Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:14, курсовая работа
Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Деятельностный подход в психологии…………………………7
1.1. Деятельность как категория, объяснительный принцип и
психологический феномен………………………………………………...9
1.2. Основные положения деятельностного подхода в психологичес-
кой науке…………………………………………………………………..36
1.3. Структура и виды деятельности…………………………………….46
1.4. Понятие ведущей деятельности, принцип смены ведущих деятельностей в онтогенезе……………………………………………………62
Глава 2. Общение как социально-психологический феномен…………84
2.1. Роль общения в развитии личности………………………………....87
2.2. Виды общения………………………………………………………...91
2.3. Структура общения…………………………………………………..96
Заключение. ……………………………………………………………...103
Список литературы………………………………………………………103
Социальность деятельности человека также является ее неотъемлемым свойством. Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. (1982. Т. 2). Социальность деятельности человека проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами и, по выражению Л. С. Выготского, возникает дважды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная.
Психологическое изучение деятельности, создание новых теоретических схем, исследования различных видов деятельности имеют значение не только для психологии. Дело в том, что важной общенаучно - методологической задачей было и остается создание общей теории деятельности (аналог в философии — общая теория познания). Г. П. Щедровицкий отмечал, что без общей теории деятельности исследователи, изучающие деятельность в частных науках, в том числе и в психологии, не имеют необходимых методологических средств. Без такой теории ученые не имеют средств для решения междисциплинарных проблем, например проблемы обучения и развития, находящейся на стыке педагогики и психологии. Очевидно, что в создании общей теории деятельности психологии должна принадлежать особая роль как науке, в рамках которой осуществляется междисциплинарный синтез знаний о деятельности, полученных в различных науках.
Объяснительные принципы психологии.
Принципы объяснения
— основополагающие положения, предпосылки
или концепции, применение которых
позволяет содержательно
Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие
и развитие — два неразрывных аспекта
взаимного влияния объектов, неизбежного
в силу пространственно-временной структуры
мира. Свойства целостности, структурное
разнообразие, эффекты развития, формирование
нового получают объяснение на основе
этого фундаментального принципа. Неразделимость
взаимодействия и развития проявляется
в том, что взаимодействие возможно только
как развитие, а развитие — это «способ
существования... взаимодействующих систем,
связанный с образованием качественно
новых... структур... за счет развивающего
эффекта взаимодействия» [10]. Структуры,
с этой точки зрения, представляют собой
фиксированные этапы развития систем.
Для психологии важно выделение как самого
процесса взаимодействия и развития, так
и продуктов этого процесса — структур,
фиксирующих информационные модели совершившихся
взаимодействий.
Принцип взаимодействия и развития получил
выражение в фундаментальной концепции
эволюции. Эволюция — это процесс накопления
изменений в структуре взаимодействующих
объектов и увеличения их разнообразия
во времени. Вопреки распространенной
точке зрения эволюционная теория не является
собственно биологической, она была сформирована
и развивалась как междисциплинарная
и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют
физические, биологические и социальные
системы, биогеоценозы, планетные системы,
галактики и Вселенная в целом.
Онтогенез
— развитие индивидуальных
Филогенез — эволюция биологических
видoв.
Развитие индивидуальных организмов (онтогенез)
находится в определенном соотношении
с эволюцией биологических видов (филогенезом).
Это соответствие сформулировано в виде
биогенетического закона: онотогенез
всякого организма есть краткое и сжатое
повторение (рекапитуляция) филогенеза
данного вида.
Эволюционный процесс совершается в два
этапа:
1) формирование многообразия и его фиксация
в специализированных структурах;
2) отбор новых форм по их адаптивной ценности.
Эволюция как процесс порождения нового
необратима. Обратимость требовала бы
бесследного исчезновения структур, зафиксировавших
этапы развития. Эволюция лежит в основе
феномена необратимости времени[11]. В
процессе эволюции у живых организмов
формируются специализированные структуры,
фиксирующие модели совершившихся взаимодействий,
накопленных как в истории вида, так и
в уникальной индивидуальной истории
взаимодействий с миром. Компоненты таких
структур представляют модели именно
целостных взаимоотношений организма
с миром, которые не могут быть сведены
к отдельным их аспектам:
• ни к объектам как таковым (атрибутивный
аспект),
• ни к воздействиям на них (операциональный
аспект),
• ни к воздействиям объектов на организм
(стимульный аспект),
• ни к цели воздействия (интенциональный
аспект),
• ни к результату взаимоотношения (прагматический
аспект).
Рассматриваемые далее принципы непосредственно
вытекают из принципа взаимодействия
и развития (в дальнейшем — принцип взаимодействия)
и являются различными формами его конкретизации.
Принцип детерминизма. Согласно этому
принципу, все существующее возникает,
видоизменяется и прекращает существование
закономерно. Детерминация, или причинность,
— генетическая связь явлений, порождение
предшествующим (причиной) последующего
(следствия), поэтому принцип детерминизма
имеет прямое отношение к принципу взаимодействия
в отличие от иных типов закономерностей,
связывающих явления, например корреляций
(этот тип отношений проявляется в совместной,
согласованной вариации переменных и
не отражает ни источник, ни направленность
влияний, определяющих связь между ними).
Причинная (каузальная) связь асимметрична
— она приводит к порождению нового и
как процесс развития необратима. Именно
отношение генерации, порождения между
причиной и следствием, является отличительной
чертой причинно-следственной связи, тогда
как их последовательность во времени
— лишь результат такого отношения. Важно
отметить, что причинно-следственные отношения
могут быть установлены лишь в эксперименте.
Для круга дисциплин, исследующих живые
организмы, и для психологии в том числе,
важную роль играет такое явление, как
целенаправленность, т. е. направленность
на достижение результата или заранее
предполагаемого события. Существует
традиция объяснения этого явления через
специальные виды детерминации, например
целевой детерминации, или детерминизма
типа обратной связи [12].
Следует различать
принцип детерминации как реализации
отношения порождения (детерминация лежит
в основе развития, возникновения новых
объектов, явлений и их свойств) и концепцию
детерминизма, при помощи которой описывают
взаимодействия объектов в классической
механике. Механический, или линейный,
детерминизм не обладает таким важнейшим
свойством, как необратимость во времени,
поскольку классическая механика, изучая
статику или динамику объектов и их взаимоотношений,
не обладает теоретическим аппаратом
для описания их развития и эволюции (Пригожин
И. С., Стенгерс И., 1991).
Однако представление
о цели (будущем состоянии среды) как о причине противоречит тому,
что цель будет достигнута в результате
целенаправленного действия на среду,
и в данной паре событий является следствием.
Порядок причины и следствия в этих случаях
инвертирован, что приводит к очевидному
временному парадоксу. Парадокс легко
разрешается, если направленность на цель
понимать не как влияние будущего на прошлое,
а как реализацию моделей совершившихся
ранее целостных взаимодействий, зафиксированных
в специальных структурах.
В конце XIX - начале XX в. основные психологические
школы и направления принимали идею механического,
линейного детерминизма в качестве объяснительного
принципа. Д. Н. Узнадзе подверг критике
такое использование этой идеи, которую
он обобщил в форме постулата непосредственности.
Согласно этому постулату, психические
явления, включая феномены сознания, являются
следствием воздействий объективного
мира (Узнадзе Д. Н., 1966).
Именно предполагаемая
жесткая связь причин и следствий в механических
линейных каузальных взаимоотношениях
внутреннего (психического) и внешнего
(объективного мира) позволяла использовать
постулат непосредственности как обоснование
познаваемости психики. Известны частные
формулировки постулата непосредственности,
например предложенный В. Вундтом принцип
замкнутой каузальности психики, согласно
которому психические следствия вытекают
из психических же причин (Вундт В., 1912).
Содержательная
критика этого постулата показала, что
введение промежуточных переменных, например
таких, как познавательные схемы (в версии
когнитивного бихевиоризма) или представление,
что культура является фактором, опосредствующим
влияния объективного мира на психику,
не отменяет постулата (Леонтьев А. Н.,
1975; Узнадзе Д. Н., 1966), поскольку суть непосредственности
состоит в принятии именно механической
линейной версии детерминации, неприменимой
для объяснения развивающихся, целостных
объектов.
Принцип целостности.
Этот принцип применяется для объяснения
таких свойств объектов, как сохранение
их идентичности при вариации частных
характеристик в достаточно широких пределах
(например, сохранение идентичности личности
на протяжении ее развития); приобретение
качественно новых свойств в процессе
взаимодействия (например, формирование
психики в эволюции живых организмов);
несуммируемость свойств частей в свойства
целого (известный афоризм: целое не равно
сумме своих частей) и т. п.
В истории науки
существовали различные версии отношения
к феноменам этого круга: от обоснования
отрицания рассматриваемых свойств (элементаризм,
редукционизм и др.) до признания целостности
первичным началом, мистифицирующим суть
явления (холизм) (Петровский А. В., Ярошевский
М. Г., 1996).
Элементаризм (атомизм) — механистическая
версия принципа целостности, предполагающая
составленность целого (системы) из элементов
и возможность разложения системы в набор
(несвязное множество) исходных элементов.
Такая трактовка целостности находится
в противоречии с принципами взаимодействия,
системности, субъектности и др.
Редукционизм (от лат. reductio — снижение,
сведение) — принцип, по сути отрицающий
целостность объектов. Редукционизм объясняет
свойства объектов и явлений через наиболее
простые процессы и свойства, лежащие
в основе объясняемого.
Редукционистское
объяснение может быть дано не только
через свойства нижележащего уровня, через
редукцию вниз, например как объяснение
феноменов восприятия через морфологические
свойства нейронов зрительной коры, но
и через редукцию вверх, например как объяснение
этих же феноменов с использованием понятий
социологии и культурологии. Такие объяснения
основываются на произвольно выделенных
свойствах объекта исследования.
Холизм (от греч. ????— целый,) — версия принципа
целостности, постулирующая невыводимость
свойств целого из свойств компонентов
и признающая целостность первичным, не
сводимым ни к чему началом. Заметим, что
принцип системности также исходит из
того, что целостность объектов является
их неотъемлемым качеством, но объясняет
их на основе принципов взаимодействия
и детерминизма.
Конкретно-научный аспект целостности
подчеркивается в формулировке принципа
целостности как принципа системности.
Согласно этому принципу, свойство целостности
присуще особому классу объектов — системам.
По определению П. К. Анохина, «система
— это множество элементов (компонентов),
обладающих генетической общностью, отношения
которых носят характер взаимосодействия
для обеспечения определенного взаимоотношения
с миром» (Анохин П. К., 1978). Система формирует
и воспроизводит адаптивные взаимоотношения
с окружающей средой, которые обеспечивают
ее развитие, т. е. сохранение, воспроизведение,
видоизменение и т. д.
Описать конкретную систему позволяют:
1) репертуар — все множество моделей взаимодействий,
которые идентифицируют по полезным приспособительным
результатам (продуктам взаимодействия)
(Анохин П. К., 1978; Швырков В. Б., 1995);
2) структура — относительно устойчивое
единство компонентов системы и их взаимоотношений.
Целостность системы как структуры, фиксирующей
модели взаимоотношений с миром, обеспечивается
общностью происхождения ее компонентов,
их общей эволюцией. Результат, достигаемый
при актуализации любого взаимодействия
из множества аккумулированных, имеет
адаптивное значение для всего организма
в целом.
Принципы системности и взаимодействия
служат обоснованием концепции системогенеза
(Анохин П. К., 1978). Эта концепция противостоит
концепции развития как органогенеза
и описывает развитие организмов как процесс
формирования и усложнения систем. Определенная
система сформируется как общность компонентов
различной анатомической принадлежности,
совокупная активность которых обеспечивает
достижение важного для жизнедеятельности
индивида результата.
Степень онтогенетической зрелости конкретного
органа соответствует количеству систем,
для обеспечения которых происходила
дифференциация (специализация) его морфологических
компонентов. С этой точки зрения органы
представляют собой множества морфологически
фиксированных этапов развития взаимоотношений
организма с окружающей средой. Научение,
приобретение знаний, формирование структуры
субъекта реализуются как процессы системогенеза.
Элементарнзм —принцип,
Холизм — принцип, постулирующий невыводимость
свойств целого из свойств компонентов
и признающий целостность первичным началом.
Принцип активности. В основе феномена активности лежит
возможность реализации (актуализации)
моделей накопленных взаимодействий.
Как пишет Я. А. Пономарев, «активность
может быть понята как эффект аккумулированных
взаимодействий» (Пономарев Я. А., 1983, с.
14). Пространственно-временные и содержательные
характеристики активности определяются
соответствием свойств реализованных
в прошлом взаимодействий, фиксированных
в специализированных структурах, целям,
достижение которых актуально, характеристикам
ситуации, в которой цель будет достигаться,
и средствам, которые будут использоваться.
Активность обеспечивает непрерывность
развития.
Следует различать понятия активности
и действия: активность — феномен актуализации
фиксированного ранее целостного цикла
взаимоотношения, а действие — лишь один
из аспектов описания такого цикла.
Противостоящее принципу активности представление
о реактивности организмов также основывается
на приписывании абсолютного значения
одному из аспектов описания взаимодействия,
а именно — влиянию со стороны внешних
объектов. Реализующаяся активность мотивирована
структурами, аккумулировавшими модели
взаимодействий, т. е. субъектом, и характеризуется
как предметная по целям и результатам
(продуктам) активности.
Принцип субъектности.
Фиксация информационных моделей взаимодействий
приводит к формированию структур, сохраняющих
все многообразие произошедших взаимодействий
с миром. Такая структура уникальна, поскольку
история ее формирования индивидуальна,
способна к саморазвитию, обладает активностью
и является ее источником, целостна (в
соответствии с принципами взаимодействия,
детерминизма, системности и активности).
Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать
такую структуру как субъект взаимодействия.
Субъектами могут быть любые живые системы,
которые способны к фиксации и воспроизведению
информационных моделей взаимоотношений
с миром: животные и человек, индивиды
и социальные группы. В зависимости от
аспекта рассмотрения взаимодействия
могут быть выделены субъекты предметной
деятельности, межличностных отношений,
социальных отношений. Наиболее новые
в истории становления субъекта социальные
взаимоотношения реорганизуют и подчиняют
другие виды отношений субъекта с миром.
Социальные по своему происхождению речь,
сознание, способность к рефлексии являются
неотъемлемыми характеристиками человека
как субъекта социальных отношений (Брушлинский
А. В., 1996).
Следует отличать общепсихологический
принцип субъектности от феноменов субъективности,
непосредственной представленности субъективной
реальности каждому из нас. Возможность
осознавания некоторых аспектов целостных
взаимоотношений с миром присуща субъекту
именно социальных отношений.
Принцип реконструкции.
Структуры, которые аккумулируют модели
взаимодействия с миром (субъект) и процессы
их актуализации (т. е. приведение этих
структур в активное состояние), недоступны
непосредственному изучению. Как правило,
их обозначают как внутренние, или скрытые,
в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого
поведения.
Формулируя свое познавательное отношение
к этим структурам и процессам, исследователи
выдвигали предположения о доступности
этих структур и процессов самонаблюдению
(эмпирическая психология, интроспективная
психология) или выводили их за рамки исследования
(бихевиоризм).
Более продуктивными оказались формулировки
проблемы, которые предполагали существование
некоторого подобия между наблюдаемыми
характеристиками поведения и деятельности,
с одной стороны, и характеристиками скрытых
психологических структур и процессов
— с другой. На основе этой гипотезы были
сформулированы положения о единстве
поведения и психики, сознания и деятельности
(Рубинштейн С. Л., 1997), которые исходят
из общности строения доступных (внешних)
и скрытых (внутренних) процессов и продуктов
взаимодействия.
При такой постановке проблемы остается
нерешенным вопрос о границе между внешним
и внутренним: она условна, произвольна
и ситуативна, поскольку зависит как от
теоретической позиции исследователя,
так и от его обеспеченности аппаратурой.
Так, понимание поведения как реальности,
доступной наблюдению, расплывчато, неопределенно
и приводит к парадоксам: использование
аппаратуры включает в этот круг, например,
активность мышц и отдельных их волокон,
точно соответствующую активности мотонейронов
спинного мозга. Если не определена граница
между внешним и внутренним, то и сами
понятия внешнего и внутреннего оказываются
неопределенными, и задача выявления отношения
подобия между ними становится неразрешимой.
Принцип реконструкции, вытекающий из
принципов взаимодействия, детерминизма,
целостности, активности и субъектности,
позволяет снять проблемы как выделения
внешнего и внутреннего, так и определения
границы между ними. Так как развивающееся
взаимодействие всегда целостно, то различные
аспекты рассмотрения этого взаимодействия
с необходимостью являются согласованными,
т. е. между ними, по определению, существуют
отношения подобия.
Общая идея принципа реконструкции состоит
в определении отношений подобия между
различными составляющими всегда целостного
взаимодействия, часть которых доступна
для оценки при помощи исследовательских
процедур, а часть может быть только реконструирована
на основе этих оценок.
Согласно этому
принципу, на основе эмпирических оценок
одних компонентов взаимодействия (например,
временных характеристик поведения, продуктов
деятельности, электрической активности
мозга и мышечной активности) могут быть
реконструированы характеристики других
компонентов взаимодействия (структур
аккумулированных моделей взаимодействий
и процессов их формирования, реорганизации
и актуализации).
Общение и деятельность как феномены.
Общение и деятельность в человеческом сообществе есть главный предмет интереса социальной психологии, которая занимается исследованием закономерностей человеческого поведения в разнообразных группах и конкретных обществах. Но, прежде чем приступить к пониманию этих закономерностей, необходимо познакомиться с понятийным объемом феноменов "общения" и "деятельности" как таковых. Понятие общение в психологической науке представлено двумя своими значениями: первое определено как "сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми", порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека; второе определено как "знаковое средство взаимодействия", направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образах партнера по общению. Оба определения непосредственно соединяют общение и деятельность в жизненном пространстве человека. Поэтому, в целом, общение иногда называют "формой жизнедеятельности человека", которая имеет непосредственный социальный смысл и которая неизменно находится в рамках социокультурного индивидуального и общественного опыта. Понятие деятельность в психологической науке понимается как система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого возникает и воплощается в объекте психический образ и реализуется опосредованные этим образом отношения субъекта к предметной действительности. Исследования общения в отечественной науке имеют давние традиции. В начале ХХ века В.М. Бехтерев проводил эксперименты в рамках общей психологии с целью изучения некоторых сторон общения; И.М. Сеченов подчеркивал важность изучения общения, указывая на связь с "моральными чувствами". Позже А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев рассматривали общение в онтогенезе как один из факторов развития личности, как важнейшую социальную деятельность человека и как специфическую человеческую потребность; при этом особенно выделялись взаимосвязи процесса общения с важнейшими психическими процессами человеческого организма и сознания. Современные исследования феномена общения находятся в широком междисциплинарном пространстве, поскольку интересные разработки проблем общения имеются в философии, литературоведении, искусствознании, социологии и педагогике. Интерес к исследованию общения в психологической науке устойчив и постоянен, в последнее время в этом процессе наметились две актуальные тенденции: с одной стороны, исследования становятся все более прикладными (изучается специфика общения в самых разных группах и слоях общества или в межличностном пространстве при разных состояниях сознания у людей), с другой стороны, все больше исследований направлено на предельное обобщение особенностей знаково-символического контекста любого вида общения, при этом проводятся "археологические изыскания" ведущих архетипов и ритуально-обрядовых комплексов, формирующих сюжеты и сценарии поведения конкретного человека (или группы) в общении. История изучения категории "деятельность" непосредственно связана с историей становления советской психологической науки, основывающейся на марксистско-ленинской методологии. Деятельность сразу же была представлена в неразрывном единстве с психикой, минуя известные идеи опосредования человеческой активности психологией сознания, изучавшей психику вне поведения (например, интроспективная психология, гештальтпсихология). Введение принципов развития и историзма в исследованиях деятельности неизменно предполагало понимание деятельности как движущей силы развития психического отражения. В качестве объяснительного принципа психики данная категория использовалась при изучении самых разных сторон психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической и мн.др.). Из категории деятельности были оформлены принципы: единства строения внешней и внутренней деятельности; интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта; планомерного формирования умственных действий; "ведущей деятельности" как основы периодизации развития психики. Понимание сложного феномена общения невозможно без выделения и отдельного рассмотрения его аспектов: восприятия (перцепции), взаимодействия (интеракции) и обмена информацией (коммуникации). Перцепцией в общении или социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов, среди которых могут быть как отдельные личности и группы, так и целые общности. В расширенном толковании под социальной перцепцией понимают не только восприятие, но и познание и понимание друг друга субъектами общения и установления на этой основе взаимопонимания. От социальной перцепции принято отделять межличностную перцепцию или восприятие отдельным человеком другого человека. Межличностная перцепция может быть направлена на самые разные стороны воспринимаемого субъекта, от его внешности и поведенческих особенностей до личностных качеств и мировоззрения. В социальной и межличностной перцепции формируется представление о социальном объекте или субъекте; специфическим и важным процессом в социальном познании становится учет ожиданий, желаний, намерений, а также прошлого опыта субъекта. Содержание межличностного восприятия фиксируется интерпретацией поведения и мыслей человека (такое осуществляется, когда есть знание причин этого поведения или образа мыслей) и атрибуцией, приписыванием (когда в условиях полного незнания или дефицита знания истинных причин поведения и образа мыслей осуществляется наделение субъектов или объектов характеристиками на основе сходства с каким-то известным образцом или на основе анализа собственных мотивов). При восприятии фиксируются также известные эффекты "новизны" (формируется в значимом порядке предъявления информации), "ореола" (формируется как установка на восприятие при условии получения предварительной, значимой положительной или отрицательной информации) и "стереотипизации" (формируется как принятие сложившегося в обществе устойчивого образа какого-либо социального явления или социальной роли). Взаимопонимание, которое также относится к сфере социального познания, рассматривается как сложное социально-психологическое явление на основании специфических процессов "взаимораскрытия", "взаимоуподобления", и "уверенности в адекватности", воссоздаваемых в рефлексии содержания и формы в понимающем сознании. Взаимопонимание осуществляется посредством таких механизмов как идентификация, эмпатия, рефлексия и взаиморефлексия; оно также непосредственно связано с уровнем самосознания рефлексирующих индивидов, при этом богатство представлений личности о самой себе определяет богатство представлений о другом человеке, а полнота раскрытия другого человека может помочь осознать собственный внутренний мир. Проблема точности межличностного восприятия - вечно актуальная тема для социальной психологии вообще (с точки зрения понимания причин трудностей и барьеров в общении) и для социальных психологов в частности (с точки зрения профессиональной социально-перцептивной компетентности). Взаимодействие (интеракция) в структуре общения чаще всего связано с планированием и организацией совместной деятельности. В социальной психологии рассматривают в качестве основных следующие два типа взаимодействия: 1) "кооперация" или согласованное по многим основаниям взаимодействие в виде приспособления или ассоциации; 2) "конкуренция" или конфликтное в значимых факторах противодействие в виде оппозиции или диссоциации. Для понимания социального взаимодействия в социальной и психологической науке разрабатывались разнообразные теоретические модели. Среди наиболее известных и практически интересных часто называют: 1) теорию социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), которая предлагается как модель взаимодействия, где главное внимание исследователя должно быть обращено на важность поиска у каждого взаимодействующего субъекта доминирующих и мотивирующих факторов, которые побуждают человека реализовывать свои установки и потребности, развивая в отношении партнеров систему ориентаций и ожиданий при непосредственном стремлении к цели (общей или индивидуальной); 2) теорию социальной связи (Я. Щепаньский), которая предлагается как модель стадиального рассмотрения взаимодействия, при этом основное внимание обращено на необходимость присутствия таких стадий, как пространственный контакт (встреча), психический контакт (заинтересованность), социальный контакт (совместная деятельность) и в итоге развитие социального отношения как взаимной деятельностной структуры, сопряженной с общественной практикой; 3) теорию "транс-актной структуры" (Э. Берн), которая предлагает модель, реализованную как систему взаимодействия в схеме социальных ролей "родителя - взрослого - ребенка" с учетом специфического стиля каждой позиции, которая, к тому же, обладает некой своей стратегией взаимодействия при эффективном и неэффективном деятельностном контакте. Как особенные и самостоятельные, могут быть представлены также концепция "символического интеракционизма" (Дж. Г. Мид) и концепция "совместной деятельности" (Л.И. Уманский, А.Н. Леонтьев, А.И. Донцов и др.). Обе концепции разработаны как особое социально-психологическое направление, в котором активность человека взаимодействующего является принципиальным и решающим фактором, при этом в концепции "символического интеракционизма" акцент сделан на знаковой детерминированности ситуации взаимодействия, а в концепции "совместной деятельности" акцентируется степень и качество включенности каждого участника взаимодействия в общую деятельность. Обмен информацией или коммуникативный процесс в общении определяется, главным образом, как передача или обмен данными (кибернетический подход). Однако человеческая коммуникация или психологический обмен данными (или обмен психологическими данными) включает в себя множество дополнительных аспектов и факторов, которые участвуют в обмене, облегчая или затрудняя этот процесс. Основной проблемой человеческой коммуникации считается не новизна (что актуально для теории информации), но значимость передаваемых сообщений как для того субъекта, который передает эти данные, так и для субъекта, который их принимает и воспринимает. Такое видение коммуникации предполагает, что в процессе обмена информацией происходит некое психологическое воздействие одного партнера на другого, а эффективность определяется тем, насколько удалось это воздействие. К психологическим способам воздействия относят эффекты "заражения", "внушения", "убеждения", "подражания". Они в общении могут играть значительную и даже определяющую роль, при этом все исследователи подчеркивают связь подверженности этим явлениям конкретного человека с развитием его самосознания. Распространение информации в обществе происходит и через своеобразный фильтр "доверия - недоверия", который действует так, что достоверная информация может оказаться непринятой, а ложная может получить широкое распространение. Преодоление недоверия может осуществляться с помощью "фасцинации" или некоторого сопровождения (звукового фона, например), облегчающего восприятие и принятие информации. С точки зрения используемых знаковых средств коммуникацию делят на вербальную (речевую) и невербальную (мимико-пантомимическую, пара- и экстралингвистическую). Вербальная коммуникация использует обычную человеческую речь в процессах говорения - слушания и в специфических ролях "говорящего" и "слушающего". Разговор может происходить со сменой ролей как диалог и без смены ролей как монолог. В качестве разновидностей иногда указывают такие виды речевого взаимодействия как полилог и монодиалог. В диалоге происходит развитие и уточнение информации, а также формируется смысловой контекст речевого взаимодействия, происходит познание и понимание другой личности; монолог просто представляет личность и ее ориентацию в отношении партнера по общению, - бывает речь личностно-ориентированная (высказывается собственное мнение, суждение) и социально-ориентированная (высказывается общее мнение, передается традиционное знание). В целом, коммуникативная проблематика в социальной психологии оформляется в актуальном представлении об эффективности речи, которая зависит от наличия или отсутствия коммуникативных речевых барьеров и от возможного сопротивления принятию информации. Осмысливая отдельно деятельность как человеческую деятельность в социально-психологическом контексте, психологическая наука представляет ее неизменно в культурно-исторической обусловленности, в связи со значениями, фиксированными и закрепленными в орудиях труда, в понятиях языка, социальных ролях, в общественных ценностях и нормах. Субъективную деятельность представляют в следующих образах активности: ситуативной, обусловленной прошлым опытом, потребностями, установками; и надситуативной, обусловленной "поисковой активностью" и самосовершенствованием человека. Направленность и избирательность деятельности в личностном смысле (в значении деятельности "для меня") определяется целями, мотивами, настроениями, чувствами. Исходной формой деятельности в генетическом плане определена совместная деятельность, для которой изначально потребовалась протоформа общения для обеспечения наиболее полного взаимодействия. Так, во взаимодополняющем единстве существуют феномены общения и деятельности, которых вместе связывает психологическая сверх-категория "отношения". При этом, тема общественных и межличностных отношений представлена в социальной психологии не вполне ясным образом. Установлено, что она принадлежит представлению о социальном контексте, с одной стороны, и структуре личности, с другой стороны. Между тем отношение личности к внешнему миру и отношение между личностями - это не просто связность со средой обитания и с себе подобными; но это именно человеческое отношение (специфически направленное и мотивированное). Отношение как категория всегда имеет некое содержание и форму в смысловой связке "личность - отношение - общество", при этом часто употребляются обобщенные выражения об отношениях как о плохих или хороших; говорят также об улучшении или ухудшении отношений. Попытки выделить структуру отношений в социальной психологии или систематизировать их тоже известны, но проблема отношений от этого не становится более ясной. Можно сказать, что она еще ждет своего осмысления как некоего единого механизма "вплетения" индивидуального в социальную ткань, хотя исследований по разного рода отношениям (общественным и межличностным) существует множество, есть исторические фундаментальные разработки проблемы отношений в психологии В.Н. Мясищева (1949 г.), а также существует понимание, что раскрытие и реализация отношений как общественных, так и межличностных происходит именно посредством общения и взаимодействия.