Определение и происхождение жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Файлы: 1 файл

сценарии игры.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

* Образ жизни (лат.). –  Прим. пер. 

 

Следует отметить, что, несмотря на свои протесты, муж в такой  же степени боится интимной близости, как и жена, он и жену-то выбирал  такую, чтобы не перенапрягаться, не подвергать риску свою сомнительную потенцию и иметь возможность  винить во всем супругу.

 

Иногда в эту игру играют незамужние женщины самого разного  возраста, тогда ее в разговорной  речи называют "Крутить динамо". У них эта игра часто сливается  с другой – "Насилуют!", в которой  они разыгрывают негодование.

 

Антитезис. Игра эта опасна, и в одинаковой степени опасен возможный антитезис. Заводить любовницу  рискованно. Перед лицом такого подстегивающего  соперничества жена может отказаться от игры и попытаться вести нормальную супружескую жизнь; иногда эта попытка  оказывается запоздалой. С другой стороны, жена может использовать эту  связь, часто с помощью адвоката, как оружие в игре "Попался, сукин  сын". Исход игры в равной степени  непредсказуем, если муж обращается к психотерапевту, а жена нет. По мере того как муж становится сильнее, игра жены может совсем расстроиться, и это приведет к более нормальным взаимоотношениям; но если жена – заядлый  игрок, улучшение в состоянии  мужа может привести к разводу. Наилучшее  решение, если оно возможно: оба супруга  должны посещать семейную терапевтическую  группу, в которой вскрываются  скрытые выгоды этой игры и ее сексуальная  патологичность. После такой подготовки оба супруга могут заинтересоваться интенсивной индивидуальной психотерапией. В результате их брак может психологически возродиться. Если же этого не получится, супруги по крайней мере смогут рациональнее подойти к положению.

 

Пристойный антитезис  повседневной формы этой игры –  в смене круга общения. Некоторые  более проницательные или жестокие антитезисы граничат с развратом  и даже с преступлением.

 

Родственные игры. Обратная игра – "Фригидный мужчина" –  менее распространена, но развивается  она так же, имеет те же варианты и детали. Исход зависит от сценариев  участников.

 

Критический момент игры "Фригидная  женщина" – окончание "Скандала". Когда эта игра сыграна, половая  близость исключается, поскольку оба  участника извлекают извращенное  удовлетворение от "Скандала", и  больше им не требуется взаимного  полового возбуждения. Поэтому наиболее важный момент антитезиса "Фригидной  женщине" – отказ от "Скандала". Это оставляет жену в состоянии  такой половой неудовлетворенности, что она может стать податливее. Использование "Скандала" отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой "Скандал" является частью подготовительной возбуждающей игры; в "Фригидной  женщине" "Скандал" заменяет сам  секс. Таким образом, в "Побей меня, папочка" "Скандал" – условие  полового акта, тип фетиша, который  усиливает возбуждение; а во "Фригидной  женщине", как только произошел "Скандал", эпизод завершен.

 

В детский вариант "Фригидной  женщины" играют чопорные девочки, описанные  Диккенсом в романе "Большие  надежды". Девочка выходит в  своем накрахмаленном платье и просит мальчика сделать ей пирожок из песка. А потом высмеивает его грязные  руки и одежду и говорит, какой  он грязный.

 

Анализ 

 

Тезис. Попался, сукин сын!

 

Цель. Оправдание.

 

Роли. Достойная Жена, Нечуткий Муж.

 

Динамика. Зависть, связанная  с пенисом.

 

Примеры. 1. Спасибо за песочный пирожок, грязный мальчишка. 2. Фригидная  жена с провокационным поведением.

 

Социальная парадигма. Родитель – Ребенок.

Родитель: "Я даю тебе разрешение сделать мне пирожок  из песка (поцеловать меня)".

Ребенок: "С удовольствием".

Родитель: "Смотри, какой  ты грязный".

 

Психологическая парадигма. Ребенок – Родитель.

Ребенок: "Попробуй соблазнить меня".

Родитель: "Попробую, если ты меня остановишь".

Ребенок: "Но ведь это ты начал".

 

Ходы. 1. Обольщение – реакция. 2. Отталкивание – покорность. 3. Провокация – реакция. 4. Отталкивание – скандал.

 

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая  – освобождение от чувства виньгза  садистские фантазии. 2. Внешняя психологическая  – возможность избежать пугающего  проникновения и обнажения. 3. Внутренняя социальная – "Скандал". 4. Внешняя  социальная – "Чего можно ждать  от грязных мальчишек (мужей)?" 5. Биологическая – подавленная сексуальная игра или обмен агрессивными проявлениями. 6. Экзистенциальная – "Я чиста".

4. "ЗАГНАННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА"

 

Тезис. Это игра загнанной  домохозяйки. Положение требует  от нее искусного исполнения одновременно десяти или двенадцати различных  занятий; выражаясь по-другому, она  должна одновременно играть десять-двенадцать различных ролей. Время от времени  в воскресных приложениях к газетам  появляются полушутливые перечни этих ролей: любовница, нянька, кухарка, служанка и т.д. Поскольку обычно эти роли вступают друг с другом в противоречие и вызывают усталость, их исполнение в течение многих лет приводит к тому, что в разговорной речи называют "коленями домохозяйки" (поскольку на коленях приходится качать детей, мыть полы, колени помогают поднимать тяжести, вести машину и тому подобное). Симптомы такого положения  очень сжато выражены в жалобе: "Я устала".

 

Если домохозяйка умеет  распределять силы и находить достаточно удовлетворения в любви мужа и  детей, она будет не просто служить, но и радоваться продолжительности  своей службы и с болью одиночества  встретит окончание колледжа своим  последним ребенком. Но если, с одной  стороны, ее подгоняет внутренний Родитель, призывая свести счеты с мужем, который  только для этого на ней и женился, а с другой – она не находит  достаточного удовлетворения в любви  к своей семье, женщина становится все более и более несчастной. Вначале она пытается утешиться  играми "Если бы не ты" или "Изъян" (в трудных случаях к ним  прибегает любая домохозяйка); но скоро эти игры перестают ее удовлетворять. Тогда она находит другой выход  – в игре "Загнанная домохозяйка".

 

Тезис этой игры прост. Жена берет на себя все дела и даже просит новых. Она соглашается с  упреками мужа и принимает требования детей. Если ей предстоит принимать гостей, она не только пытается безупречно играть роль собеседницы, хозяйки домочадцев и слуг, декоратора помещений, доставщика продуктов, нарядно одетой женщины, девственной королевы и дипломата; она также вызывается утром испечь пирог и отвезти детей к дантисту. Если она уже чувствует себя загнанной, то еще больше загружает свой день. И вот среди дня она совершенно лишается сил, и ничего в результате не делается. Она ставит в неловкое положение мужа, детей и гостей и добавляет к своим несчастьям еще и угрызения совести. После того как такое происходит два-три раза, ее брак в опасности, дети в смущении, она худеет, волосы у нее не причесаны, лицо осунулось, а обувь не начищена. В таком состоянии женщина попадает к психотерапевту: она готова к госпитализации.

 

Антитезис. Логичный антитезис  тоже прост: миссис Уайт в течение  недели может последовательно исполнять  все эти роли, но должна отказаться от исполнения их одновременно. Принимая гостей, например, она может заниматься доставкой продуктов или присмотром за детьми, но не тем и другим сразу. Если она страдает только от "коленей  домохозяйки", возможно, таким способом она себе поможет.

 

Но если она действительно  играет в "Загнанную домохозяйку", ей трудно будет изменить своим принципам. В таком случае она специально выбрала для себя мужа: во всех остальных  отношениях вполне разумный человек, он будет сурово порицать жену, если она, по его мнению, не напоминает его  собственную мать. В сущности она  представляет его мать, запечатленную  в его Родителе, и это представление  очень напоминает представление  самой жены о ее матери или бабушке. Найдя соответствующего партнера, Ребенок  жены готов к роли "загнанного", необходимой для поддержания  психического равновесия, и поэтому  женщина легко от нее не откажется. Чем больше будет занят на работе ее муж, тем легче оба они будут находить Взрослые поводы для сохранения своих нездоровых отношений.

 

Когда ситуация становится невыносимой, обычно из-за вмешательства  школы, обеспокоенной состоянием детей, обращаются к помощи психиатра, и  игра становится трехсторонней. Либо муж  хочет с помощью психиатра  привести жену в порядок, либо жена пытается найти в нем союзника против мужа. Последующая процедура  зависит от опыта, мастерства и проницательности психиатра. Обычно на первой фазе сравнительно легко удается смягчить угнетенное состояние жены. Решающей является вторая фаза, в которой жена отказывается от игры в "Загнанную домохозяйку", заменяя ее игрой в "Психиатрию". Сопротивление со стороны обоих  супругов постепенно усиливается. Иногда оно тщательно скрывается, а затем  взрывается – внезапно, но не неожиданно. Если эта стадия пройдена, может  начаться настоящая работа по анализу  игры.

 

Следует отдавать себе отчет  в том, что истинным виновником игры является Родитель жены, ее мать или  бабушка; муж лишь непрофессионал, подобранный  для исполнения своей роли в этой игре. Терапевту приходится бороться не только с этим Родителем и с  мужем, которому его роль выгодна, но и с социальным окружением, поддерживающим жалобы жены. Через неделю после  появления статьи о множестве  ролей домохозяйки в воскресном приложении может появиться материал "Как я с этим справляюсь", а также тест из десяти пунктов: "Насколько  вы хорошая Хозяйка (Жена, Мать, Экономка, Семейный финансист)?" Для женщины, играющей в "Загнанную домохозяйку", это все равно что вкладыш  с инструкцией к детской игре. Он может ускорить развитие игры "Загнанная  домохозяйка", которая, если не принять  меры, может окончиться игрой "Психлечебница" ("Меньше всего я хочу попасть  в сумасшедший дом!").

 

Одна из практических трудностей в обращении с такими парами заключается  в том, что супруг избегает личного  участия в лечении, ограничиваясь  игрой "Видишь, как я стараюсь", потому что обычно он встревожен гораздо  сильнее, чем стремится показать. Вместо помощи он посылает психотерапевту косвенную информацию вспышками  дурного настроения, понимая, что  жена расскажет о них. Таким образом, игра в "Загнанную домохозяйку" легко переходит в третью стадию, когда борьба ведется не на жизнь, а на смерть и заканчивается разводом. Терапевт выступает на стороне жизни  почти в одиночестве; ему помогает только загнанный Взрослый пациентки, схлестнувшийся со всеми тремя состояниями  Я мужа, заключившими союз с Родителем  и Ребенком самой жены. Это драматичная  битва, где соотношение сил два  к пяти, и она требует полного  напряжения сил самого искусного  и опытного терапевта. Если терапевт дрогнет, он всегда может принести пациентку  на алтарь бракоразводного процесса, что аналогично признанию: "Сдаюсь – можете драться друг с другом".

5. "ЕСЛИ БЫ НЕ ТЫ"

 

Тезис. Подробный анализ этой игры уже дан в главе пятой. Исторически это вторая обнаруженная игра – первой была "Почему бы тебе не... – Да, но...", и рассматривалась  она просто как любопытный феномен. Но когда была открыта игра ЕНТ, стало  ясно, что существует целая группа социальных действий, основанных на скрытых  транзакциях. Это привело к более  активному поиску таких игр и  к созданию нынешней коллекции.

 

Вкратце игра сводится к  тому, что женщина выходит замуж  за деспотичного мужа, который будет  сдерживать ее активность и помешает ей попадать в ситуации, которые  ее пугают. Если бы это была простая  операция, жена выразила бы благодарность, когда муж оказывает ей такую  услугу. Однако в игре ЕНТ ее реакция  прямо противоположна: она пользуется сложившейся ситуацией, чтобы жаловаться на ограничения, что заставляет мужа чувствовать себя неловко, а ей приносит разнообразные выгоды. Игра дает прежде всего внутреннюю социальную выгоду. Внешняя социальная выгода – производное от этой игры времяпрепровождение "Если бы не он", которым жена занимается со своими подругами.

6. "ВИДИШЬ, КАК Я СТАРАЛСЯ"

 

Тезис. В распространенной клинической форме эта игра рассчитана на трех участников: супругов и психотерапевта. Муж (обычно) стремится к разводу, несмотря на то, что вслух громко против него возражает, в то время  как жена более искренна в стремлении сохранить брак. Муж обращается к  терапевту против своей воли и  исключительно для того, чтобы  показать жене, что он пытается с  ней помириться; обычно он играет в  легкие разновидности "Психиатрии" или "Суда". По мере того как идет время, он начинает все решительнее  спорить с терапевтом или жаловаться ему. Дома он вначале демонстрирует  большее "понимание" и сдержанность, но в конечном счете начинает вести  себя еще хуже. После одного, пяти или десяти посещений, в зависимости  от мастерства терапевта, он отказывается приходить и отправляется на охоту  или рыбалку. Тогда жена вынуждена  начинать процедуру развода. Муж  считает себя невиновным, поскольку  инициатором развода выступает  жена, а он продемонстрировал добрую волю, посещая терапевта. Теперь он имеет право сказать адвокату, судье, другу или родственнику: "Видишь, как я старался!"

 

Антитезис. Вначале обоих  супругов нужно принять вместе. Если один из них, допустим супруг, очевидно играет в эту игру, с другим супругом нужно заняться индивидуальной терапией, а мужа отослать под предлогом, что  он еще не готов к лечению. Конечно, он может продолжать добиваться развода, но ему придется отказаться от позиции, что он пытался сохранить семью. Если необходимо, процедуру развода  должна начинать жена, и ее позиция  при этом значительно улучшится, потому что она-то действительно  старалась. Желательный исход таков: муж, видя, что игра его разрушена, вначале впадает в отчаяние, а потом обращается за помощью к терапевту, но на этот раз искренне.

 

В повседневной форме эту  игру легко наблюдать во взаимоотношениях ребенка с родителем. В таком  случае это игра на двух участников. Игра ведется с одной из двух позиций: "Я беспомощен" или "Я ни в  чем не виноват". Ребенок пытается что-то сделать, но у него не получается. Если он беспомощен, родителю приходится делать все за него. Если он не виноват, у родителя вроде бы нет оснований  его наказывать. Однако тут просматриваются  элементы игры. Родителям необходимо выяснить два обстоятельства: кто  из них научил ребенка этой игре и что они делают не так, коли игра продолжается.

 

Игра "Видишь, как я  стараюсь" иногда приобретает зловещий характер. У нее могут быть вторая и третья степень. Проиллюстрируем  это на примере усердного работника, заболевшего язвой желудка. Многие заболевшие стараются справиться с  ситуацией и при этом могут  рассчитывать на законную помощь со стороны  семьи. Но болезнь может использоваться и со скрытыми намерениями.

Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария