Обман и иллюзии в человеческой жизни, как мужчины и женщины ведут себя в ситуации обмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Представим здесь, и аргументы в пользу той точки зрения, согласно которой, принимая во внимание повсеместный характер обмана, пора, быть, может, рассмотреть двуличность не как неизбежное зло, сопровождающее человеческое существование, а как еще одно проявление того, насколько поразительна человеческая изобретательность, когда дело касается приспособления к существованию в окружении других людей. Такая адаптивность предполагает, что люди используют обман функционально и стратегически, как в социально одобряемых целях, так и по причинам, порождающим недоверие и осуждение окружающих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Обман и иллюзии в человеческой жизни. 3
I. Обман и эмоции. 3

II. Классификация типов лжи. 4-5
2.1.Обман, совершаемый осознано. 5-7
2.2.Обман других людей, требующий самообмана. 7-8
2.3.Самообман 8-9

III. Моральные аспекты обмана. 9-11

IV.Проявления индивидуальных различий в актах лжи и обмана. 11-12
4.1. Возрастные различия, связанные с обманом. 12-15 4.2. Социальные роли: гендерные влияния. 15-17
4.3. Обман в незападных культурах. 17-19
4.4. Ложь, оборачивающаяся во вред лжецу. 19-21

V. Лгущее «Я». 21-23

Глава 2. Гендерные различия во лжи: как мужчины и женщины ведут себя в ситуации обмана. 23-25

I. Как лгут мужчины и женщины. 25
1.1. Больше лжи, меньше лжи. 25-28
1.2. Ложь откровенная, ложь искусная. 28-29

II. Ложь как серьезное занятие. 28-29
III. Ложь в близких и случайных отношениях. 30-31
IV. Видишь правду, видишь ложь. 31
4.1. Незамеченная ложь, вопрошающая правда. 31-33
4.2. Видим лица, слышим голоса. 33-36
V. Ложь на протяжении человеческой жизни. 36
5.1. Детство и юность. 36-38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38-39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая по теме ложь.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ  1           ВВЕДЕНИЕ         2                                                                                              

Глава 1.Обман  и иллюзии в человеческой жизни.  3                 

I. Обман и эмоции.                 3

 

II. Классификация типов лжи.              4-5

2.1.Обман, совершаемый  осознано.              5-7

2.2.Обман других людей,  требующий самообмана.           7-8

2.3.Самообман                 8-9

 

III. Моральные аспекты обмана.              9-11       

 

IV.Проявления индивидуальных различий в актах лжи и обмана.  11-12

4.1. Возрастные различия, связанные с обманом.  12-15                                   4.2. Социальные роли: гендерные влияния.  15-17                                                

4.3. Обман в незападных культурах.                                                                          17-19

4.4. Ложь, оборачивающаяся  во вред лжецу.                   19-21                            

 

V. Лгущее «Я».                                                                                                           21-23        

 

Глава 2. Гендерные  различия во лжи: как мужчины и  женщины ведут себя в ситуации обмана.                                                                               23-25

 

I. Как лгут мужчины и женщины.                                                                25

1.1. Больше лжи, меньше  лжи.                                                                     25-28

1.2. Ложь откровенная, ложь искусная.                                                     28-29

 

II. Ложь как серьезное занятие.                                                                        28-29

III. Ложь в близких и случайных отношениях.                                          30-31

IV. Видишь правду, видишь ложь.                                         31

4.1. Незамеченная ложь, вопрошающая  правда.                      31-33

4.2. Видим лица, слышим голоса.                                                 33-36

V. Ложь на протяжении человеческой жизни.                           36

5.1. Детство и юность.                                                                36-38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 38-39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ           40

ВВЕДЕНИЕ

 

  Интерес  к эмоциональной жизни неизбежно приводит нас к вопросу об отношении внешних социальных проявлений  эмоций и внутреннего мира наших чувств. Разрыв, лежащий между нашей восторженной социальной реакцией:  «Ой, спасибо, какой чудесный подарок », - и нашими внутренними ощущениями: «Боже, какая безвкусица»,- заставляет задуматься, почему  мы обманываем друг друга.

  Рассмотрение такой темы, как обман, предполагает противопоставление между истиной и ложью. На индивидуальном уровне эта дилемма разрешается путем  «выбора», хотя, судя по всему, для того чтобы  справиться с социальной жизнью, все мы  без исключения  используем обман и нуждаемся в обмане по отношению, как к самим себе, так и к другим людям.

  Представим здесь, и аргументы в пользу той точки  зрения, согласно которой, принимая во внимание повсеместный характер обмана, пора, быть, может, рассмотреть двуличность не как неизбежное зло, сопровождающее человеческое существование, а как еще одно проявление того, насколько поразительна человеческая изобретательность, когда дело касается приспособления  к существованию в окружении других людей. Такая адаптивность предполагает, что люди используют обман функционально и стратегически, как в социально одобряемых целях, так и по причинам, порождающим недоверие и осуждение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Обман и иллюзии в человеческой жизни.

I. Обман и эмоции.

 

  В этот «предсказуемый сценарий» включены различные формы лжи, иллюзий и притворства, широко распространенные  в североамериканской культуре. Семейные телесериалы действительно отражают всю ту ложь, которой мы себя окружаем, часто совершенно об этом не задумываясь. Мы, очевидно, нуждаемся в иллюзиях, чтобы чувствовать себя хорошо и  поддерживать ощущение постоянства своей личности. Мы лжем другим, чтобы утешить их или чтобы не нанести удар по их эмоциональному равновесию, как это часто бывает  в случаях так называемой «белой» лжи или чтобы скрыть свои истинные мотивы или проступки, которые только разозлили бы окружающих, а для нас повлекли социальную изоляцию и наказание.

  Мы считаем, что в глубинной основе обмана всегда лежат сильные эмоции, поскольку эмоции неизменно предшествуют лжи и даже более тонким формам обмана (таким как иллюзии по поводу самих себя и близких отношений). Мы чувствуем стыд, когда  падает наша самооценка, поскольку целостность иллюзий  в отношении самих себя оказывается нарушенной и сквозь эти бреши на поверхность выходит наша заурядность и наши неудачи.     Мы чувствуем страх, когда обнаруживаются наши проступки. Мы чувствуем угрозу того, что другие люди начнут воздействовать на нас или управлять нами, поэтому мы  и  искажаем действительность в глазах окружающих, чтобы скрыть нашу собственную уязвимость и нарушить благополучие соперника. Мы чувствуем зависть и алчность и хотим обладать тем, чем обладает наш конкурент, будь то более высокий заработок или внимание противоположного пола.

  Точно также мы чувствуем заботу и желание защитить других, когда осознаем угрозу, способную нанести ущерб благополучию наших близких, поэтому мы скрываем от своих детей неприглядную действительность, скрывающуюся за процедурой развода. Мы чувствуем озабоченность и тем самым заглушаем наше разочарование от неудачно, но с наилучшими намерениями выбранного женой подарка, мы озабочены и когда притворяемся, что с радостью готовы в очередной раз сопровождать стареющего отца в местный клуб любителей лото. Мы чувствуем сострадание к несчастным, даже если при этом ужасаемся при виде их бедствий, как это бывает, когда мы сталкиваемся с инвалидами и пытаемся скрыть отвращение, вызванное их увечьями. Такого рода чувства, столь сильные, что они не поддаются контролю, и попытки их скрыть, характерны для любой человеческой культуры.

  Итак, мы испытываем побуждения к обману с обеих сторон: с одной – источником лжи и обмана становятся наши эгоистические эмоции, а с другой  - эмоции, заставляющие нас оказывать помощь и заботиться о других. И испытывать столь противоположные чувства способен один и тот же человек!

 

 

II. Классификация типов лжи.

 

 

  Пытаясь построить классификацию типов лжи, мы можем положить в ее основу системы, соответствующие различным формам этого феномена. Мы лжем по поводу наших чувств, по поводу произошедших с нами событий и по поводу того, что мы собираемся делать. Тем или иным образом ложь и обман могут проявляться в каждом нашем действии, мысли и чувстве. Истина и ложь присутствуют в нашей жизни, подобно многим другим диаметрально противоположным качествам: твердому и мягкому, громкому и тихому, сухому и мокрому.   Нас окружают полярности, но при этом один из членов пары проясняет смысл и значение противоположного. То же в равной степени относиться к истине и лжи. Если мы на минуту задумаемся, нам станет ясно, что понятие истины и истинного предполагает существование лжи и ложного. У нас просто не было бы никаких оснований подозревать, что вещи могут быть на самом деле иными, чем они представляются на поверхности, если бы наш разум не был сконструирован таким образом, что допускает ложность опыта, касающегося других, самих себя и окружающего мира. На каком-то очень глубинном уровне сам человеческий опыт приводит людей к убеждению, что обман существует и является частью мира. В основе поисков истины, осуществляемых в акте познания, поисков красоты и даже наших религиозных исканий, вероятно, лежит насущная потребность докопаться до сути или глубинной природы реальности. Отчасти все наши эстетические, моральные, религиозные и интеллектуальные устремления направлены на то, чтобы счистить налет обмана и иллюзий и приблизиться  к истине как к состоянию блаженной гармонии с миром.

  Можно утверждать, что обман, ложь, притворство и сокрытие своего истинного я существуют как часть социального мира, в котором мы живем. В силу этого факта новорожденному, вступившему в этот мир, ничего не остается, как испытывать его влияние. Ребенок быстро узнает о существовании обмана, усваивает его правила и становиться активным участником этого процесса. Дети, как и взрослые, погружены в межличностные отношения и взаимоотношения с миром, и одной из характерных черт, присущих всем этим отношениям, является обман. Таким образом, в сущности, ложь, обман и притворство представляют собой не более чем «естественную» составляющую нашего окружения.

