Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и разнообразие детских межличностных
отношений и их значение для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
1.1. Теоретические аспекты изучения межличностных
отношений в зарубежной и отечественной психолого-
педагогической науке…………………………………………………..….7
1.2. Понятие межличностных отношений, их виды……………….….12
1.3. Психологические особенности личности старшего
дошкольника……………………………………………………….……….17
1.4. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в группе детского сада. ……………………………………………………29
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Подготовка и проведение эксперимента……………………………..36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….41
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и
практические рекомендации………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

наша дипломная работа 2..doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: У Вероники в целом со всеми детьми в группе складываются хорошие отношения. Но предпочитает она играть именно с этими детьми.

Интерпретация рисунка Полтавской Марины

1. Испытуемая изобразила  себя и свою подругу Веронику  З. В экспериментальной игре  «Секрет» у них также отмечены взаимовыборы.

2. Марина изобразила  почти все части тела, присутствуют  голова, волосы, глаза, брови, нос,  рот, руки, пальцы, ноги. Использованы  много цветов и различных деталей.

3. Первой изобразила  свою подругу, затем себя. Фигуры  очень маленькие, вероятно, это говорит о том, что девочки в жизни очень стеснительны. Чаще всего играют только вдвоем.

Интерпретация рисунка Бердимуратова Дархана

1. Испытуемый изобразил  почти всю группу. Вероятно, у  мальчика нет предпочитаемых  отдельных детей.

2. Испытуемый изображает почти все части тела, но изображения несколько схематичны. Вероятно, у испытуемого плохо сформированы навыки рисования. Но в рисунке он использует много ярких цветов, что говорит о жизнерадостности. Дети изображены все с улыбками на лице. Одежда детей изображена не по половому признаку.

3. Испытуемый изображал  детей, называя всех по именам. Старался выполнить работу побыстрее,  чтобы больше детей нарисовать  в своем рисунке. Себя он  не изобразил.

Вывод: вероятно, мальчик  испытывает положительные чувства ко всем детям в группе, хочет дружить, хочет играть со всеми детьми.

Интерпретация рисунка Гакельберг Данила

1. Испытуемый изображает  себя и трех своих друзей  Дархана Б., Данила П., Влада П.  Характерно, что в экспериментальной  игре «Секрет», свои выборы мальчик отдал другим детям.

2. Испытуемый изображает  почти все части тела, но изображения  несколько схематичны. Вероятно, у  испытуемого плохо сформированы  навыки рисования. В рисунке  использует много ярких цветов, что говорит о благоприятном  климате. Все изображенные дети эмоционально окрашены, на лицах улыбки, в руках воздушные шары.

3. Первого изображает  себя, очень большого роста, вероятно, это говорит о самовлюбленности. Остальных мальчиков на некотором  расстоянии. Скорее всего, в данном  случае не присутствует стабильное игровое объединение.

Данил затруднялся сразу  назвать детей по именам, которых  нарисовал.

Интерпретация рисунка Поповой Даши

1. Испытуемая изобразила  себя и свою подругу Лилю. Характерно, что в экспериментальной игре  «Секрет», выборы у девочек не взаимны.

2. Испытуемая изобразила  почти все части тела. Рисуя  себя, использовала яркие цвета  и украшения, несколько раз  стирала, оставляя лучший вариант,  вероятно, это говорит о некоторой  самовлюбленности.

3. Первой старательно  изобразила себя, а затем небрежно, в черном цвете, свою подругу. Вероятно, это говорит о трудностях в общении.

Вывод: Даша всегда соперничает  с Лилей. Они часто ссорятся, но испытуемая все равно стремится  играть с Лилей, т.к., она является лидером группы.

Интерпретация рисунка Задорецкой Саши

1. Испытуемая изобразила  себя и свою подругу Кристину. Девочки давно дружат вместе (в  экспериментальной игре «Секрет»  взаимовыборы совпадают).

2. Испытуемая изобразила  все части тела, использует много  ярких и насыщенных цветов. Изображенные дети эмоционально окрашены, на лицах улыбки. Одежда изображена по половому признаку.

3. Первой изобразила  Кристину в красивом платье, с  цветами, а затем себя.

Вывод: Испытуемая очень  хорошо относится к своей подруге, это видно из рисунка. Их дружба характеризуется взаимной симпатией.

Интерпретация рисунка Гимро Вани

1. Испытуемый изображает  себя и четырех своих друзей: Аскара Б, Олега Д, Алишера  Т, Сидорова С. Взаимовыборы  совпадают.

2. Испытуемый изобразил  почти все части тела. Цвет  использовал преимущественно синий, но изображения несколько схематичные. Вероятно, у испытуемого плохо сформированы навыки рисования.

3. В центре он изображает  себя, очень большого роста, вероятно, говоря о своей значимости. А  затем остальных детей.

Вывод: У испытуемого нет трудностей в общении. Он хорошо ладит с детьми. Их игровое объединение стабильно объединяет интересы детей к определенным видам игр.

1 Рузская,А., Психология дошкольника// «Учительская газета».-№26.-2004г.

2 Эльконин,Г.Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни/ «Дошкольное воспитание».-№8.-2002г.-с.28.

3 Эльконин,Д.Б. Психология игры.-Москва.-Просвещение.-1987г.-с.206.

4 Эльконин,Д.Б. Психология игры.-Москва.-Просвещение.-1987г.-с.236.

5 Выготский,Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1998г.-№6.-с.24.

6 Юсупов,Г.В. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни//»Дошкольное воспитание»,.-№8.-2002г.-с.28.

7 Смирнова,Е.О., Гударева,О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование».- №3.-2002г.-с.24.

8 Смирнова,Е.О., Гударева,О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей//»Психологическая наука и образование».-№3.-2002г.-с.26.

9 Эльконин,Д.Б. Психология игры.-М.- Просвещение.-1987г.-с.120.

10 Асмолов,А.Г. Психология личности./Принципы обще – психологического анализа.-М.:Издательство Московского университета.-1990.-с.307.

11 Репина,Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание.-1984г.-№4.-с.17.

12 Репина,Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание.-1984г.-№4.-с.19.




Информация о работе Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте