Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 05:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто владеет способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации.
Согласно исследователям сплоченности коллектива (Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, К. Левина) - она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. Полагается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.21
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, прежде всего:
Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
Психологическое состояние своей защищенности,
чувство, что с группой ничего не случится,
обеспечивают лидеры, пользующиеся уважением
и непререкаемым авторитетом. При твердой
уверенности в правильности действий лидера все усилия членов
группы интегрируются и направляются
на творческое выполнение отданных им
распоряжений.
Социально-психологический
тренинг. Для сплочения коллектива, руководители
все чаще начинают прибегать к помощи
психологов, которые в своем профессиональном
арсенале имеют различные тренинговые
программы. Программа социально-психологического
тренинга представлена в Приложение 4.22
Социально-психологический тренинг нацелен, на решение следующих задач:
Обучение тому, как определять и различать уверенное поведение, неуверенное поведение и агрессивное поведение;
развития адекватного понимания самого себя и осуществления коррекции самооценки;
способность спонтанно, открыто и непосредственно выражать, свои чувства;
способность быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми; сознательное использование местоимения «Я» при выражении собственной позиции и своих желаний;
способности конструктивно преодолевать конфликты, кризисы в сложных жизненных ситуациях, способность отстаивать свое мнение.
Социально-психологический климат осуществляется с помощью основной методики - репетиции уверенного поведения, которая включает в себя такие ключевые компоненты как моделирование, инструктаж и подкрепление, а также метода когнитивного реструктурирования дезадаптивных стереотипов мышления (когниций).23
Репетиция поведения была сведена к выполнению следующих задач: определение того, какого рода поведение нуждается в репетиции; инструктаж участника и обучение его разыгрыванию сцены; повторение сцены с целью улучшить действия ее участников; моделирование желательного поведения.
Программа реализовалась с помощью следующих приемов:
- вербальная информация и
- поведенческие упражнения
- социальное подкрепление новых
Важным элементом технологии проведения социально-психологического тренинга является его подготовка. Она состоит из двух этапов. На первом этапе проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, сроках, продолжительности встреч. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются в силу каких-либо причин. На втором этапе проводятся индивидуальные собеседования с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе собеседования уточняются мотивы участия.
Главной задачей подготовки тренинга является то, чтобы в группу попали действительно мотивированные участники, а не случайные люди. Опыт ведения групп показал, что при следовании плану, часть участников, изначально недостаточно мотивированных, отсеивается в процессе первых занятий. Однако когда стоит задача работать с группой, в которой невозможно собрать только участников мотивированных на процесс в тренинге, тогда мотивация должна быть сформирована в процессе тренинга. Это очень трудоемкий, но выполнимый процесс.
В тренинговой программе имеется ряд общих принципов. Среди них: принцип преемственности тренинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы.
Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего. Без соблюдения данного принципа работа в группе может превратиться в «блуждание в темноте». В процессе тренинга в случае содержательного разрыва выполняемого действия и планируемого разрыва провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возможность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.25
Принцип поэтапности развития группы подразумевает необходимость учета закономерностей групповой динамики при составлении программы тренинга, также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего формирования и развития. Каждая стадия предъявляет определенные требования к процедурам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планируются процедуры, направленные на знакомства участников, их ориентацию в специфике тренинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на: формирование норм и правил работы группы; развитие мотивации; формирование работоспособности участников, сплочение группы и др.
Социально-психологический климат состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового.
- Содержательный слой включает в себя программу тренинга в соответствии с основными целями и в совокупности используемых в нем процедур.
- Личностный слой состоит из
реальных личностных ситуаций
каждого участника группы, которые
заранее могут быть не
- Групповой слой проявляется
в социально-психологической
Формирование мотивации для участия в программах тренинга осуществляли, прежде всего, с помощью предоставления информации о психологических основах тренинга. Она включает постановка целей, которых нужно добиться за время прохождения тренинга, разъяснения понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-
2.1. Общая характеристика Управления пенсионного фонда №30.
Краткая характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это крупнейшая эффективная система оказания социальных услуг в России. Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсий в полном соответствии с действующим законодательством и пенсионными правами граждан, относится к государственным внебюджетным фондам. Бюджет Пенсионного Фонда утверждается Государственной Думой отдельным законом наряду с принятием Федерального бюджета. Главная цель ПФР – обеспечение человека определенным уровнем жизненных благ с помощью отчислений от заработанных им денежных средств. Сегодня ПФР выплачивает пенсии около 40 миллионам пенсионеров, социальные выплаты свыше 20 миллионам льготников, а также ведет учет пенсионных прав застрахованных лиц.
ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12. 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.27
ПФ и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Задачи ПФ РФ:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения, возникающие
при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).28
Руководство ПФР осуществляет Правление
и его постоянно действующий орган - Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ, отделения
в национально - государственных и административно-
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах РФ, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата коллектива с помощью тимбилдинга