Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:14, курсовая работа
Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Деятельностный подход в психологии…………………………7
1.1. Деятельность как категория, объяснительный принцип и
психологический феномен………………………………………………...9
1.2. Основные положения деятельностного подхода в психологичес-
кой науке…………………………………………………………………..36
1.3. Структура и виды деятельности…………………………………….46
1.4. Понятие ведущей деятельности, принцип смены ведущих деятельностей в онтогенезе……………………………………………………62
Глава 2. Общение как социально-психологический феномен…………84
2.1. Роль общения в развитии личности………………………………....87
2.2. Виды общения………………………………………………………...91
2.3. Структура общения…………………………………………………..96
Заключение. ……………………………………………………………...103
Список литературы………………………………………………………103
8. Принцип зависимости
психического отражения от
ражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической
деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонен-
тами деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения
действия – связан объект.
Разработка проблемы деятельности в трудах
С. Л. Рубинштейна.
Впервые психология субъекта начала развиваться, главным об-
разом С. Л. Рубинштейном, еще в 1920-30-е годы. Субъект, согласно
С. Л. Рубинштейну, это человек, люди, на высшем (индивидуализиро-
вано для каждого из них) уровне активности, целостности (системно-
сти), автономности и т. д. Для субъекта окружающая действитель-
ность выступает не только как система раздражителей (с которой он
взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но
прежде всего как объект действия и познания, а другие люди высту-
пают для него тоже как субъекты. Субъект, согласно С. Л. Рубин-
штейну, это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его
деятельность (хотя бы в минимальной степени) является творческой и
самостоятельной [17].
Согласно С. Л. Рубинштейну и его последователям, человек
становиться субъектом по мере того, как он – будучи еще ребенком,
подростком и т. д. – начинает выделять себя (не отделять!) из окру-
жающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту
действия, познания, созерцания и т. д. [17]. Как видно, категория
субъекта по С. Л. Рубинштейну многомодальна: она выявляет не
только разные характеристики самого субъекта, но и его разные от-
ношения к миру. Согласно С. Л. Рубинштейну такими отношениями
являются следующие: познавательное, деятельностное (деятельность),
этическое (отношение к другому человеку) и включающее последнее
– созерцательное: субъект в процессе сознания реорганизует объект,
но не изменяет его онтологически, реально, выявляет его подлинную
сущность. Каждому из этих отношений присуща своя «логика», своя
качественная определенность [18]. Так, например, по мере станов-
ления человека как субъекта он формирует, создает, конструирует хо-
тя бы простейшие понятия, элементарное понятийное мышление (у
ребенка эти понятия формируются в процессе школьного обучения и
воспитания). На данном этапе развития деятельности и общения ок-
ружающая действительность именно в понятиях начинает выступать
для людей в качестве объекта (а не только как система раздражителей
и сигнальных раздражителей). Как видно, вся в целом познавательная
(как и любая другая) деятельность осуществляется только субъектом и
в принципе невозможна без него. Объект существует только соотно-
сительно с субъектом, субъект возникает, действует, живет лишь во
взаимосвязи с объектом и с другими людьми как субъектами [по 10].
Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания
и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоре-
тические обобщения относительно основных особенностей деятель-
ности [17].
1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не живот-
ному и не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выде-
лен субъект деятельности).
2. Деятельность осуществляется
в условиях совместной
субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятель-
ность).
3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.
е. всегда предметна, реальна, содержательна.
4. Деятельность сознательна и целенаправленна.
5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру
люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, форми-
руются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объектив-
но исследованы.
Выделяя в качестве специфической особенности человеческой
деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л.
Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои
цели, объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное
содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жиз-
ни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяю-
щим началом в психику индивида. «Значение деятельности в том
прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается
действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бы-
тие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъек-
та и объекта» [19]. Категория деятельности используется С. Л.
Рубинштейном для раскрытия неразрывной связи человека с миром и
понимания психического как изначально включенного в эту фунда-
ментальную взаимосвязь.
Структура деятельности.
Существует два основных подхода к структурированию деятельности: структурно-морфологический и функционально-динамический. В структуре деятельности можно выделить следующие основные элементы:
1) мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
2) цели (результаты), на которые деятельность направлена;
3) представление о будущем результате (антиципация);
4) средства, с помощью которых деятельность осуществляется (см. рис.):
Например, в деятельности предпринимателя, открывшего свою автомастерскую, можно различить такие мотивы, как стремление к самостоятельности и желание улучшить свое материальное благосостояние. Целью предпринимательской деятельности может быть стремление заработать определенную сумму денег, а средством — собственные знания и умения, гараж, в котором человек открыл мастерскую, и помощь наемного рабочего.
Если произвести более детальное структурирование деятельности в рамках данного подхода, делая упор в основном на психологические аспекты деятельности, то в ней можно обнаружить дополнительные важные элементы (см. рис):
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.
Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек
живет в окружении таких предме
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.
Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.
Система движений, совершаемых
животными, обусловлена анатомо-
Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности.
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.