  Ученые часто проводят разграничения между различными видами обмана; например, обмана с целью защитить себя от наказания или обмана с целью пощадить чувства других. При этом проявление обмана с целью пощадить чувства других могут принимать любые формы, начиная от заявления неверного любовника, что если измена будет раскрыта, это принесет страдания его девушке, до уверений маленькой девочки, будто ей  нравиться связанный бабушкой свитер, хотя на самом деле это совсем не так. И хотя мы действительно можем поверить тому, что когда девочка  обманывает свою страдающую артритом бабушку, это вызвано желанием пощадить чувство другого человека, но испытываем определенные сомнения по этому поводу в случае неверного любовника. Является ли его обман попыткой избежать наказания или гнева подруги, или же он действительно вызван желанием пощадить ее чувства?  Лежит ли в основе его обмана осознание того, что он может принести боль своей девушке, или же самообман, то есть бессознательный мотив избежать наказания и боли?

  Хотя  может быть предложено множество других классификаций типов обмана, остановимся на следующем разграничении, в основу которого положены такие характеристики, как степень осознания обманщиком своих действий и то, кто является жертвой совершаемого обмана. Таким образом, для обсуждения темы лжи и обмана в повседневной жизни разграничим три типа обмана:

1)обычный обман по  отношению к другим людям, совершаемый осознано;

2)обман по отношению  к другим людям, требующий некоторой  доли самообмана;

3)самообман, совершаемый  даже в отсутствии других людей,  то есть из потребности в  иллюзиях.

 

 

 

 

2.1.Обман, совершаемый  осознано.

 

  Примеров обмана, совершаемого по отношению к другим людям, можно привести множество. Дети говорят, что выполнили свои домашние обязанности, хотя это и не так, чтобы избежать родительского гнева и наказания. Студенты лгут преподавателям, что не успели выполнить задание из-за болезни друга. Живущие вместе люди часто говорят друг другу вещи, которые, как им обоим  хорошо известно, не соответствуют действительности.

В большинстве этих примеров содержится обман, направленный на избежание  гнева или наказания со стороны  других за то, что мы не сделали того, что должны были сделать (либо, напротив, сделали то, чего не должны были делать). Обманщик знает, что от него требуется, и пытается скрыть тот факт, что он не оправдал ожиданий другого человека. Обманщик также знает, что собирается сделать другой; таким образом, обман конкретно направлен на то, чтобы ввести другого человека в заблуждение  или скрыть от него свои действия. Именно этот тип обмана чаще всего становиться объектом социального осуждения. Фразы типа: «Ты должен набраться смелости и понести полагающееся  тебе наказание, если не сделал того, что был должен, или сделал то, чего не должен был делать», - отражают хорошо знакомые всем чувства по поводу такого рода обмана.

  Обман обижает нас двояко: во-первых, самой причиной обмана, а именно неспособностью человека поступать ( или не поступать) таким образом, чтобы не нарушать данных им обещаний, выполнять свои обязанности или оправдывать ожидания окружающих. Проступок может носить как моральный характер, так и просто заключаться в невыполнении своих обязательств. Во- вторых, обман отражает состояние межличностных отношений. Эта тема находит отражение во фразе: «Ты мне солгал». Мы понимаем, что в этом случае предметом осуждения является не столько проступок, связанный с действиями, мыслями или желаниями обманщика, сколько межличностный проступок, связанный с ложью другому человеку. Считается, что люди, состоящие в значимых отношениях- друзья, родители и дети, супруги, сексуальные партнеры, - не должны лгать друг другу; ложь разрушает ткань отношений и подрывает взаимное доверие. Примеры такого рода обмана обычно приводятся в качестве иллюстрации деструктивной природы лжи, поскольку он отражает факт разрушения межличностных отношений. И хотя такой обман совершается повсеместно и может глубоко внедриться в ткань нашей психической жизни, нам вполне понятно, почему нас так расстраивают ложь и обман со стороны близкого человека. В этих формах обмана нас больше всего волнует утрата межличностного доверия, ассоциирующаяся с ложью.

  Хотя мы отнюдь не симпатизируем подобному обману, он вполне понятен. Следует учесть, что избегание вреда и наказания, даже за свои собственные прегрешения, имеет адаптационную ценность. Если принять во внимание этот факт, ложь можно рассматривать как естественное следствие ведущего к ней проступка. Адаптационная ценность лжи может быть продемонстрирована на следующем примере. Если бы  вы жили в обществе, в котором считается, что наказанием за воровство должно быть отрубание руки, вы бы ни за что не признались в воровстве, особенно если этого никто не видел. Вы, по всей вероятности, солгали бы, чтобы избежать столь страшного наказания. Таким образом, в определенном смысле ложь является адаптивной  формой поведения. По этой причине важно различать сам акт лжи и ведущий ко лжи проступок. Хотя воровство является бесчестным и, возможно, не адаптивным актом, ложь о своей не причастности к воровству является адаптивной, если она помогает избежать наказания.

Информация о работе Обман и иллюзии в человеческой жизни, как мужчины и женщины ведут себя в ситуации обмана