Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 05:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто владеет способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации.
Результаты анкетирования отражены в Таблице 8 и диаграмме 6.
В данном анкетировании не принимали участие 4 человека - 3 уборщицы, 1 дворник и 1 водитель.
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: оценивают социально-психологический климат в коллективе, как благоприятный 21 специалист и 6 руководителей. В целом благоприятный климат в коллективе для 19 специалистов и 5 руководителей. Совершенно недовольны психологическим климатом в коллективе 42 специалиста и 5 руководителей. Таким образом, социально-психологический климат как неблагополучный оценивают более 50% всего персонала ПФР № 30
Исследование по методике Ф. Фидлера.
Цель: Оценка психологической атмосферы в коллективе.
Проведение исследования. Каждый участник получил опросный бланк (Приложение 3) с инструкцией и предложением заполнить его.
Обработка результатов. Ответ испытуемых по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе. Если испытуемый набрал в пределах от 10 до 40 баллов, то констатируется низкий уровень благоприятности психологической атмосферы; от 40 до 60 баллов – средний уровень; от 60 до 80 баллов – высокий уровень. Результаты тестирования отражены в Таблице 9 и диаграмме 7.
Анализ результатов. Исследование показало, что лишь двадцать специалистов (24%) оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную. Среди руководящего персонала лишь 6 человек, считают социально-психологический климат в коллективе благоприятным. Средний и низкий уровень благоприятности психологической атмосферы оценивается 76 % испытуемых специалистов и 70% или 14 руководителей. Таким образом, данные анкетирования и тестирования практически совпадают, что говорит о том - подавляющее большинство сотрудников (75% в сумме) не считают атмосферу в своем коллективе достаточно благоприятной. Причем почти половина из них оценивает ее как неблагоприятную.
Диагностика стиля руководства коллективом
Результаты исследования стиля руководством в коллективе, представлены в таблицах 10-12 и диаграмме 8.
Итак мы видим, что практически все начальники отделов имеют заместителей.
Результаты применения теста «Стиль руководства коллективом» представлены в таблице 11 – 12, диаграмма 8.
Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом представлены в таблице 12.
Стиль управления руководителя непосредственно влияет на социально-психологический
климат в коллективе. Если у руководителя
преобладает попустительский стиль руководства
(2 начальника отделов), то начальник проявляет
очень мало заботы как о достижении целей
собственного производства, так и о создании
благоприятного социально-психологического
климата в коллективе. Фактически руководитель
устранился от работы, пустил все на самотек
и просто проводит время, передавая информацию
от своих руководителей подчиненным и
наоборот.
при демократическим стиле руководства
коллективом (у 2 начальников отделов и
3 заместителей начальников отделов), у
них в равной и притом максимальной степени
проявляются ориентированность на движение
высоких производственных результатов
и на заботу о создании благоприятного
социально-психологического климата в
коллективе. Такой стиль, как правило,
позволяет добиваться успешного решения
производственных задач в сочетании с
условиями, для наиболее полного раскрытия
творческих способностей членов коллектива.
Авторитарный
стиль руководства (8 начальников отделов),
которые заботятся только о работе, о выполнении
производственно-хозяйственных задач,
игнорируя человеческий фактор, личность
работника, мнение коллектива. Такой руководитель
действует по принципу «давай-давай»,
который со временем изживает себя настолько,
что перестает приносить успех и в достижении
производственных целей.
Дружеский
стиль руководства у 3-х начальников отделов
и 2 заместителей. При таком стиле руководства
начальник очень мало заботится о производстве.
Все внимание руководителя здесь направлено
на поддержание и сохранение хороших,
приятельских отношений с подчиненными.
Создается такой социально-психологический
климат, где все расслаблены, дружны. И
этот психологический комфорт обволакивает
коллектив, отодвигая на второй план решение
производственно-хозяйственных задач.
В конечном счете, такая ориентация на
человеческие отношения не только затрудняет
достижение производственных результатов,
но и приводит к подрыву изнутри сложившегося
уютного социально-психологического климата.
Так, мы получили следующие результаты
– не приемлемый коллективом авторитарный
стиль руководства у 8 руководителей отделов,
а так же не были протестированы 2 замдиректора
и сам директор УПФР №30. Данные результаты
позволяют сделать вывод, что руководители
высшего звена так же используют авторитарный
стиль руководства.
3. ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКИВА УПРАВЛЕНИЯ ПФР N 30.
3.1. Методика по оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Основными задачами по оптимизации социально-психологического климата в коллективе являются:
1. Формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации.
2. Создание таких условий в рамках организации, которые обеспечили бы возможность актуализации ценностных ориентаций личности в процессе работы.
3. Повышение уверенности членов
организации в собственных
4. Развитие умений
5. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, стимулирующей дискуссию, обмен знаниями и опытом.
6. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.
7. Использование процессов
Директору УПФ №30 мы рекомендуем применить следующие формы воздействия на социально-психологический климат в коллективе:
1. Группы социально-
2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению социально-психологического климата в группе.
3. Обсуждения. Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые попытки регуляции социально-психологического климата любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции социально-психологического климата на предприятии, способом выяснения мнений работников коллектива по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.
4. Изменение обстановки в рабочем помещении. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.
- находить общие интересы, которые объединили персонал и на их основе организовывать общие дела: совместный отдых, походы, спортивные мероприятия: день здоровья, турпоездки, т.д.
- формирование традиций коллектива.
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий: участие в конкурсах: мы ищем таланты, болеть за свою спортивную команду, т.д. Создавать атмосферу стремления коллектива к эмоциональному включению в жизнь каждого сотрудника.
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов трудового коллектива, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Нашим способом оптимизации социально-психологического климата в коллективе УПФ №30 будут:
В нашем случае, весь коллектив знает о проблемах (персоналу так же были озвучены результаты тестирования) и достаточно хорошо идет на контакт для решения коллективных проблем.
Оптимизация межличностных отношений в коллективе УПФ с помощью кулинарного Тимбилдинга
Поскольку коллектив УПФ №30 состоит в основном из женщин, то мы предлагаем провести кулинарный Team Building (калька с английского, дословно обозначающая «строительство команды») в форме творческой познавательной игровой программы, основная идея которой - совместное приготовление различных блюд из национальных кухонь мира.
Организация тимбилдинга имеет своей целью разработку эффективной системы взаимодействия участников команды, направленную на совместное решение творческой задачи, которая, в свою очередь, заключается в приготовлении одного или нескольких блюд из заранее выбранной национальной кухни. Всевозможные салаты, горячие блюда, суши и роллы являются вкусными решениями кулинарных задач тимбилдинга. В ходе совместной деятельности участники команды раскрепощаются, сближаются и учатся действовать слаженно. Кроме этого такой тимбилдинг способствует приобретению необходимых в повседневной жизни навыков приготовления пищи.
Программа кулинарного тимбилдинга состоит из четырех этапов:
«Немного оливкового, мешайте-мешайте,
чтобы не подгорело, пятьдесят грамм сухого
красного, розмарин в конце, а вот палочку
корицы оставим для напитка…», - если вы являетесь не только искусным
кулинаром, но и настоящим ценителем высокой
кухни, вам следует вкусить эту программу
до конца, быть может, вы найдете, чем ее
приправить...
Количество команд - 2, так же как и выбор
блюд, выдвинутых на конкурс: «Пельмень-party»,
«Бутерброды мира», «Самая неожиданная
пицца Италии», «Миниатюрные французские
пирожные», «Коктейли в цветах стран Большой
восьмерки», «Вегетарианец – тоже человек»
и т.д. Женскую половину привлекает знакомое
дело и новые необычные рецептуры, мужской
половине часто приходится по душе желание
доказать, что «лучшие кулинары в мире
– мужчины».
По свистку
чайника команды приступают к выполнению
задания под руководством самого искусного
кулинара из УПФ №30.
Каждая программа раздела «творческое командообразование» включает в себя так называемую презентацию – обязательную финальную часть мероприятия. Командам предстоит показать кулинарное творение в самом выгодном свете: накрыть стол и сервировать его, придумать оригинальное название блюда и легенду его создания.
Презентация поможет реализовать себя тем участникам, которые мыслят творчески и помогут команде достойно преподнести публике плод кулинарных фантазий. По итогам конкурса команды получают памятные объемные фоторамки, сделанные своими руками, в номинациях от «Я его слепила из того, что было» до главного титула «Кулинарный шедевр».
«Кулинарный поединок» проводится в помещении. Это хорошая возможность отвлечься от офисных будней, увидеть коллег в фартуках, и провести время с пользой для желудка. Неизменный плюс программы в том, что плоды труда можно продегустировать.
Подготовка
Коллектив УПФ №30 поделен на 2 команды: мужчин и женщин. В каждой команде по 10 человек, жури - 3 человека, остальные болельщики и дегустаторы. В каждой команде выбран капитан и придуман девиз. Далее руководитель проекта проводит инструктаж, объясняет правила проведения тимбилдинга, его регламент.
Этап приготовления блюд
Самый веселый и самый напряженный этап, на котором наборы продуктов превращаются в настоящие кулинарные шедевры. С поправкой на …, естественно.
Представление приготовленных блюд
Финальную сборку блюд осуществляет команда. В последнем случае, жюри оценивает вкусовые качества блюда, его оформление, время, потраченное на приготовление и пр. За это командам начисляются баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.
Подведение итогов
Торжественная церемония награждения: кубки, медали, призы.
Для справки:
Время проведения программы – 2 часа
Рекомендованный возраст – от 20 лет
Специальная физическая подготовка - не
требуется.
Количество игроков в команде - 10 человек.
Количество одновременно участвующих
команд - 2
Техника безопасности - инструктаж перед
игрой, контроль и безопасность во время
игры.
Стоимость - определяется в зависимости
от выбранных блюд (учитывая что заработная
плата в УПФ не большая, то ориентировочно
от 200 руб. с человека).
Оптимизация межличностных отношений в коллективе УПФ с помощью социально-психологического тренинга.
Программа социально-психологический тренинг представлена в Приложение 5.
Программа реализовалась с помощью следующих приемов:
- вербальная информация и
- поведенческие упражнения
- социальное подкрепление новых
стериотипов вне
Подготовка к социально-психологическому тренингу состоит из двух этапов. На первом этапе проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, сроках, продолжительности встреч. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются в силу каких-либо причин. На втором этапе проводятся индивидуальные собеседования с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе собеседования уточняются мотивы участия.
В тренинговой программе имеется ряд общих принципов.
Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего. Без соблюдения данного принципа работа в группе может превратиться в «блуждание в темноте». В процессе тренинга в случае содержательного разрыва выполняемого действия и планируемого разрыва провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возможность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата коллектива с помощью тимбилдинга