эмоционально окрашены, на лицах улыбки. Одежда изображена по половому признаку.
3. Первой изобразила Кристину в красивом платье, с цветами, а затем себя.
Вывод: Испытуемая очень хорошо относится к своей подруге, это видно из рисунка. Их дружба характеризуется взаимной симпатией.
Интерпретация рисунка Гимро Вани
1. Испытуемый изображает себя и четырех своих друзей: Аскара Б, Олега Д, Алишера Т, Сидорова С. Взаимовыборы совпадают.
2. Испытуемый изобразил почти все части тела. Цвет использовал преимущественно синий, но изображения несколько схематичные. Вероятно, у испытуемого плохо сформированы навыки рисования.
3. В центре он изображает
себя, очень большого роста,
Вывод: У испытуемого нет трудностей в общении. Он хорошо ладит с детьми. Их игровое объединение стабильно объединяет интересы детей к определенным видам игр.
1 Рузская,А., Психология дошкольника// «Учительская газета».-№26.-2004г.
2 Эльконин,Г.Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни/ «Дошкольное воспитание».-№8.-2002г.-с.28.
3
Эльконин,Д.Б. Психология игры.-Москва.-Просвещение.-
4
Эльконин,Д.Б. Психология игры.-Москва.-Просвещение.-
5 Выготский,Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1998г.-№6.-с.24.
6 Юсупов,Г.В. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни//»Дошкольное воспитание»,.-№8.-2002г.-с.28.
7 Смирнова,Е.О., Гударева,О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование».- №3.-2002г.-с.24.
8 Смирнова,Е.О., Гударева,О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей//»Психологическая наука и образование».-№3.-2002г.-с.26.
9 Эльконин,Д.Б. Психология игры.-М.- Просвещение.-1987г.-с.120.
10 Асмолов,А.Г. Психология личности./Принципы обще – психологического анализа.-М.:Издательство Московского университета.-1990.-с.307.
11 Репина,Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание.-1984г.-№4.-с.17.
12 Репина,Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание.-1984г.-№4.-с.19.
Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте