Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Opyt_raboty_sots_sluzhb_po_zaschite_dete (1)1.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность 040101.65 «Социальная работа»

"Опыт  работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями."

 

Выполнил(а) студент(ка) 5 курса

очной формы обучения

Резчикова Ольга Михайловна

 

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Наместникова И.В.

Рецензент доктор исторических наук, профессор Фирсов М. В

 

Допустить к  защите

Декан факультета психологии кандидат психологических наук, доцент Мельников Т. Н.

Заведующий  кафедрой

социальной  работы и 

социальной педагогики доктор исторических наук, профессор Фирсов М. В.

 

 

Москва

2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………-3-

ГЛАВА 1. Теоретические  основы практики социальной работы по

защите детей  с ограниченными возможностями…………………………..-8-

1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-

1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-

1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-

2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-

2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-

2.3.Инновационные  методы в социальной работе  Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-

Заключение……………………………………………………………………-58-

Список  литературы…………………………………………………………..-61-

Глоссарий……………………………………………………………………...-66-

Приложение…………………………………………………………………...-69-

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования: Проблема инвалидности интересовала людей с глубокой древности. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Конец XX столетия в истории России является периодом больших перемен, которые коснулись различных сторон жизни государства, затронули все слои населения. Политика страны изменилась по отношению к инвалидам. Она стала все больше нацеливаться на обеспечение лиц с ограниченными возможностями всем необходимым.

В настоящее  время в России численность лиц с ограниченными возможностями насчитывает более 8 млн., из них 1млн. 800 тыс. составляют дети. Ежегодно в стране рождается 300 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75 % являются инвалидами1.

Инвалидом является лицо, которое  в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия  физических или умственных недостатков  нуждается в социальной помощи и защите. А инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладение в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и так далее).

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые  условия для индивидуального  развития, реализации творческих и  производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Наиболее актуальными  задачами социальной политики в отношении  инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Основной задачей  социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных  органов, так и общественных и  частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения  и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Одним из механизмов системы социальной защиты населения, призванным оказывать социальную поддержку  лицам с ограниченными возможностями является социальная служба, ориентированная на общественную жизнь, на адаптацию людей в обществе, а значит, действует в интересах человека и ради него. Цель деятельности социальной службы – способствовать преодолению кризиса, в котором находится человек, обратившийся за помощью, активизируя для этого как потенциальные ресурсы клиента, так и средства и ресурсы, имеющиеся в распоряжении социальной службы.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи детям с ограниченными  возможностями принадлежит к  числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности людей с ограниченными возможностями выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Объект  исследования: социальная защита детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями.

Цель  работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с  детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.

Задачи  исследования:

1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;

2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;

  3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;

4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

5) проанализировать технологии социальной работы Сергиево- Посадского реабилитационного центра с  детьми и подростками, имеющими  ограниченные возможности;

6) изучить инновационные методы в социальной работе Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.

Состояние научной разработанности проблемы. Анализ работ отечественных современных ученых и практиков показал, что изучению проблем детей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание. Существенный вклад в изучение проблем детей – инвалидов и технологий оказания им социальной и психологической помощи внесли такие ученые, как Б.Ю. Шапиро , Т.И. Шульга, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Е.Г. Ярская-Смирнова. Различные аспекты взаимодействия в семье, воспитывающей ребенка инвалида, рассмотрены в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, И.И. Мамайчук, А.С. Спиваковской.

Гипотеза: Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, будет более действенной, если в ней будут сочетаться традиционные и инновационные технологии.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области социологии, психологии, права, экономики, демографии и медицины, исследовавших различные аспекты социальных проблем детей с ограниченными возможностями, а также нормативно-правовая база как основа социально-экономической и демографической политики современной России.

Эмпирическая  база исследования: Работа опирается на федеральные и региональные нормативно-правовые акты по вопросам социальной защите инвалидов, а также  на документы и материалы работы Сергиево- Посадского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Методы  исследования: в работе использовались методы наблюдения, интервью, анализ документов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по защите детей с ограниченными возможностями

1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно их направлений государственной социальной политики.

Социальная  защита – необходимый элемент  функционирования любого достаточно развитого государства2. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в.. В широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобное.

В России значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.

При Екатерине II был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных3.

В наше время были разработаны и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, то есть система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Право граждан  Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции  Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что «Российская Федерация - социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39, ч. 1 Конституции – «каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом».

Социальная  защита населения в широком смысле — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и так далее.4

Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями