Определение и происхождение жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Файлы: 1 файл

сценарии игры.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 Человек стремится  организовать мир таким образом,  чтобы он оправдывал сценарные  решения. Это объясняет, например, почему люди снова и снова  вступают в болезненные взаимоотношения  или придерживаются паттернов  поведения, приводящих к наказанию. 

 Когда человек в  сценарии, он пытается решить  свои взрослые проблемы, проигрывая  младенческие стратегии, которые  неизбежно приводят к тем же  результатам, что и в детстве.  Испытывая неприятные чувства,  человек говорит себе: «Мир такой  же, как и раньше». И так шаг  за шагом, подтверждая свои сценарные убеждения, человек приближается к своему сценарному финалу.

 

 Сценарий предлагает  волшебное решение основного  неразрешённого в детстве вопроса:  как добиться любви и признания.  Сценарий написан так, чтобы  сделать из реальной жизни  сказку и закончить её как  в сказке – спокойно и счастливо.  В этом смысле сценарий имеет  отрицательное значение потому, что предлагаемое решение не  работает в реальной действительности.

 

 Когда человек принимал  в детстве свои сценарные решения,  ему казалось, что единственной  альтернативой этим решениям  может быть лишь ужасная катастрофа. Причём у него не было ясного  представления, в чём заключается  эта катастрофа, но он знал, что  её любой ценой нужно избежать. Поэтому каждый раз, когда сценарные  решения подтверждаются, человеку  начинает казаться, что они по-прежнему  помогают избежать катастрофы. Вот  почему люди часто говорят,  что им легче вести себя  по-старому, одновременно признавая,  что это поведение для них  саморазрушительно. Неосознанно  они следуют убеждению: «Сейчас  моё поведение приносит боль, однако, оно не так ужасно по  сравнению с той катастрофой,  которая обязательно произойдёт, если я изменю своё поведение».

 

 Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности,  неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения  этих потребностей в настоящем.

 Нужно отличать сценарий  и курс жизни. Берн писал:  «Сценарий – это то, что человек  запланировал совершить в раннем  детстве, а курс жизни –  то, что реально происходит». Курс  жизни является результатом взаимодействия  четырёх факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных  решений.

 

3. Жизненная позиция.  Виды жизненных позиций.

 

 Как уже известно, существует  четыре варианта жизненных позиций:

 Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК.

 Жизненая позиция представляет  собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе  и других людях. Это означает  нечто большее, чем просто какое-то  мнение о своём поведении и  поведении других людей. Берн  писал: «Любая игра, сценарий и  судьба человека основана на  одной из этих четырёх позиций».

 По мнению Клода  Стайнера, жизненную позицию ребёнок  принимает раньше сценарных решений  – в первые месяцы кормления,  а затем весь свой сценарий  подстраивает под неё. Позиция  «Я-ОК, Ты-ОК» находит своё отражение  в приятной атмосфере взаимозависимости  между сосущим ребёнком и его  матерью. Он приравнивает её  к позиции «основного (базового) доверия», описанной Эриком Эриксоном,  которая представляет собой «такое  состояние дел, при котором  младенец чувствует, что он  живёт в гармонии с миром  и всё в мире находится в  гармонии с ним».

 

 Стайнер считает, что  все дети начинают с позиции  «Я-ОК, Ты-ОК». При этом ребёнок  меняет позицию лишь в том  случае, если что-то вмешивается  в его взаимозависимость с  матерью, например, когда ребёнок  ощущает, что мать перестаёт  защищать его и заботиться  о нём, как она делала это  ранее. Некоторые дети само  рождение воспринимают как подобную  угрозу. В ответ на эти неудобства  ребёнок может решить, что он  – не ОК или, что другие  люди не ОК, прейдя из состояния  основного доверия в состояние  принципиального недоверия.

 Таким образом, жизненная  позиция – это совокупность  основных представлений о себе  и окружающих, которые призваны  оправдать решения и поведение  человека.

 Каждый взрослый человек  имеет собственный сценарий, основанный  на одной из четырёх жизненных  позиций. Мы не всё время  находимся в избранной позиции,  а каждую минуту нашей жизни  можем менять жизненные позиции,  хотя в совокупности большую  часть времени склонны проводить  в «своей» позиции.

 

 Франклин Эрнст проанализировал  особенности пребывания взрослого  человека в каждой из четырёх  позиций и переход из одной  позиции в другую. Свой метод  он назвал ОК Коррал. Вместо  термина ОК Эрнст использует  термин «ОК с собой» или  «ОК с тобой», подчёркивая, что  позиция человека в данный  момент – временная. Сейчас  он, например, поступает (а также  думает и чувствует) ОК с  собой и ОК со мной.

 

 Находясь в каждой  из четырёх позиций, человек,  по мнению Эрнста, ведёт себя  соответственно. Позицию Я-ОК, Ты-ОК  Эрнст назвал «сотрудничество». Находясь в ней, человек адекватно  оценивает свои возможности, уверен  в себе, доверяет другим и получает  удовлетворение. Позицию Я-не ОК, Ты-ОК Эрнст назвал «уход». В  ней человек, не верит в свои  возможности решить проблему  «здесь и теперь», убегает от  проблем. Позиция Я-ОК, Ты-не ОК  называется «избавление» и характеризуется  тем, что человек не доверяет  другим и избавляется от них.  Позиция Я-не ОК, Ты-не ОК проявляется  в поведении, мыслях и чувствах, называемых «выжидание». При этом  человек игнорирует свои возможности  решать проблемы и не доверяет  окружающим, он в депрессии и  ничего не делает.

 

4. Сценарные послания.

 

 Ребёнок принимает  сценарные решения в соответствии  со своим восприятием окружающего  мира. Следовательно, послания, которые  ребёнок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.

 

Сценарные послания могут  передаваться вербально, невербально  или тем и другим способом одновременно.

 До того как ребёнок  начнёт говорить, он интерпретирует  послания других людей в форме  невербальных сигналов. Он тонко  воспринимает интонацию словесных  высказываний, движения тела, запахи  и звуки. Иногда ребёнок воспринимает  сценарные послания, исходя из  происходящих вокруг него событий,  которые не зависят от родителей:  громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во  время пребывания в больнице, - всё это может показаться  ребёнку угрозой его жизни.  Поскольку он считает, что родители  несут ответственность за происходящее, то может заключить, что эти  угрозы исходят от них. 

 Позднее, когда ребёнок  начинает понимать язык, невербальные  коммуникации остаются важным  компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с  ребёнком, он будет интерпретировать  сценарное значение того, о чём  они говорят, в соответствии  с сопровождающимися невербальными  сигналами. 

 

 Например, ребёнку-первокласснику, читающему книгу, отец может  сказать: «Ты не правильно произносишь  это слово». При этом его слова  могут сопровождаться самыми  различными невербальными сигналами,  каждый из которых имеет значение  для формирования сценарного  послания. Отец может говорить  сердитым, громким голосом, с недовольным  выражением лица. Для ребёнка  это послание означает: «Я не  хочу, чтобы ты был здесь, и  предпочёл бы, чтобы ты умер».  Отец мог бы сказать эти  слова ровным голосом, не отрываясь  от газеты. По невербальным сигналам  его сын интерпретирует это  послание так: «Ты не представляешь  для меня никакого интереса».  В другом случае отец может  говорить ровным, спокойным голосом, сидя рядом с ним. Он даёт сыну время подумать и ещё раз посмотреть на слово. При этом отец передаёт сыну послание: «Думать –ОК (полезно)».

 

 Как уже известно, ребёнок  постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться  того, что я хочу?». Возможно, маленькая  девочка замечает, что когда мать  хочет чего-то от отца, она сначала  начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы  получить от людей, особенно  от мужчин, то, что я хочу, нужно  поступать как мама». В этом  случае дочь копирует поведение  матери. Скопированные паттерны  поведения – это ещё один  вид сценарных посланий.

 Сценарные послания  могут передаваться в форме  прямых указаний (приказов): «не мешай  мне! Делай, что тебе говорят!  Уйди! Быстрей! Не капризничай!»  Сила этих приказов как сценарных  посланий будет зависеть от  того, как часто они повторяются  и от сопровождающих их невербальных  сигналов.

 

 В других случаях  ребёнку могут говорить не  что он должен делать, а кем  он является. Такие послания называются  оценочными: «Ты глупый!»; «Моя  маленькая девочка!»; «Ты кончишь  в тюрьме!»; «Ты ничего не  добьёшься!». Содержание оценок  может быть позитивным или  негативным, а их сила, как сценарных  посланий, будет зависеть от сопровождающих  их невербальных сигналов.

 

 Иногда оценки могут  передаваться косвенно, когда родитель  говорит с кем-то о своём  ребёнке в его присутствии  или зная, что это станет известно  ребёнку. Например: «Это – спокойный  ребёнок»; «Она очень капризная»; «Ты же знаешь, он сильный». Подобные  косвенные оценки ребёнок может  воспринимать как сильные сценарные  послания.

 Чаще всего решения  принимаются по истечении какого-то  времени при реагировании на  постоянно повторяющиеся сценарные  послания.

 

 Однако бывает, что  своё главное сценарное решение  ребёнок принимает при реагировании  на одно единственное событие,  которое он воспринимает как  особенно угрожающее. Такое событие  называется травматическим. В день, когда произошло травматическое  событие, «рождается» Ребёнок.  Это значит, что мысли, чувства  и паттерны поведения взрослого  человека в эго-состоянии Ребёнка,  будут точно соответствовать  его мыслям, чувствам и поведению  в тот день. Возможно, маленькую  девочку склонил к сожительству  её отец. Она может истолковать  это травматическое событие как  сверхмощное сценарное послание  и «записать» в своё эго-состояние  Ребёнка решение: «Больше я  никогда не буду доверять мужчинам».  Будучи взрослой женщиной, она,  скорее всего, будет собирать  марки обиды на мужчин, а её  сценарной расплатой будет неожиданный  уход от мужа, при хамартическом  сценарии – убийство мужчины.

 

 В метафоре Берна  о стопке монет, монета –  это впечатления одного дня  или, по-другому, сценарные послания  одного дня. Плохо отшлифованные  монеты – это травматические  события и повторяющиеся послания.

 

5. Сценарная матрица.

 

Сценарные послания родители передают из трёх своих эго-состояний, а ребёнок принимает эти послания и распределяет их в трёх своих  эго-состояниях. Исходя из этого, Клод Стайнер разработал одну из центральных  моделей в ТА – сценарную матрицу.

 

 Послания, исходящие из  эго-состояния Родителя отца и  матери, называются контрприказаниями  и составляют часть содержания  Родителя человека. Скопированные паттерны поведения или послания «здесь и теперь», направленные из Взрослого родителей во Взрослого ребёнка, образуют программу. Послания, направленные из эго-состояния Ребёнка отца и матери, могут быть двух видов: приказания и разрешения. Они составляют содержание эго-состояния Ребёнка человека.

 

Контрприказания. Первоначально  послания от Родителя к Родителю назывались контрприказаниями, т.к. считалось, что  они идут вразрез с приказаниями. В настоящее время известно, что  иногда эти послания могут входить  в противоречие с приказаниями, однако часто подкрепляют их или не имеют  с ними ничего общего. Тем не менее, первоначальный термин сохранился.

 Контрсценарий представляет  собой набор решений, которые  ребёнок принял в соответствии  с контрприказаниями. Контрприказания  состоят из приказов (команд) о  том, что надо или не нельзя  делать, а также суждений о  людях и жизни. Тысячи подобных  приказов человек получает от  родителей и парентальных фигур.  Например: «Будь честным!»; «Не  будь капризным!»; «Ты должен  много работать!»; «Будь лучшим  в классе!»; «Не выноси сор  из избы!».

 Чаще всего человек  использует свой контрсценарий  в позитивном плане, когда заботится  о себе и удобно чувствует  себя в обществе. Взрослые люди  не думают каждый раз, например, о правилах поведения в общественных  местах. Эта информация уже заложена  в контрсценарии. У некоторых  людей в контрсценарии содержатся  и негативные решения. Например, на основании родительского контрприказания  «Ты должен много работать»  человек решил «Я буду работать, пока не «сгорю» на работе».  В этом случае он будет жертвовать  отдыхом, здоровьем и друзьями  для того, чтобы много работать.

 

 Существуют контрприказания,  которые есть в контрсценарии  каждого человека. Их пять: «Будь  лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»; «Радуй других»; «Спеши». Значимость каждого из этих контрприказаний разная у всех людей. Обычно особо значимым является одно или два из них, и человек чувствует необходимость следовать им. Он считает, что пока он следует им, он ОК. Эти пять посланий получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов.

 Большую часть времени  человек следует свойственному  ему драйверу и ведёт себя  так, как предписывает этот  драйвер. Иногда он проигрывает  другие, менее значимые для него  драйверы, а потом опять возвращается  в свой основной драйвер. Драйверное  поведение одинаково для всех  людей. Изучая драйверное поведение  человека можно достаточно точно  предсказать некоторые важные  черты его сценария.

Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария