Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа
Представим здесь, и аргументы в пользу той точки зрения, согласно которой, принимая во внимание повсеместный характер обмана, пора, быть, может, рассмотреть двуличность не как неизбежное зло, сопровождающее человеческое существование, а как еще одно проявление того, насколько поразительна человеческая изобретательность, когда дело касается приспособления к существованию в окружении других людей. Такая адаптивность предполагает, что люди используют обман функционально и стратегически, как в социально одобряемых целях, так и по причинам, порождающим недоверие и осуждение окружающих.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Обман и иллюзии в человеческой жизни. 3
I. Обман и эмоции. 3
II. Классификация типов лжи. 4-5
2.1.Обман, совершаемый осознано. 5-7
2.2.Обман других людей, требующий самообмана. 7-8
2.3.Самообман 8-9
III. Моральные аспекты обмана. 9-11
IV.Проявления индивидуальных различий в актах лжи и обмана. 11-12
4.1. Возрастные различия, связанные с обманом. 12-15 4.2. Социальные роли: гендерные влияния. 15-17
4.3. Обман в незападных культурах. 17-19
4.4. Ложь, оборачивающаяся во вред лжецу. 19-21
V. Лгущее «Я». 21-23
Глава 2. Гендерные различия во лжи: как мужчины и женщины ведут себя в ситуации обмана. 23-25
I. Как лгут мужчины и женщины. 25
1.1. Больше лжи, меньше лжи. 25-28
1.2. Ложь откровенная, ложь искусная. 28-29
II. Ложь как серьезное занятие. 28-29
III. Ложь в близких и случайных отношениях. 30-31
IV. Видишь правду, видишь ложь. 31
4.1. Незамеченная ложь, вопрошающая правда. 31-33
4.2. Видим лица, слышим голоса. 33-36
V. Ложь на протяжении человеческой жизни. 36
5.1. Детство и юность. 36-38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38-39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
III. Ложь в близких и случайных отношениях.
Так как близкие межличностные отношения могут быть по некоторым причинам более важны женщинам, чем мужчинам, предполагали, что угроза, которую может нести ложь таким отношениям, должна особенно беспокоить женщин. В результате они могут воспринимать ложь, обращенную к их близким друзьям, более серьезно, чем ту ложь, которую они говорят просто знакомым, и в дневниковых записях часто отмечалось это различие даже для светской лжи. Если женщины особенно волновались из-за угрозы их близким отношениям, которую несет ложь, то пытались ли они справиться с этим прямо, то есть просто пытаясь меньше врать близким друзьям, чем простым знакомым? Они действительно пытались так сделать, но подобным же образом поступали и мужчины, и женщинам это свойственно не в большей степени , чем мужчинам. В чем действительно видно различие между полами, так это в том, сколько труда вкладывается в ложь и при каких обстоятельствах.
Относительно каждой лжи, записанной при исследовании с дневниками, испытуемые рассказывали, насколько, по их мнению, серьезной была ложь, которую они говорили, как долго они ее планировали и насколько важно им было оставаться не пойманными. Стоит обратить внимание на то, что они говорят о людях, которым врали, - и, самое важное, назовут они их близкими друзьями или знакомыми? Можно предположить, что большинство испытуемых больше труда вкладывают в ложь, которая предназначалась близким друзьям, чем в ложь для знакомых. Женщины как раз и повели себя таким образом. Например, когда они рассказывали о лжи, предназначенной близким друзьям, то утверждали, что продумывали эту ложь гораздо тщательнее, чем ту, что хотели сказать простым знакомым. У мужчин это, однако, совсем не проявлялось. Скорее, они вели себя противоположно предположению, говоря, что ложь гораздо важнее лжи, предназначенной близким.
IV. Видишь правду, видишь ложь.
В женской лжи есть некий отблеск тепла и примирения по сравнению с мужской ложью. Конечно, по большей части эта позитивность и поддержка ложна, так как женщины сами себя в этом убедили. Так, в исследовании с картинами они иногда признавались в большей неискренности, чем мужчины, а также утверждали, что пытались убедить студенток- художниц в том, что гораздо позитивнее относятся к их картинам, чем это было на самом деле.
Данные из эксперимента с картинами говорят о том, как мужчины и женщины ведут себя по отношению к другим. Но было интересно и то, воспринимают ли женщины других так же позитивно и примирительно? Например, склонны ли они в большей степени, чем мужчины, видеть других такими, какими те предпочитают, чтобы их видели?
4.1. Незамеченная ложь, вопрошающая правда.
Возвращаясь к исследованию с картинами, чтобы попытаться побольше узнать о том, в чем различается восприятие других у мужчин и женщин. Были показаны видеозаписи того, как испытуемые обсуждали картины, другим мужчинам и женщинам, которых назовем «судьями». Судьи наблюдали, как испытуемые говорят о картинах, которые им нравятся и не нравятся. Однако судьям не сказали, какие картины нравились испытуемым, а какие – нет. Хотелось узнать, почувствуют ли они неискренность, слушая, как испытуемые обсуждают разные картины, включая и работы, приписанные ассистентке(художнице). И конечно же, хотелось узнать, отличается ли у женщин и мужчин ощущение неискренности.
Конечно же, различия были. Судьи – женщины считали, что испытуемые более честны при дискуссии с художницами, чем это было по мнению судей – мужчин. Выявились определенные виды разговоров, показавшиеся женщинам более честными, чем показалось мужчинам. Сюда входило обсуждение тех картин, нарисованных самими художницами и нравящихся испытуемым, и беседы испытуемых, которым сказали быть особенно вежливыми и постараться не задевать чувств художниц. Конечно же, это были только те разговоры, в которых испытуемые должны были говорить хорошее о картинах (независимо от того, думали ли они так или нет). Было обнаружено, что оценки того объема приятия, который, как казалось, испытуемые стремились продемонстрировать художницам, у мужчины и женщины особо не отличается. Но обнаружилась огромная разница в оценке объема приятия, который действительно ощущали испытуемые. Женщины полагали, что приятие испытуемых гораздо больше, чем это предполагали мужчины. Женщины по сравнению с мужчинами были более склонны думать, что подавляющая часть положительных эмоций, выражаемых испытуемыми, была истинной, а меньшая часть была преувеличена. Наверное, корректно будет сделать вывод, что испытуемые хотели, чтобы их выражение приятия выглядело искренне, и тогда женщины – судьи в большей степени, чем мужчины, были склонны видеть испытуемых так, как те того хотели. Они продемонстрировали большую склонность к приспособлению.
Это примитивный паттерн восприятия женщинами окружающих не раз наблюдался и в других исследованиях. Например, в одном эксперименте мужчинам и женщинам показывали видеозаписи, на которых испытуемые описывали людей, которые им нравились и не нравились. Иногда испытуемые описывали этих людей честно – вне зависимости от того, нравились им те или не нравились. В других случаях, однако, они описывали людей нечестно. Испытуемые притворялись, что им нравятся те люди, которые на самом деле им не нравятся, и наоборот. Были опрошены судьи, насколько, по их мнению, испытуемым действительно нравились те люди, которых они описывали. Когда испытуемые притворялись, что им нравятся люди, которых они на самом деле презирали, женщины верили им в большей степени, чем мужчины. То же самое мы обнаружили в исследовании с картинами. Женщины в отличие от мужчин рассматривали неприкрытое выражение другими людьми своего восхищения как более искренне. Женщины – судьи в эксперименте с описанием людей были не только более позитивны в восприятии испытуемых, но также более мирными. Они видели испытуемых такими, какими те хотели, чтобы их видели. Когда испытуемые притворялись, что им не нравятся те люди, которые в действительности им нравятся, то было нужно, чтобы окружающие поверили в это чувство неприятия и пытались убедить других в том, что испытывают негативные чувства, хотя на самом деле это было не так. Женщины – судьи в большей степени, чем мужчины – судьи, поддались этому. Они чаще, чем мужчины, говорили, что испытуемым не нравятся описываемые теми людьми. Можно предположить, что для женщин более важно придерживаться примирительной линии, нежели позитивной. Ведь когда другим нужно было, чтобы их воспринимали негативно, женщины их так и воспринимали.
Когда женщины слушают человека, который только притворяется, что ему кто- то нравится, и думают, что тот человек испытывает позитивные чувства, они не замечают обмана. Или они не видят обмана, или же видят, но закрывают на это глаза. Если женщины фактически слепы к обману, то не потому, что они его не видят. Когда женщины наблюдают за людьми, которые не врут, они лучше воспринимают их чувства, чем мужчины. В том же исследовании с описанием людей в случаях, когда говорившие честно описывали тех, кто им нравился и кто не нравился, женщинам – судьям удавалось гораздо лучше, чем мужчинам – судьям, осознать, насколько людям действительно нравился предпочитаемый человек и насколько не нравился наименее предпочитаемый. Таким образом, женщины могут лучше, чем мужчины, понимать, что чувствуют другие люди, когда говорят правду; но они отнюдь не превосходят, а иногда и уступают мужчинам в условиях, и когда люди лгут. И снова мы приходим к приспособлению к желаниям других. Когда люди говорят правду, они хотят, чтоб другие увидели их истинные чувства, но когда они врут, то хотят, чтобы только поддельные чувства были заметны. И именно так и воспринимают это женщины.
4.2. Видим лица, слышим голоса.
Когда у людей есть какие-то чувства или установки, которые они хотели бы скрыть от других, они нарочно стараются быть осторожными в поведении, чтобы эти чувства «не просочились». Они, конечно, следят за тем, что говорят, но точно также следят за тем, как говорят. Например, если мужчина предлагает купить китайской еды, а женщина четыре вечера назад уже купила китайской еды и последующие три вечера доедала остатки, то она может попытаться изобразить удовольствие от предложения. И если так, то она попытается овладеть выражением своего лица, чтобы убедить мужчину в том, что испытывает удовольствие от его предложения, и не показать ему разочарование, которое испытывает на самом деле. Большинство людей, как мужчины, так и женщины, действительно контролируют свою мимику, чтобы на их лицах отражалось только то, что им самим нужно. Они помнят об этом потому, что лицо очень часто является объектом внимания и интереса в социальном взаимодействии. Когда чувства, которые люди пытаются спрятать, не являются чрезвычайно сильными, то им обычно удается напустить на себя то выражение лица, которое им нужно. То есть когда ставки не слишком высоки, людям обычно легко удается лгать с помощью мимики. Если кто – нибудь попытается проверить, можно ли верить их лицам, то его будет легко одурачить. Вместо того чтобы увидеть, что действительно чувствует человек, обманутый увидит притворное чувство.
Ситуация меняется, если речь идет о таких проявлениях эмоции, как движения и интонации голоса. Похоже, люди не обращают столько же внимания, сколько они уделяют выражению лица, на положение тела и движения рук и ног. Вероятно, они пытаются контролировать и интонации голоса, но это очень трудно и не всегда получается.
Существуют важные различия между теми видами проявления эмоций, которые должны передавать то, что нужно людям, и теми, которые могут выдать то, что люди пытаются скрыть. Выражение лица в обычных обстоятельствах легко поддаются контролю и могут выражать то, что человеку нужно. Телодвижения и, что еще нагляднее, интонации голоса могут, напротив, выдавать то, что человек пытается скрыть. Если женщины хотят подстроиться к другим людям, то могут обратить внимание на выражение лиц тех, за кем они наблюдают, потому что именно мимика наиболее точно передает то, что люди хотят продемонстрировать. Они могут обращать меньше внимания на движения или интонации и, уж конечно, не сумеют поймать мимолетное «микромоментальное» выражение лица, которое появиться лишь на долю секунды, но будет противоречить более длительному, полному и намеренному выражению, но могло бы открыть то, что должно было быть спрятано. Противоречия также будут вне ограничений: если женщина заметила, что другой человек в одно и то же время проявляет противоречивые эмоции и притворяется будто чувствует что-то, чего на самом деле не чувствует, она может это пропустить.
Были проведены несколько исследований, которых изучалось, каким видам поведения отдают предпочтения мужчины и женщины.* Испытуемым показывали видеозапись, на которой человек пытался выразить противоречивые чувства. Например, у женщины на записи могло быть радостное выражение лица, но печальный голос или же, наоборот, - печальное лицо, но счастливый голос. Было обнаружено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение визуальной информации – определяя, как может чувствовать себя женщина, они судили по тому, что отражалось на ее лице или же в движениях, но не по ее голосу. Испытуемые не замечали ту информацию, которая содержалась в голосе, или же просто доверяли ей в меньшей степени, чем, скажем выражению лица. В этом проявляется примирительный стиль поведения наблюдателей. Они выбирают именно те проявления (т.е. мимические), которые людям легче регулировать, и заставляют проявлять то, что им нужно, не выдавая того, что является лишним. Отсюда должно следовать, что женщины проявляют этот примирительный паттерн восприятия других гораздо больше, чем мужчины. И именно это мы и обнаружили.
Вышеописанные исследования показали, что женщины в большей степени, чем мужчины, уделяют особое внимание тем проявлениям, которые лучше поддаются контролю. Но когда они видят такие хорошо регулируемые проявления эмоций, как выражение лица, могут ли они понять отношение или чувства, передаваемые этими проявлениями? Действительно ли они делают это лучше мужчин? И насколько успешно удается им читать то, что не предназначено для «чтения», например интонации голоса, микромоментальные или противоречивые проявления эмоций? Чтобы разобраться в этом, мужчинам и женщинам показали видеозапись выражений лица, положений тела и движений (без сопутствующей демонстрации лица), а также выражений лица и движений тела, противоречащих интонации голоса в контексте передаваемых эмоций. Кроме того, показали запись выражений лица, которые длятся лишь долю секунды (по сравнению с мимолетными микромоментальными выражениями), и прокрутили звуковое сопровождение этих записей, где можно было слышать лишь интонации, а разобрать слова нельзя ( они были приглушены или искажены). Мы обнаружили, что женщины гораздо лучше, чем мужчины, воспринимают эти невербальные послания. Очень важно, что им особенно хорошо удавалось понимать именно те послания, которые и предназначались другими для понимания, то есть те, которые легче всего контролировать. Самым большим преимуществом женщин перед мужчинами было то, что они могли толковать обычные выражения лица. Лучше, чем мужчины, женщины толковали движения и положения тела, но все же не настолько хорошо, как мимику. В восприятии интонаций они теряют свои преимущества, так же как и при толковании мимолетных выражений лица. В попытках определить, были ли выражения лица противоречивыми или нет, женщины порой сильно уступали мужчинам.*
Превосходство женщин над мужчинами в способности понимать невербальные проявления очевидно. Женщины лучше всех толкуют эмоциональные проявления, которые другим легче регулировать и таким образом передавать именно то, что необходимо. Но только проявления становятся более завуалированными и труднее поддающимися контролю, женщины, как правило, теряют свое преимущества перед мужчинами и, в конце концов, в некоторых случаях вовсе их лишают. В лаборатории жителей США, но и во множестве других опубликованных исследований половых различий в понимании невербальных проявлений. И это явление не является уникальным для США. Навыки чтения выражений лица, телодвижений и интонаций голоса у мужчин и женщин были оценены на 51 испытуемом из одиннадцати разных стран. Результаты были в значительной степени сопоставимы с тем, что мы уже знаем о представителях североамериканской культуры; женщины лучше мужчин толкуют выражения лица, менее удачно – телодвижения и гораздо хуже интонации голоса.
В некоторых странах, однако, обнаружился удивительный феномен, но эти различия были не случайны. В государствах, где женщины по сравнению с мужчинами особенно склонны демонстрировать паттерн подстройки при чтении невербальных проявлений, они находятся в угнетаемом положении. Это страны, в которых женщин с высшим образованием и женских организаций совсем мало.
Даже в изученной нами выборке жителей США отнюдь не все женщины демонстрировали паттерн подстройки, а те, которые проявляли его, делали это в разной степени. И снова различия были весьма значительными. Те, у кого данный паттерн проявлялся четче, страдали от враждебности, неспособности попросить помощи у других, были менее ловкими социально (т.е. менее проницательны, искусны и успешны в передаче другим непрямых значений), а также хуже воспринимали себя (т.е. оставались сами собой во всех ситуациях и не пытались изменить свое поведение в зависимости от остановки). Женщины, склонны более мирно рассматривать окружающих, - это те, кто не хочет обидеть или навязываться, а также наивно открывать себя другим. Они, как правило, не склонны к хвастовству, манипуляциям, враждебности или ассертивности.
Интересно было бы узнать, какой может быть межличностная жизнь женщин, наиболее ярко демонстрирующих примирительный паттерн. Одним из предположений было то, что женщины, кажущиеся кроткими, в общении с другими будут непопулярны и несчастливы. Но то, каким образом эти женщины проявляют свою «кротость», согласуется с общепринятыми стандартами поведения представительниц женского пола. Согласно традициям, женщины должны быть осторожны, чтобы не обидеть других и не навязываться. Если есть выгода от соответствия полоролевой принадлежности, то, возможно, женщины, которым удается подстраиваться, будут наиболее успешно социально.