Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 05:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто владеет способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации.
Таблица 14
Уровни СПК в коллективе ПФР № 30, по результатам двух диагностик
Уровни |
Специалисты |
Управленческий персонал | ||
2 тестирование |
1 тестирование |
2 тестирование |
1 тестирование | |
Благоприятный климат в коллективе |
51% |
26% |
11% |
30% |
В целом благоприятный климат в коллективе |
38% |
23% |
9% |
25% |
Совершенно неудовлетворительный климат в коллективе |
11% |
51% |
1% |
45% |
Диаграмма 9. Уровни психологического климата в коллективе
ПФР № 30, по результатам двух диагностик
Таблица 15
Уровень благоприятности психологической атмосферы в коллективе ПФР № 30, повторное тестирование
Уровни благоприятности |
Специалисты |
Управленческий персонал | ||
Кол-во человек |
В % |
Кол-во человек |
В % | |
Высокий уровень благоприятного климата |
39 |
48% |
9 |
45% |
Средний уровень благоприятного климата |
24 |
29% |
7 |
55% |
Низкий уровень благоприятного климата |
19 |
23% |
2 |
10% |
Итого |
82 |
100 |
20 |
100 |
Таблица 16
Уровень благоприятности психологической атмосферы в коллективе ПФР № 30, по результатам двух диагностик
Уровни благоприятности |
Специалисты |
Управленческий персонал | ||
1 тестирование |
2 тестирование |
1 тестирование |
2 тестирование | |
Высокий уровень благоприятного климата |
24% |
48% |
30% |
45% |
Средний уровень благоприятного климата |
28% |
29% |
45% |
55% |
Низкий уровень благоприятного климата |
48% |
23% |
25% |
10% |
Диаграмма 10. Уровни благоприятности психологической атмосферы в коллективе ПФР № 30, по результатам двух тестирований
Таблица 17
Результаты диагностики стиля руководства
Стиль руководства |
Начальники отделов |
Заместители начальников | ||
1 тестирование |
2 тестирование |
1 тестирование |
2 тестирование | |
Демократический |
2 чел./ 13 % |
8 чел/ 53% |
3 чел./60% |
3 чел./60% |
Авторитарный |
8 чел/ 53% |
4 чел/ 27% |
0 |
0 |
Дружеский |
3 чел/ 20% |
3 чел/20% |
2 чел./40% |
2 чел./40% |
Попустительский |
2 чел/ 13 % |
0 |
0 |
0 |
Диаграмма 12. Сводные результаты диагностик стиля руководства трудовым коллективом УПФ №30
Рисунок 7. Мероприятия по оптимизации социально-психологического климата
Социально – психологический тренинг
Тренинг командообразования (тимбилдинг)
Эта программа рассчитана на небольшой коллектив (до 12 человек) и не является классическим веревочным курсом или бизнес-тренингом по командообразованию, хотя и сочетая в себе лучшие качества обоих направлений. Время проведения программы: 4-7 часов, тренинг проводит команда психолог и бизнес-тренер.
Помимо сплочения коллектива, программа также нацелена на создание позитивного и радостного настроя. Несмотря на психологический контекст, задачи решаются в непринужденном игровом ключе. Перед тренингом всем участникам будет предложено пройти тесты или мини-консультацию на определение психотипа.
В отличие от широко представленных игровых программ на основе Веревочного курса, наша программа составлена и проводится психологом и тренерами, что позволяет глубже проработать отношения в коллективе и значительно увеличить эффективность мероприятия.
Эффективность:
• Экономичность. Подобранные игры и задания
призваны решить задачи командообразования
наиболее оптимальным способом, поэтому
нам удалось сделать программу приемлемой
практически для любого бюджета.
• Мобильность. Программа может проводиться как на природе, так и в помещении.
• Гибкость. В зависимости от Ваших по желаний, программа может иметь больший уклон как в сторону психологического тренинга, так и в сторону корпоративного праздника.
Методика проведение
- деление коллектива на команды, исходя из психотипирования.
- разработка атрибутов, при необходимости - с помощью тренера
- игры на командообразование,
умение подчинить свои
При необходимости - авторская методика на выяснение скрытых мотивов каждого из членов группы
- соревновательные игры с с соседней командой с целью выявить лидера
- методики управляемого конфликта с оппонентами из соседней группы,
при необходимости - авторская методика конфликта
Преимущества программы:
Индивидуальный подход, составление программы именно под ваш коллектив
Использование навыков практикующего психолога для решения индивидуальных сложномоделируемых ситуаций.
Цель программы – помочь молодому специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.
Данная программа может быть также использована в работе с педагогами по коррекции уже существующего стиля работы.
Проведение программы социально-психологического тренинга
Программа рассчитана на 14 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.
Построение программы
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.
Этапы тренинга
• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.
• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.
• Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; отработка эффективных средств общения.
• Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.
• Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.
Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Консультант должен чувствовать потребности участников.
Примечания для ведущего.
Предложить участникам придумать название своему костюму, рассказать о нем:
• Как часто они надевают свой костюм?
• Куда в нем ходят?
• Как себя чувствуют в нем?
Эта процедура вызовет проекцию своих чувств, мыслей, переживаний.
Жесты.
Позитивные:
• руки, раскрытые ладонями вверх, – дружелюбие, открытость;
• рука у щеки – раздумья, нерешительность;
• наклоненная набок голова – интерес;
• гочесывание подбородка – процесс принятия решения;
• гощипывание переносицы с закрытыми глазами – сосредоточенность;
• готирание глаз, потирание за ухом – сомнение;
• устойчивый визуальный контакт – открытость;
• шаг вперед – проявление активности;
• движение корпуса вперед – склонность отзываться на первый позыв;
• малое количество жестов – знак высокого самоконтроля.
Негативные:
• руки скрещены на груди, за спиной, в карманах, нога на ногу – закрытость, нежелание вступать в контакт, оборонительная позиция;
• сжатые кулаки, поглаживание шеи – агрессия;
• подбородок подпирается двумя пальцами – критическая оценка;
• подбородок подпирается всей ладонью – усталость, скука;
• манипуляция с предметами (очками, ручкой) – неуверенность, досада;
• пальцы сплетены в замок – закрытость для общения;
• взгляд в сторону – подозрение и сомнение.
Поза и особенности внешнего вида.
Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение.
Расхаживание – обдумывание, оценивание ситуации. В этом случае не стоит заговаривать, чтобы не прервать течение мыслей.
Движение плечами и головой вперед – признак готовности «взорваться».
Руки в карманах, большой палец обращен наружу – превосходство.
Бросание предметов на стол, резкие жесты – демонстрация раздражения, агрессивности.
Руки на боках – готовность.
Пальцы стучат о пальцы (жест «пирамиды») – вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный контакт, превосходство.
Домашнее задание
Назначение: углубление опыта невербального общения.
Понаблюдать за людьми во время общения, обратить внимание на их жесты, выражение лица; подумать, какие чувства они испытывали.
Познакомиться с тем, какие вы принимаете позы, какими жестами пользуетесь как средствами своего отношения к другим.
Занятия 7, 8. Как я вижу, чувствую и понимаю других Цели:
• расширение сферы осознаваемого в поступках другого;
• освоение умений адекватной коммуникации;
• формирование представления о сущности эмпатийного понимания.
Рефлексия
Процедура 1. Доверие
Назначение: развитие умений чувствовать другого.
Группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5–7 мин водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за талию или за плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата коллектива с помощью тимбилдинга