Определение и происхождение жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Файлы: 1 файл

сценарии игры.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

Первая степень. Муж объявляет  жене и друзьям, что у него язва. Он сообщает также, что будет продолжать работать. Это вызывает их восхищение. Наверно, человек, испытывающий страдания, имеет право на хвастовство, чтобы  получить хотя бы жалкую компенсацию  за свои страдания. Его следует похвалить  за то, что он не играет в "Деревянную ногу", а продолжает выполнять  свои обязанности. В таком случае правильный ответ на "Видишь, как  я стараюсь" такой: "Да, и мы восхищаемся твоим мужеством  и сознанием долга".

 

Вторая степень. Мужу сообщают, что у него язва, но он скрывает это  от жены и друзей. Он продолжает работать, испытывает, как и прежде, стрессы, и однажды на работе ему становится плохо. Когда об этом сообщают жене, она сразу понимает смысл его  поведения: "Видишь, как я стараюсь". Теперь она должна ценить его, как  никогда раньше, и раскаиваться во всех злых словах, которые говорила ему в прошлом. Короче, сейчас она  должна любить его: ведь все предшествующие его попытки добиться ее расположения потерпели неудачу. К несчастью  для мужа, проявления нежности и  заботы со стороны жены в таком  случае мотивируются не любовью, а чувством вины. В глубине души она негодует, потому что он играет с ней нечестно; к тому же он воспользовался нечестным  преимуществом, сохранив свою болезнь  в тайне. Короче, брильянтовый браслет  – гораздо более честный инструмент ухаживания, чем желудок с дырой. В случае с браслетом жена может  вернуть мужу подарок, но уйти от язвенника  и сохранить при этом приличия она не может. Неожиданное признание  в серьезной болезни не поможет  вам завоевать женщину, а скорее приведет к тому, что она почувствует  себя в ловушке.

 

Эту игру часто можно обнаружить сразу после того, как пациент  впервые узнает, что у него прогрессирующая  болезнь. Если он собирается играть в  эту игру, весь ее план мгновенно  складывается в его сознании и  может быть обнаружен путем тщательного  психиатрического анализа ситуации. Анализ выявит тайное злорадство Ребенка, узнавшего, что он обладает таким  оружием, – злорадство, замаскированное  Взрослой тревогой от реальных последствий  серьезного заболевания.

 

Третья степень. Еще более  зловещий и пагубный вариант –  неожиданное и ничем не предвещаемое самоубийство как результат серьезной  болезни. Язва переходит в рак, и  однажды жена, которой ничего не было известно о болезни мужа, заходит  в спальню и видит его мертвым. В записке совершенно ясно говорится: "Видишь, как я старался". Если нечто подобное происходит с одной и той же женщиной дважды, ей пора выяснять, в какую игру играет она.

 

Анализ 

 

Тезис. Никто не может  помыкать мной.

 

Цель. Оправдание.

 

Роли. Надежный человек, Преследователь, Авторитетное лицо.

 

Динамика. Анальная пассивность.

 

Примеры. 1. Ребенок одевается. 2. Супруг, стремящийся к разводу.

 

Социальная парадигма. Взрослый – Взрослый.

Взрослый: "Пора одеваться (идти к психиатру)".

Взрослый: "Хорошо, постараюсь".

 

Психологическая парадигма. Родитель – Ребенок.

Родитель: "Я заставлю тебя одеться (идти к психиатру)".

Ребенок: "Видишь, ничего не получается".

 

Ходы. 1. Предложение –  сопротивление. 2. Давление – уступка. 3. Одобрение – неудача.

 

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая  – освобождение от сознания вины за агрессивность. 2. Внешняя психологическая  – избавление от ответственности  за семью. 3. Внутренняя социальная – "Смотри, как я старался". 4. Внешняя социальная – то же самое. 5. Биологическая – обмен враждебными транзакциями. 6. Экзистенциальная – я беспомощен (я ни в чем не виноват).

7. "ДОРОГАЯ"

 

Тезис. Эта игра наиболее ярко проявляется на начальных стадиях  занятий супружеских терапевтических  групп, когда участники занимают оборонительную позицию; ее можно встретить  также на вечеринках. Уайт рассказывает в виде анекдота что-нибудь такое, что  выставляет миссис Уайт в не очень  привлекательном виде, и заканчивает  словами: "Не правда ли, дорогая?" Миссис Уайт соглашается по двум внешне Взрослым причинам: 1) потому что случай рассказан в целом верно, а  не соглашаться с тем, что представлено незначительными подробностями (но что на самом деле составляет суть транзакции), может показаться педантизмом; 2) потому что нельзя же не согласиться  с мужчиной, который при всех называет тебя милой. Однако психологическая  причина согласия – депрессивная позиция жены. Она вышла за этого  мужчину замуж именно потому, что  знала: он окажет ей эту услугу, будет  выставлять напоказ ее недостатки, спасая от замешательства, если бы она  обнаружила их сама. В детстве эту  услугу оказывали ей родители.

 

После "Суда" это наиболее распространенная супружеская игра. Чем более напряженной является ситуация, чем ближе момент разоблачения игры, тем сильнее подчеркивается слово "дорогая", пока для всех не становится ясным раздражение  говорящего. При внимательном анализе  становится ясно, что это разновидность  игры "Растяпа", поскольку важнейшим  моментом игры является прощение, даваемое миссис Уайт супругу, раздраженности которого она как бы старается изо всех сил не замечать. Поэтому антитезис "Дорогой" аналогичен антитезису "Растяпы": "Можешь рассказывать обо мне что угодно, но не называй  меня "дорогой". Этот антитезис  несет в себе те же опасности, что и антитезис к "Растяпе". Более изысканный и менее опасный антитезис заключен в ответе: "Да, дорогой!"

 

В другой форме жена, вместо того чтобы согласиться, отвечает аналогичной  игрой в "Дорогого", рассказывая  анекдот о муже. В сущности она  отвечает: "Ты сам небезупречен, дорогой".

 

Иногда эти любезные слова  не произносятся вслух, но внимательный наблюдатель услышит их даже непроизнесенными. Таков молчаливый вариант игры "Дорогая".

Э. Берн: В игру "Алкоголик" играют всерьез и бросить ее трудно.

 

 Эрик Берн «Игры,  в которые играют люди (Психология  человеческих взаимоотношений)».  Выдержки.

 

В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного  потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению  врача-терапевта. Объект анализа в  предлагаемой нами игре совсем другой - те социальные трансакции, которые  влечет за собой злоупотребление  спиртным. Эту игру мы назвали "Алкоголик".

 

В полностью развернутом  виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и  закончиться при участии всего  двух игроков. Центральная роль, роль Водящего, - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт.

 

Наиболее важный партнер - Преследователь. Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который  принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором. Четвертая роль - Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа.

 

При таком варианте игры Уайт должен иметь какое-то правдоподобное объяснение на вопрос, зачем ему  нужны деньги. И хотя оба партнера прекрасно знают на что он в  действительности их потратит, они  делают вид, будто верят его объяснению. Иногда Простак перерастает в  другую роль - не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации - Подстрекателя, Славного малого, который  часто предлагает спиртное Уайту, даже тогда, когда он не просит "Пойдем, выпьем по стаканчику" (скрытая трансакция "И ты еще быстрее покатишься под гору").

 

Во всех играх, связанных  со спиртным, есть еще одна вспомогательная  роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В  игре "Алкоголик" он – пятый  участник, Посредник, основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика и в каком-то смысле является главным человеком  в жизни любого наркомана. Разница  между Посредником и другими  игроками в основном та же, что между  профессионалами и любителями во всякой игре.

 

Профессионал знает, когда  нужно остановиться. Так, в некоторый  момент хороший бармен может отказаться обслуживать Алкоголика, который  таким образом теряет источник спиртного, до тех пор пока не найдет более  снисходительного Посредника.

 

На начальных стадиях  игры три вспомогательные роли может  играть жена. В полночь супруга - Простак. Она раздевает мужа, варит  ему кофе и позволяет срывать  на себе зло. Утром она становится Преследователем и поносит его  за беспутную жизнь. Вечером она  превращается в Спасителя и умоляет  мужа отказаться от дурных привычек. На более поздних стадиях, иногда в  связи с ухудшением физическою состояния, Алкоголик может обходиться без 

 

Преследователя и Спасителя, но он терпит их, если они одновременно соглашаются создавать ему жизненно необходимые условия. Уайт может, например, неожиданно пойти в какую-нибудь душеспасительную организацию и  даже согласиться "быть спасенным", если там ему дадут бесплатно  поесть. Он может выдержать как  любительский, так и профессиональный разнос, если надеется после получить подачку. В соответствии с анализом игр мы считаем, что само по себе потребление спиртного если и  доставляет Уайту удовольствие, то лишь попутно. Его главная задача - достижение кульминации, которой является похмелье.

 

Алкоголик воспринимает похмелье не столько как плохое физическое состояние, сколько как психологическую  пытку. Два любимых времяпрепровождения  пьющих -"Коктейль" (сколько пили и что с чем смешивали) и "На следующее утро" ("Послушайте, как мне было плохо") В "Коктейль" играют по большей части люди, которые  пьют лишь на вечеринках или от случая к случаю. Многие алкоголики предпочитают как следует сыграть в психологически нагруженную игру "На следующее  утро".

 

...Некий пациент (Уайт), приходя на консультацию к  психотерапевту после очередною  загула, обрушивал на свою голову  потоки ругательств; психотерапевт  в ответ молчал. Позже, будучи  участником психотерапевтической  группы, Уайт вспоминал эти визиты  и с самодовольной уверенностью  приписывал все свои бранные  слова психотерапевту. Когда алкоголики  в терапевтических целях обсуждают  свою ситуацию, их, как правило,  интересует не проблема выпивки  как таковой (очевидно, в основном  они упоминают о ней из уважения  к Преследователю), а последующие  мучения. 

 

Мы считаем, что трансакционная цель при злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от самой выпивки, состоит еще и в том, чтобы  создать ситуацию, в которой Ребенка  будет на все лады распекать не только собственный внутренний Родитель, но и любая родительская фигура из непосредственного окружения, принимающая  достаточно большое участие в  Алкоголике, чтобы пойти ему навстречу  и подыграть в его игре. Поэтому  и терапию в этой игре надо направлять не на привычку выпивать, а на устранение стремления алкоголика потакать своим  слабостям и заниматься самобичеванием, которые наиболее полно проявляются  в игре "На следующее утро". К этой категории не относятся, однако, запойные пьяницы, которые морально не страдают после похмелья.

 

Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой  Уайт проходит все стадии финансового  падения и социальной деградации, хотя он совсем не пьет. Однако он делает в игре те же ходы и требует того же состава "актеров", которые  должны ему подыгрывать. В этой игре основное действие тоже происходит "следующим  утром". Сходство между этими играми доказывает, что это действительно  игры. Игра "Наркоман" очень похожа на "Алкоголика", но еще более  драматична и зловеща. Она развивается  быстрее и более впечатляюще. По крайней мере в нашем обществе большая нагрузка в ней приходится на Преследователя (который всегда наготове). Спасители и Простаки в этой игре встречаются крайне редко, зато роль Посредника становится еще важнее.

 

В США существует множество  организаций, принимающих участие  в игре "Алкоголик". Многие из них  словно проповедуют правила игры, объясняют, как надо играть роль Алкоголика: опрокидывайте рюмочку до завтрака, тратьте на выпивку деньги, предназначенные  на другие нужды, и т.д. Кроме того, они объясняют функции Спасителя. Например, "Анонимные алкоголики" ["Анонимные алкоголики" - организация, получившая распространение в США  и многих других странах мира.] ведут  эту игру, стараясь привлечь алкоголика на роль

Спасителя.

 

Бывшим Алкоголикам отдается предпочтение, потому что они знают  правила игры и поэтому лучше  умеют подыгрывать другим, чем  люди, никогда раньше в эту игру не игравшие. Сообщалось даже о случаях, когда вдруг кончался "запас" Алкоголиков, с которыми нужно было проводить работу, после чего некоторые  члены организации снова начинали пить, поскольку у них без контингента  погибающих, нуждающихся в помощи, не было другого способа продолжать игру.

 

Существуют организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые из них оказывают  давление на супругу, чтобы заставить  ее сменить роль Преследователя на роль Спасителя. Нам кажется, что  ближе всего к идеальной терапии  подошла организация, которая работает с детьми подросткового возраста, имеющими родителей-алкоголиков. Она  стремится помочь ребенку полностью  выйти из игры родителей. Смена ролей  здесь не подходит.

Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария