Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 05:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто владеет способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации.
Итак, целью нашей работы было на основе анализа и социологического исследования разработать предложения для руководителя по улучшению и поддержанию психологического климата в Управлении ПФР N 30 по
г. Москве и Московской области.
Для достижения поставленной цели мы решили все поставленные задачи.
Объект исследования выступал персонал (сотрудники) Управления ПФР №30.
Предмет исследования был морально-психологический климат в трудовом коллективе.
Работа по усилению сплоченности трудового коллектива должна начинать со стороны руководителя – он санкционирует проведение неформальных мероприятий, направленных на развитие личностных контактов между сотрудниками. А так же формирует корпоративную культуру, проводит досуговые и спортивные мероприятия в неформальной обстановке. Все это должно происходить на фоне оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
На уровне теоретической и практической психологии можно исследовать проблему влияния межличностных отношений в коллективе на производительность труда, взаимосвязь межличностных отношений в коллективе и профессиональной самооценки его членов. На прикладном уровне это может быть поиск наиболее эффективных методов социально-психологической диагностики межличностных отношений. Наряду с этим интересным представляется вопрос методов профилактики трудностей в межличностных отношениях в трудовом коллективе. Всегда открытой является проблема средств коррекции межличностных отношений, поиск наиболее приемлемого метода в определенной ситуации.
Таким образом, результаты исследования были полезны для руководителя УПФ и позволили администрации провести ряд мероприятий по совершенствованию социально-психологического климата. Результаты исследований и практические рекомендации обсуждались в обследованной организации на различных уровнях и были приняты к внедрению. Разработанные практические рекомендации дают возможность показать конкретные пути оптимизации социально-психологического климата в трудовых коллективах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Эмпирические референты СПК трудового коллектива
Приложение 2
Модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто
Инструкция: Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий вашему мнению.
Анкета
Обработка результатов
Подсчитайте количество баллов, набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе.30
24-19 баллов - благоприятный климат в коллективе;
18-14 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе;
13-8 баллов - совершенно
Низкий уровень эмоционального выгорания членов коллектива и его благоприятный климат говорит об отсутствии необходимости срочно предлагать своим сотрудникам какой-либо вид корпоративного отдыха.
Высокий и средний уровень эмоционального выгорания, а также совершенно неудовлетворительный климат коллектива указывают на неудовлетворенность собой, переживание тревожности и депрессии, отстраненности от других членов коллектива, ухудшение работоспособности, отсутствие эмоциональных контактов и взаимопонимания между собой. Это ярко свидетельствует о необходимости проведения какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышению командного духа организации.
Приложение 3
Опросный бланк к методике Ф. Фидлера31
Ф.И. заполняющего: ______________________________
Инструкция: В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы ставите знак «+», тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
Бланк для ответов
Приложение 4
Диагностика стиля управления
руководителя коллективом
Назначение теста. Тест позволяет оценить стиль управления
с точки зрения соотношения в нем демократических
и формально-организационных факторов.
Инструкция к тесту. Перед
вами утверждения, которые отражают различные
проявления того или иного стиля управления.
Постарайтесь оценить свое отношение
к этим утверждениям в соответствии с
Вашими привычными мыслями и поведением
как руководителя.
Варианты ответов:
• Систематически
• Часто
• Иногда
• Редко
• Никогда
Тест
Ключ к тесту
Шкала «Л» (личность, ориентация руководителя
на поддержание благоприятной атмосферы
в коллективе):
• Ответы «Систематически», «Часто» на
вопросы: 1, 3, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 25,
26, 27, 31, 39
• Ответы «Редко», «Никогда» на вопросы:
7, 24.
Шкала «П» (производство, ориентация руководителя
на достижение производственных целей):
• Ответы «Систематически», «Часто» на
вопросы: 2, 4, 5, 6, 11, 28, 30,32,33, 35,36,37,38,40
• Ответы «Редко», «Никогда» на вопросы:
10, 16, 17, 22, 29, 34
Интерпретация результатов теста
Шкала «Л»: отражает количественно
ориентированность респондента в процессе
руководства на формирование и поддержание
благоприятного социально-психологического
климата в коллективе, на «человеческие
отношения», на людей.
Шкала «П»: отражает количественно ориентированность
респондента на достижение производственных
целей, опору на формальную организацию
и власть руководителя.
В зависимости от значения показателей
«Л» и «П» выделяют 4 крайних стиля руководства.
1. ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
При этом типе стиля руководства, начальник
проявляет очень мало заботы как о достижении
целей собственного производства, так
и о создании благоприятного социально-психологического
климата в коллективе.
Л = 0, П = 0
Фактически руководитель устранился от
работы, пустил все на самотек и просто
проводит время, передавая информацию
от своих руководителей подчиненным и
наоборот.
2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Это идеальный стиль руководства.У руководителя
с таким стилем в равной и притом максимальной
степени проявляются ориентированность
на движение высоких производственных
результатов и на заботу о создании благоприятного
социально-психологического климата в
коллективе.
Л = 20, П = 20
Такой стиль,
как правило, позволяет добиваться успешного
решения производственных задач в сочетании
с условиями, для наиболее полного раскрытия
творческих способностей членов коллектива.
3. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. Данный
стиль присущ чаще всего руководителям-автократам,
которые заботятся только о работе, о выполнении
производственно-хозяйственных задач,
игнорируя человеческий фактор, личность
работника, мнение коллектива.
Л = 0, П = 20
Нередко такой
руководитель действует по принципу «давай-давай»,
который со временем изживает себя настолько,
что перестает приносить успех и в достижении
производственных целей.
4. ДРУЖЕСКИЙ (КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ) СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
При таком стиле руководства начальник
очень мало заботится о производстве.
Все внимание руководителя здесь направлено
на поддержание и сохранение хороших,
приятельских отношений с подчиненными.
Создается такой социально-психологический
климат, где все расслаблены, дружны. И
этот психологический комфорт обволакивает
коллектив, отодвигая на второй план решение
производственно-хозяйственных задач.
Л = 20, П = 0
В конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может привести к утрате руководителем авторитета лидера.
Схема 1. Виды групп
Рисунок 1. Схема структуры социально - психологического климата коллектива
Рисунок 2. Факторы развития
социально-психологического
Схема 2. Структура социально-психологического климата при личностном раскладе
Рисунок 3. Схема единства группы
Рисунок 4. факторы социально-психологического климата
Рисунок 5. Создание социально-психологического климата в коллективе
Рисунок 6. Организационная структура Управления Пенсионного фонда
Таблица 1
Количество сотрудников в отделах УПФ №30, на 15.01.2013 г.
№ |
Название отдела |
Всего |
Начальники отделов |
Количество сотрудников |
Пол |
Заместители директора |
2 |
||||
1 |
Экономический отдел |
7 |
Начальник отдела 1 |
6 |
Ж |
2 |
Бухгалтерия |
7 |
Главбух 1 |
6 |
Ж |
3 |
Административно-хозяйственный отдел |
5 |
Начальник отдела 1 |
4 |
М |
4 |
Контрольно-ревизионный отдел |
10 |
Начальник отдела 1, замначальника 1 |
8 |
М Ж |
5 |
Отдел материально- технического снабжения |
7 |
Начальник отдела 1 |
6 |
М |
6 |
Группа по защите информации |
7 |
Начальник отдела 1, замначальника 1 |
5 |
Ж |
7 |
Отдел учета поступления и расходования средств |
13 |
Начальник отдела 1, замначальника 1 |
11 |
Ж |
8 |
Технический отдел |
6 |
Начальник отдела 1 |
5 |
М |
9 |
Отдел координации деятельности уполномоченных |
10 |
Начальник отдела 1, замначальника 1 |
8 |
Ж |
10 |
АСУ |
6 |
Начальник отдела 1 |
5 |
М |
11 |
Отдел по организации персонифицированного учета |
12 |
Начальник отдела 1, Замначальника 1 |
10 |
Ж |
12 |
Юридический отдел |
5 |
Главный юрист 1 |
4 |
М |
13 |
Отдел кадров |
5 |
Начальник ОК 1 |
4 |
Ж |
Итого |
102 |
18 |
82 |
||
14 |
Подсобные рабочие |
4 |
Таблица 2
Численность и структура персонала УПФ №30
№ п/п |
Категории работающих |
2011г. |
2012г. | ||
человек |
% к итогу |
человек |
% к итогу | ||
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Среднесписочная численность, всего |
116 |
100,0 |
106 |
100,0 |
2 |
В том числе руководящий состав |
19 |
100,0 |
20 |
100 |
3 |
Инженерно -технические работники |
18 |
18,9 |
15 |
14,1 |
4 |
Основные специалисты |
74 |
63,8 |
67 |
63,2 |
5 |
Рабочие (уборщицы, водитель, дворник) |
5 |
4,3 |
4 |
3,7 |
Диаграмма 1. Численность и структура персонала УПФ №30,
на 15.01.2013 г.
Таблица 3
Структура персонала УПФ №30, по половой принадлежности
№ п/п |
Годы |
Всего, чел. |
В том числе по полу | |
Мужчины, чел. |
Женщины, чел. | |||
1 |
2011 |
116 |
17 |
99 |
2 |
2012 |
106 |
15 |
91 |
Диаграмма 2. Гендерная структура персонала УПФ №30 по полу, кол-во человек
Таблица 4
Образовательный уровень персонала УПФ №30
Всего человек |
2 высших |
Высшее | |
2011 |
111 |
32 |
79 |
2012 |
102 |
34 |
68 |
Информация о работе Оптимизация социально-психологического климата коллектива с помощью тимбилдинга