Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Связь между решениями и приказаниями. Как уже известно, родительские приказания не могут заставить ребёнка написать сценарий каким-то определённым образом. Один ребёнок воспринимает приказание в том виде, в котором оно ему передалось, другой преобразует приказание, смягчая его пагубное влияние, или может вообще не принять его. Например, маленький мальчик получил от своей матери приказание «Не живи». Возможно, он воспримет данное приказание буквально и покончит жизнь самоубийством. Причём самоубийство может быть явным или произойти «случайно», в результате несчастного случая. Ребёнок может принять решение сместить влияние приказания «Не живи», убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой.
У ребёнка всегда
есть возможность
Другой способ избежать
влияния приказаний
Для защиты от разрушительных
приказаний ребёнок может
Иногда, чтобы сохранить
свою жизнь, ребёнок может
Во взрослой жизни
Марина днём и ночью пропадает
на работе, не давая себе никакого
отдыха. Заработав язву желудка
и гипертонию, Марина, по настоянию
врачей, берёт отпуск и переходит
на менее напряжённую работу.
Но отдыхать Марина не может,
она заполняет свой отпуск
новыми делами, которые воспринимает
настолько серьёзно, что начинает
работать ещё больше. Это происходит
потому, что Маленький профессор
воспринимает отдых как угрозу
для жизни. Сценарное
Бывают случаи, когда
человек получает
7. Сценарный процесс.
Эрик Берн обнаружил,
что существует всего лишь
шесть основных паттернов
Сценарий «Пока не» . Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случиться, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздастся по заслугам»; «Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу».
Ожидая реализации
своего «Пока не», человек
В древнегреческой мифологии такой сценарий был у Геракла. Чтобы стать богом, он должен был выполнить ряд трудных задач.
Сценарий «После» . Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»; «Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы (замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня рано, но к вечеру я устаю».
Сценарий «После» напоминает миф о Домокле, греческом царе, который всё время пировал, а над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе.
Сценарий «Никогда».
Тема этого сценария следующая:
Люди со сценарием
«Никогда» похожи на Тантала,
который был обречён вечно
испытывать муки жажды и
Такие люди часто повторяются, изо дня в день говоря о своих трудностях.
Сценарий «Всегда» . Люди с таким сценарием задаются вопросом: «Почему это всегда случается со мной?». Этому сценарию соответствует миф о Арахне – мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав её на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила её в паука, обречённого вечно ткать свою паутину.
Женщина с таким
сценарием может, например, выйти
замуж за мужчину, который её
не вполне устраивает. Она будет
часто жаловаться на его
Проигрывая паттерн
«Всегда» человек в своей речи
использует характерную схему
предложений: он начинает
Сценарий "Почти" . Сизиф прогневал греческих богов и был навечно обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью. Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти достиг своего».
В поведении для
такого человека характерны
Существует несколько
типов предложений,
Сценарий с открытым концом.
Этот паттерн напоминает сценарии «Пока
не» и «После» тем, что в
нём присутствует точка раздела,
после которой всё меняется: после
этого момента время
Девиз открытого сценария: «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше».
Этот сценарий напоминает
миф о Филемоне и Баукисе,
пожилой супружеской паре, которые
заслужили одобрение богов тем,
Каждый человек проявляет
все шесть паттернов
Сценарный процесс
является частью контрсценария,
8. Драйверное поведение.
Описание и специфика
Следуя идее Берна
о том, что сценарий может
проигрываться в течение
Драйверное поведение
обычно проявляется от
Будь лучшим.
Человек с этим драйвером
будет часто употреблять
Тон голоса: часто похож на Взрослого.
Жесты: считает на пальцах; подпирает рукой подбородок в манере «мыслителя»; кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву «Л».
Выражение лица: глаза смотрят вверх и в одну точку, как будто пытается прочитать что-то на потолке.
Радуй других.
Слова: использует противопоставления типа «высокое – но – низкое» в манере сценарного процесса «После»; часто задаёт вопросы типа «Хорошо?», «У тебя нормально?», «Что-то вроде…?», «Типа…?».
Тон голоса: высокий, писклявый.
Жесты: разводит руками, кивает головой.
Положение тела: плечи приподняты, тело наклонено к собеседнику.
Выражение лица: смотрит из-под бровей, немного опустив лицо.
Старайся.
Слова: часто употребляет слова «стараться», «пытаться», «пробовать». При таком использовании слово «пытаться» всегда означает: «Я попробую это сделать, вместо того, чтобы сделать это».
Тон голоса: глухой и приглушённый.
Положение тела: такое же, как в драйвере «Радуй других», сутулится, руки на коленях.
Выражение лица: лицо напряжено, складки над переносицей.
Будь сильным.
Слова: человек с этим драйвером часто использует слова, передающие мысль: «Я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки, т.к. они вызваны внешними причинами». Например: «Ты заставляешь меня нервничать»; «Этот фильм мне надоел»; «Мне пришла в голову мысль…»; «Подобные ситуации действуют на меня угнетающе». Человек редко говорит от первого лица.
Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария