Определение и происхождение жизненного сценария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Файлы: 1 файл

сценарии игры.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

1. "ТУПИК"

 

Тезис. В "Тупике" в более  явном виде проявляется главная  цель игр вообще – манипулировать людьми – и их функция служить  преградой интимной близости. Как  ни. парадоксально, эта игра состоит  в изворотливом и неискреннем  отказе от участия в игре, предложенной супругой (супругом).

 

Миссис Уайт предлагает мужу пойти в кино. Мистер Уайт соглашается.

 

(a) Миссис Уайт допускает  "непреднамеренную" ошибку. В ходе  разговора она совершенно естественно  упоминает, что дом нуждается  в покраске. Это дорогая затея,  а мистер Уайт недавно сказал  жене, что у них туго с деньгами; он попросил ее не приставать  к нему с дополнительными затратами,  по крайней мере до начала  следующего месяца. Следовательно,  момент для разговора о покраске  дома выбран неудачно, и мистер  Уайт отвечает грубостью. 

 

(b) Альтернативный вариант.  Мистер Уайт ведет разговор  так, что миссис Уайт трудно  удержаться от искушения и  не сказать о покраске дома. Как и в предыдущем варианте, мистер Уайт отвечает грубостью. 

 

Миссис Уайт обижается  и говорит, что, если у него дурное настроение, она не пойдет с ним  в кино, и ему лучше идти одному. Он отвечает, что, если она так считает, он пойдет один.

 

Уайт уходит в кино (или  гулять с детьми), оставив миссис Уайт дома залечивать душевные раны.

 

В этой игре могут быть два  скрытых механизма.

 

Миссис Уайт по прошлому опыту хорошо знает, что не стоит  серьезно воспринимать раздражение  мужа. На самом деле он хочет, чтобы  она показала, как ценит его  напряженный труд, чтобы содержать  семью; в таком случае они, вполне довольные, могут отправиться в  кино. Но она отказывается подыгрывать  ему, и он чувствует себя глубоко  обиженным. Он уходит, кипя от разочарования  и негодования, а она остается дома, изображая обиду, но втайне наслаждаясь  ощущением триумфа.

 

Мистер Уайт по прошлому опыту знает, что не должен серьезно воспринимать нападки жены. На самом  деле она хочет, чтобы он приласкал  ее; в таком случае они, довольные, пойдут в кино. Но он отказывается играть, понимая, что поступает нечестно: он знает, что она хочет, чтобы  ее ласково уговаривали, но притворяется, будто не понимает этого. Он покидает дом, испытывая облегчение и радость, но притворяясь обиженным. А жена испытывает разочарование и негодование.

 

В обоих случаях позиция  победителя, с точки зрения наивного наблюдателя, выглядит безупречной: он или она всего лишь поняли друг друга буквально. Это особенно очевидно в варианте B, в котором Уайт принимает  отказ миссис Уайт за чистую монету. Они оба знают, что это обман, но поскольку она сама так сказала, она оказывается в тупике.

 

Наиболее очевидная выгода в данном случае – Внешняя психологическая. Оба сексуально возбуждаются в кино, и более или менее очевидно предполагалось, что после возвращения  из кинотеатра они будут заниматься любовью. В зависимости от того, кто  из них хочет избежать близости, игра пойдет по варианту 2a или 2b. Это  особенно раздражающий вариант игры "Скандал" (см. главу 9). "Обиженный" партнер считает, что испытывает вполне справедливое негодование и  имеет законное право отказываться от близости, а загнанный в угол супруг не может возразить.

 

Антитезис. Для миссис Уайт он прост. Ей нужно только передумать, взять мужа за руку, улыбнуться ему  и пойти с ним (переход от Я-Ребенок  к Я-Взрослый). Для мистера Уайта  найти выход из тупика несколько  труднее, поскольку инициатива принадлежит  миссис Уайт; но, если он проанализирует ситуацию в целом, он, возможно, сумеет уговорить ее пойти с ним либо как капризного Ребенка, либо, что  гораздо лучше, как Взрослого.

 

"Тупик" приобретает  несколько иную форму, когда  в семейную игру включаются  дети; в таком случае она напоминает "двойной узел", описанный Бейтсоном  и его школой. Здесь в тупик  загоняют ребенка, и что бы  он ни сделал, он все равно  окажется не прав. По Бейтсону, это может послужить важным  этиологическим фактором при  возникновении шизофрении. С нашей  точки зрения, следовательно, шизофрения  может быть названа антитезисом  Ребенка на "Тупик". Опыты лечения  взрослых шизофреников с помощью  анализа игр подтверждают такое  предположение. Если подготовленному  пациенту при помощи анализа  игр показать, что шизофреническое  поведение возникло как ответ  на эту игру, наступает полная  или частичная ремиссия.

 

Повседневная форма "Тупика", в которую играют всей семьей и  которая оказывает особое воздействие  на младших детей, чаще встречается  в семьях с назойливыми родителями типа Я-Родитель. Маленького мальчика или девочку заставляют больше помогать по дому, но, когда дети слушаются, родители во всем находят недостатки – "плохо, когда делаешь, и плохо, когда не делаешь". Этот "двойной узел" можно назвать игрой "Тупик" типа "дилемма".

 

Иногда "Тупик" становится этиологическим фактором астмы у  детей.

 

Маленькая девочка: "Мама, ты меня любишь?"

Мама: "А что такое  любовь?"

 

Такой ответ не оставляет  для ребенка выхода. Девочка хочет  говорить о матери, а мать начинает философский разговор, который девочка  еще не в состоянии понять. Она  начинает тяжело дышать, мать раздражается, у девочки начинается приступ  астмы, мать извиняется, и игра "Астма" развивается беспрепятственно. Эту  игру "Астматический тупик" предстоит  еще изучить.

 

Иногда в психотерапевтических группах встречается элегантный вариант игры в "Тупик", который  можно назвать игрой типа Рассела-Уайтхеда.*

 

Блэк: "Ну, во всяком случае, когда мы молчим, никто не играет в игры".

Уайт: "Молчание само по себе может быть игрой".

Рэд: "Сегодня никто  не играет в игры".

Уайт: "Но не играть в игры тоже может быть игрой".

 

Терапевтический антитезис  тоже элегантен. Логические парадоксы  запрещены. Когда Уайту запрещают  его маневр, быстро обнаруживается тревожность, лежащая в основе его  поведения.

 

* Рассел, Бертран (1872-1970), Уайтхед, Альфред (1861-1947) – известные  английские ученые, философы и  специалисты по логике. – Прим. пер. 

 

Супружеская игра "Пакет  с завтраком", с одной стороны, близко родственна с "Тупиком", а  с другой – с "Поношенным платьем". Муж, который вполне в состоянии  позавтракать в дорогом ресторане, тем не менее каждое утро делает несколько бутербродов и уносит к себе в контору в бумажном пакете. Для этого он использует хлебные корки, остатки вчерашнего обеда и бумажные пакеты, которые  сберегает для него жена. Это обеспечивает ему полный контроль над финансами  семьи – разве жена посмеет  купить себе норковый палантин перед  лицом такого самопожертвования? Муж  извлекает дополнительно немало выгод, например возможность завтракать в одиночестве и работать в  сэкономленное время. Во многих отношениях это конструктивная игра, которую  одобрил бы Бенджамин Франклин,* так как она поощряет экономность, усердие и пунктуальность.

 

* Франклин, Бенджамин (1706-1790) – американский государственный  деятель, дипломат, писатель и  изобретатель. – Прим. пер. 

2. "СУД"

 

Тезис. По описанию эта игра принадлежит к той группе игр, которые особенно ярко проявляются  в ходе судебного разбирательства. К ним относятся также "Деревянная нога" (оправдание на основе невменяемости) и "Должник" (гражданский иск). Клинически игра чаще всего встречается  в кабинетах консультантов по семейным проблемам и в семейных психотерапевтических группах. В сущности, очень часто беседы в таких  кабинетах и группах представляют собой сплошную игру в "Суд", в  которой ничего не решается, так  как игра не заканчивается. В таких  случаях становится очевидным, что  консультант и терапевт активно  участвуют в игре, не подозревая об этом.

 

В "Суд" может играть любое количество игроков, но обычно игра рассчитана на трех участников: истца, ответчика и судью, представленных мужем, женой и психотерапевтом. Если игра происходит в психотерапевтической группе, на радио или телевидении, остальные присутствующие исполняют  роли присяжных заседателей. Муж  начинает жалобно: "Позвольте мне  рассказать вам, что она (имя жены) сделала вчера. Она взяла..." и  т.д. и т.п. Жена, защищаясь, отвечает: "Вот как было на самом деле... И к тому же он... и вообще в то время мы оба..." и т.д. Муж галантно добавляет: "Я рад, что вы можете выслушать обе стороны. Я хочу только справедливости". В этот момент советник рассудительно говорит: "Мне  кажется, что если мы подумаем..." и т.д. Если присутствует аудитория, терапевт может обратиться к ней: "Послушаем, что скажут остальные". Или если группа подготовленная, ее члены могут сыграть роль присяжных  без всякого указания со стороны  терапевта.

 

Антитезис. Терапевт говорит  мужу: "Вы абсолютно правы!" Если муж расслабляется, испытывая торжество  или самодовольство, терапевт спрашивает: "Как вы относитесь к моим словам?" Муж отвечает: "Очень хорошо". Тогда терапевт говорит: "На самом  деле я считаю, что вы не правы". Если муж честен, он ответит: "Я  с самого начала знал это". Если он нечестен, то должен какой-то своей  реакцией продемонстрировать, что игра продолжается. Тогда можно анализировать  ситуацию дальше. Игровой элемент  заключен в том, что хотя истец  шумно торжествует победу, в глубине  души он понимает, что неправ.

 

После того как будет собран достаточный клинический материал, игру можно прекратить маневром, который  из всех антитезисов отличается наибольшим изяществом. Терапевт устанавливает  правило, запрещающее использование  третьего (грамматического) лица в группе. Следовательно, пациенты могут обращаться друг к другу непосредственно – "вы", могут говорить о себе "я", но не имеют права сказать: "А сейчас я расскажу о нем" или "Позвольте мне поговорить о ней". В этот момент семейная пара либо вообще перестает играть, либо переходит к игре "Дорогая", что является значительным улучшением, либо принимается за "Более того", что ничуть не лучше "Суда". Игра "Дорогая" описана в другой главе. В "Более того" истец предъявляет одно обвинение за другим. Ответчик на каждое из них говорит: "Я могу это объяснить". Истец не обращает никакого внимания на объяснения, но как только ответчик замолкает, он пускается в описание следующего инцидента, за которым следует новое объяснение – типичный обмен репликами Родитель – Ребенок.

 

В "Более того" особенно увлеченно играют ответчики-параноики. Поскольку они все понимают буквально, то легко могут вывести из себя обвинителей, которые изъясняются  метафорически или юмористически. В целом метафоры – самые распространенные ловушки в игре "Более того", и их следует избегать.

 

В повседневной форме эту  игру легко наблюдать у детей. Это трехсторонний вариант, который  разыгрывается между двумя детьми и родителем. "Мама, она забрала  у меня конфету". – "Да, но он забрал мою куклу, а перед этим ударил меня, и вообще мы договорились делить конфеты поровну".

 

Анализ 

 

Тезис. Они должны признать, что я прав.

 

Цель. Самоутверждение.

 

Роли. Истец, Ответчик, Судья (и/или Присяжные).

 

Динамика. Соперничество  братьев и сестер.

 

Примеры. 1. Дети ссорятся, родители вмешиваются. 2. Супружеская пара в  поисках "помощи".

 

Социальная парадигма. Взрослый – Взрослый.

Взрослый: "Вот что она  мне устроила".

Взрослый: "На самом деле было так".

 

Психологическая парадигма. Ребенок – Родитель.

Ребенок: "Скажи, что именно я прав".

Родитель: "Прав этот" или "Правы вы оба".

 

Ходы. 1. Подача жалобы – оправдательное выступление. 2. Истец выдвигает опровержение, согласие или делает жест доброй воли. 3. Решение судьи или вердикт  жюри. 4. Оглашение окончательного решения.

 

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая  – проекция вины. 2. Внешняя психологическая  – освобождение от вины. 3. Внутренняя социальная – "Дорогая", "Более  того", "Скандал" и др. 4. Внешняя  социальная – "Суд". 5. Биологическая  – поглаживание со стороны судьи  и жюри. 6. Экзистенциальная – депрессивная позиция "Я всегда не прав".

3. "ФРИГИДНАЯ ЖЕНЩИНА"

 

Тезис. Это почти всегда супружеская игра, так как трудно представить себе, чтобы внебрачная связь долго продолжалась на таких  условиях.

 

Муж обращается к жене с  определенными притязаниями, но она  их отвергает. После нескольких таких  попыток она сообщает ему, что  все мужчины животные, что он на самом деле ее не любит или любит не ради нее, что ему нужен только секс. На некоторое время муж воздерживается, потом пытается снова – с тем же результатом. Постепенно он смиряется и больше поползновений не делает. Проходят недели или месяцы, жена становится все менее церемонной и временами забывается. Принимая душ, просит мужа принести свежее полотенце, которое будто бы забыла. Если она ведет жесткую игру или много пьет, может начать флиртовать с другими мужчинами на вечеринках. Наконец муж поддается на провокацию и делает новую попытку. Но его снова отвергают, начинается игра "Скандал", в которой вспоминаются поведение обоих, другие пары, родственники, семейные финансы и неудачи, и заканчивается все тем, что муж хлопает дверью.

 

На этот раз муж принимает  решение покончить с сексом: они  найдут неполовой modus vivendi.* Он не обращает внимание на неглиже жены и маневр с забытым полотенцем. Жена ведет  себя все более провокационно  и рассеянно, но муж держится стойко. И вот однажды вечером она  сама начинает делать попытки сблизиться и целует его. Вначале муж не реагирует, но природа после долгого воздержания  берет свое, и ему кажется, что  на этот раз все получится. Его  первые пробные шаги не отвергаются, как раньше. Муж становится все  смелее. И в самый критический  момент жена отшатывается от него и  кричит: "А я тебе что говорила? Все мужчины – животные, мне  нужна любовь, а тебя интересует только секс!" Супруги переходят  к игре "Скандал", причем обычно минуют предварительные стадии, типа обсуждение поведения их самих и  их родственников и сразу же приступают к финансовым проблемам.

Информация о работе Определение и происхождение жизненного сценария