Общение и деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Деятельностный подход в психологии…………………………7
1.1. Деятельность как категория, объяснительный принцип и
психологический феномен………………………………………………...9
1.2. Основные положения деятельностного подхода в психологичес-
кой науке…………………………………………………………………..36
1.3. Структура и виды деятельности…………………………………….46
1.4. Понятие ведущей деятельности, принцип смены ведущих деятельностей в онтогенезе……………………………………………………62
Глава 2. Общение как социально-психологический феномен…………84
2.1. Роль общения в развитии личности………………………………....87
2.2. Виды общения………………………………………………………...91
2.3. Структура общения…………………………………………………..96
Заключение. ……………………………………………………………...103
Список литературы………………………………………………………103

Файлы: 1 файл

курсовая работа ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 635.50 Кб (Скачать файл)
1.2.Основные положения деятельностного подхода в психологичес-
кой науке.

 

Деятельностный подход в психологии развивали многие известные российские психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. В результате исследования этих и других ученых в отечественной психологической науке сложились определенные принципы деятельностного подхода.

1.    Принцип единства сознания и деятельности (сознание не может быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).

2.    Принцип активности (деятельность — это активный целенаправленный процесс преобразования действительности; при этом часть активности человека носит надситуативный характер — то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).

3.    Принцип предметности (действия человека предметны).

4.    Принцип социальной обусловленности (цели деятельность носят социальный характер).

5.    Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).

6.    Принцип развития (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).

7.    Принцип историзма (деятельность может быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества).

Деятельностный подход является основным подходом к изуче-

нию закономерностей  развития сознания и личности человека в отече-

ственной психологии. Существенный вклад в разработку одной из

фундаментальных проблем  в психологии, проблемы деятельности

внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении пробле-

мы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и  А. Н. Ле-

онтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в  ко-

торых заложены контуры  деятельностного подхода в психологии:

1) знаково-символическое  направление в развитии психики

(разрабатывалось Л.  С. Выготским);

2) личностное направление:  личность формируется в деятель-

ности (разрабатывалось  С. Л. Рубинштейном);

3) деятельность как  самостоятельный предмет исследования

(разрабатывалось А.  Н. Леонтьевым).

Приоритет переноса философской  категории «деятельность» на

психологическую почву  принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С.

Л. Рубинштейн впервые  выделил предметную деятельность как  пред-

мет психологической  науки. Он обратил внимание на тот  аспект, что

формирование идеального плана может осуществляться в  САМО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом которой являются его разви-

вающиеся психические  свойства.

А. Н. Леонтьев обратился  к проблематике деятельности значи-

тельно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит раз-

вернутая общепсихологическая теория деятельности .

Как отмечает Г. А. Суворова [13], изучение основ двух методо-

логических функций  категории деятельности было начато еще Л. С.

Выготским. В своей  теории высших психических функций  Л. С. Вы-

готский акцентировал внимание на изучении первой методологиче-

ской функции деятельности – деятельности как общем методологиче-

ском принципе, при  этом деятельность рассматривалась  им как кате-

гория надиндивидуального, культурного уровня. Идея деятельности

как главного объяснительного  принципа разрабатывалась С. Л. Ру-

бинштейном, а также  присутствовала в исследованиях  А. Н. Леонтье-

ва, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого  предмета иссле-

дования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изуча-

лась А. Н. Леонтьевым и его последователями. А. Н. Леонтьевым про-

веден развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее

формы и виды. А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического

отражения, личности в  неразрывной связи с категорией предметной

деятельности. В своих  работах он подчеркивал, что психическое от-

ражение порождается  именно в процессе развития чувственно-

практической деятельности и вне целостной ее системы  не может

быть понято. В тоже время данная линия исследований проводилась

С. Л. Рубинштейном и его  последователями. В работах С. Л. Рубин-

штейна мы находим  общую схему психологического анализа  деятель-

ности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, опера-

ций. Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке пробле-

мы деятельности, развивались  его учениками и последователями – К.

Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направле-

ние деятельностной проблематики в отечественной психологии полу-

чило название субъектно-деятельностного  подхода.

На современном этапе  в разработку проблемы деятельности

внесли большой вклад  исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В.

В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др.

 

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как на-

правление в  развитии деятельностного подхода.

К основным идеям психологической  теории Л. С. Выготского

как направлению деятельностного  подхода можно отнести следующие

положения.

1. Разрабатывая проблему  развития психики, проблему проис-

хождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для

психологии анализа  практической деятельности людей.

2. Сознание рассматривалось  Л. С. Выготским в тесной  связи с

трудовой деятельностью.

3. Л. С. Выготским  разрабатывалось теоретическое  положение о

детерминации психических  процессов (их генезиса и структуры) ис-

торически развивающейся  предметно-практической, орудийной дея-

тельностью человечества (трудовой деятельностью). Идея деятельно-

стной детерминации психики  пронизывает все творчество Л. С. Вы-

готского.

4. Деятельностная детерминация  генезиса и структуры челове-

ческой психики носит  опосредствованный характер. В структуре и ге-

незисе психических  функций аналогично структуре трудовой дея-

тельности присутствует момент орудийной опосредствованности. В

роли проводников детерминации (психологических орудий) выступа-

ют продукты культурно-исторической деятельности человечества – зна-

ковые, коммуникационные системы.

Согласно взглядам Л. С. Выготского психическое развитие че-

ловека осуществляется посредством его воспитания и  обучения как

одной из форм присвоения общественно-исторических способностей.

Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как

источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован  основной за-

кон развития высших психических  функций человека: «Всякая выс-

шая психическая функция  в развитии ребенка появляется на сцене

дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как

функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивиду-

альная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция  ин-

трапсихическая» [14]. Индивидуальная психическая дея-

тельность, таким образом, первоначально задана в социальном обще-

нии, в коллективной деятельности.

5. Деятельностная детерминация  психики предполагает наличие

аналогии в структуре  внешней (трудовой) деятельности и психиче-

ских функций (гипотеза психологических орудий), т. е. имеется, со-

гласно Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре  тру-

довой деятельности и  психических процессов, существуют аналогии:

«процесс труда –  психические процессы», «орудия  труда – психоло-

гические орудия».

Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода,

акцентировал внимание на первой методологической функции  дея-

тельности – деятельности как общем объяснительном принципе. Гене-

зис и структура психических  функций объяснялись им с использова-

нием категории предметно-практической деятельности (деятельности

как надиндивидуальной  категории).

 

Общепсихологическая теория деятельности

А. Н. Леонтьева.

Ключевыми моментами  теории деятельности А. Н. Леонтьева

являются следующие  положения (методологические принципы) [14]:

1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельно-

сти и психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаружи-

вается их предметная природа. Предмет при этом необходимо пони-

мать не как стимул или объект, существующий сам по себе и воздей-

ствующий на субъекта, а как «…то, на что направлен  акт, т.е. как не-

что к чему относиться живое существо, как предмет его  деятельности

– безразлично, деятельности внешней ли внутренней» [15].

Собственно, в самом  понятии деятельности уже имплицитно содер-

жится понятие ее предмета. Далее, А. Н. Леонтьев отмечает: «При

этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в  своем не-

зависимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий

деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт

психического отражения  его свойств, которое осуществляется в ре-

зультате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может»

[16].

2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А.  Н. Ле-

онтьевым в положениях о пристрастности, активности психического

отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев

подчеркивал зависимость  психического отражения от того, «что чело-

веку нужно», – от его  потребностей, мотивов, установок, эмоций.

Важно при этом отметить, что такая пристрастность психического от-

ражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадек-

ватности образа, а  в том, что она позволяет активно  проникать в ре-

альность. Иначе говоря, пристрастность, «субъективность на уровне

чувственного отражения  следует понимать не как его субъективизм, а

скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному

субъекту» [16]. Противопоставление принципа активности

субъекта принципу реактивности позволяет преодолеть подход к че-

ловеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям.

Принцип активности позволяет  постулировать положение о творче-

ском и преобразующем  характере деятельности субъекта.

3. Принцип неадаптивной  природы предметной деятельности.

Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности сле-

дует из знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее

(субъект) действует  через внешнее и тем самым  само себя изменяет».

На активный и неадаптивный характер человеческой деятельности

указывает то, что «психическое отражение предметного мира порож-

дается не непосредственно  внешними воздействиями.., а теми процес-

сами, с помощью которых  субъект вступает в практические контакты

с предметным миром и  которые поэтому необходимо подчиняются

его независимым свойствам, связям, отношениям» [16].

4. Принцип интериоризации  и экстериоризации. Внутренняя

деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется  в

процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Инте-

риоризация состоит  не в простом перемещении внешней  деятельности

в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формирова-

нии самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским

подчеркивал не только предметную, но и социальную природу инте-

риоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и  отраже-

на Л. С. Выготским в  основном генетическом законе культурного  раз-

вития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности

ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психо-

логическим формам его  деятельности. Вторая грань интериоризации –

экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет со-

бой необходимое условие  возникновения новообразований. Благодаря

ей внутренние формы  действия становятся как бы видимыми субъек-

ту, доступными наблюдению, управлению и контролю.

5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования

включает несколько  ключевых положений: а) опосредствование пси-

хического отражения  тем содержательным процессом, который  свя-

зывает субъекта с  предметным миром, т. е. процессом предметной

деятельности; б) опосредствование межличностных отношений со-

вместной предметной деятельностью [13].

6. Психологическое строение  деятельности. Одной из централь-

ных идей общепсихологической  теории деятельности является анализ

структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая

структура деятельности, выделены основные единицы деятельности,

раскрыты закономерные связи этих единиц между собой  и их связь с

деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н.

Леонтьеву, имеет следующие  составляющие: потребность, мотив,

цель, условия достижения цели (единство целей и условий  составляет

задачу) и соотносимые  с ними деятельность, действие, операции,

функциональные блоки [16].

7. Общность строения  внешней и внутренней деятельности. Оп-

ределяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром.

Общность строения усматривалась  А. Н. Леонтьевым в возможности

переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и эксте-

риоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего формирова-

ния приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать

задачи, невыполнимые в  плане внешней деятельности и  наоборот.

Информация о работе Общение и деятельность человека