Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Психологическое исцеление алкоголика может быть достигнуто, на наш взгляд, только бесповоротным его выходом из игры, а не простой сменой ролей. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя вряд ли можно найти что-нибудь более интересное для Алкоголика, чем возможность продолжать игру. Замена ролей вынужденным образом может оказаться другой игрой, а не свободными от игр взаимоотношениями.
Так называемые исцеленные
алкоголики часто представляют собой
не слишком вдохновляющую
Из описания игры видно, что у Спасителя чаще всего имеется сильный соблазн играть в свою игру: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам", а у Преследователя и Простака - в свою: в первом случае - "Посмотри, что ты со мной сделал", во втором - "Славный малый". После возникновения большого числа организаций, занятых спасением алкоголиков и пропагандирующих мысль, что алкоголизм - это болезнь, многие алкоголики научились играть в "Калеку". Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, с установки "Я грешник" на "Что вы хотите от больного человека". Польза от такого сдвига весьма проблематична, так как с практической точки зрения это едва ли помогло уменьшить продажу спиртного запойным пьяницам. Однако для многих людей США "Анонимные алкоголики" все еще представляют один из лучших подступов к тому, чтобы излечиться от потворства своим слабостям.
*Антитезис*. Хорошо известно,
что в игру "Алкоголик" играют
всерьез ибросить ее трудно. В
одной из психотерапевтических
групп была женщина- алкоголик,
Тем не менее в других случаях бывает вполне возможно так подготовить пациента, что он все же сумеет бросить игру. Психотерапевт может попытаться применить лечение, в процессе которого он откажется брать на себя роль Преследователя или Спасителя. Мы считаем, что с терапевтической точки зрения будет столь же неправильно, если он возьмет на себя роль Простака и разрешит пациенту пренебречь финансовыми обязательствами или простой пунктуальностью. Трансакционно правильная терапевтическая процедура состоит в следующем: после тщательной подготовительной работы психотерапевту советуем занять позицию Взрослого, заключившего договор с пациентом, и отказаться играть какие-либо другие роли в надежде на то, что пациент сможет соблюсти воздержание не только от спиртного, но и от игры. Если же пациенту это не удастся, то рекомендуем направить его к Спасителю.
Применять антитезис особенно трудно, так как почти во всех западных странах запойный пьяница часто является для благотворительных организаций долгожданным объектом порицания, тревоги или щедрости. Поэтому человек, вдруг отказавшийся играть какую-либо из ролей игры "Алкоголик", скорее всего вызовет общественное негодование. Разумный подход может представлять даже большую угрозу для Спасителей, чем для Алкоголиков, что иногда плохо влияет на процесс лечения.
Однажды в одной нашей клинике группа психотерапевтов, серьезно занимавшаяся игрой "Алкоголик", пыталась вылечить пациентов, разрушив их игру. Как только стратегия психотерапевтов стала очевидной, благотворительный комитет, субсидировавший клинику, постарался изгнать всю группу и в дальнейшем при лечении этих пациентов не обратился ни к одному из ее членов за помощью.
*Родственные* *игры*. В игре
"Алкоголик" есть интересный
эпизод: "Выпьем по рюмочке".
Нам указал на него один
наблюдательный студент,
Например, хозяин закусочной, играющий роль Славного малого, расширяет таким образом круг своих знакомств; к тому же в своей компании он может приобрести репутацию не только щедрого человека, но и прекрасного рассказчика. Один из вариантов Славного малого появляется, например, тогда, когда человек просит у всех совета, ищет возможности, как лучше всего кому-то помочь. Это пример хорошей, конструктивной игры, которую следует всячески поощрять. Противоположность этой игры - роль Крутого парня, в которой человек ищет способы как можно сильнее причинить людям боль и ущерб. И хотя, возможно, он никого и никогда не увечит, но окружающие начинают ассоциировать его с такими "крепкими парнями", которые "играют до конца". А он греется в лучах этой славы. Французы называют такой экземпляр fanfarone de vice (фанфароном зла).
_Анализ_
*Тезис*: "Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня
остановить".
*Цель*: самобичевание.
*Роли*: Алкоголик, Преследователь,
Спаситель, Простак, Посредник.
*Иллюстрации*: "Посмотрим,
поймаешь ли ты меня". Прототипы
этой игры обнаружить довольно
трудно из-за ее сложности.
Однако дети, особенно дети алкоголиков,
часто проделывают маневры,
"Посмотрим, поймаешь ли ты меня", дети лгут, прячут вещи, напрашиваются на порочащие их замечания или ищут людей, готовых им помочь. Они находят, например, благожелательного соседа, который раздает подачки, и т. д. Самобичевание при этом как бы откладывается на более поздний возраст.
*Социальная* *парадигма*: Возрослый - Взрослый; Взрослый: "Скажите мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить"; Взрослый: "Буду с вами откровенен". *Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить"; Родитель: "Ты должен бросить пить, потому что..."
*Ходы*:
1) провокация - обвинение или прощение; 2) потворство своим
желаниям - гнев или разочарование.
"*Вознаграждения*":
1) внутреннее психологическое - а) выпивка как
процедура - бунт, утешение, удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра
- самобичевание;
2) внешнее психологическое
- избегание сексуальной и
близости;
3) внутреннее социальное - "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить";
4) внешнее социальное - времяпрепровождения "На следующее утро",
"Коктейль" и т. д.;
5) биологическое - попеременный обмен выражениями любви и гнева;
6) экзистенциальное - "Все меня хотят обидеть".
Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария