Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Opyt_raboty_sots_sluzhb_po_zaschite_dete (1)1.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Изотерапия. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Терапия театрализованной деятельностью. Дети сами придумывают сценки, разыгрывают их. Эта методика позволяет  развивать чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро.

Праздникотерапия. Дети участвуют активно в праздниках. Разыгрывают различные сценки, поют, читают стихи, придумывают сами танцы и в праздник показывают достигший успех своим родителям.

Социально-бытовой тренинг. Детей учат поведению в повседневных ситуациях, общаться в обществе.

Арт - терапия пользуется в «Оптимисте» спросом у всех, даже у здоровых людей. Так как технология помогает самовыражению, развивает творческие способности, повышает самооценку. Ребенок чувствует себя свободным, забывает про свои болячки, раскрепощается. Арт- терапия помогла 80% детям с ограниченными возможностями в Сергиевом-Посаде.

Так как реабилитационный центр является подведомственным учреждением  Управления социальной защиты Сергиево-Посадского района, сеть социально-реабилитационных услуг развивается от полученных денег от социальной защиты, покупки нужного оборудования, а также разработанных программ.

Таким образом, при помощи инновационных методик у ребенка создаются условия для экспериментирования с зрительными ощущениями, стимулируется развитие сенсомоторных умений и, в целом, функционирования правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. Также способствует творческому самовыражению, развитию воображения. Повышает адаптационные способности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, социальная защита инвалидов является важным направлением современной социальной политики. На данном этапе развития страны она имеет ряд недостатков, связанных с различными причинами. Для создания эффективной системы мер социальной защиты необходимо отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов, не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные финансовые возможности их исполнить. Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве условий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформацией социально-экономических условий в стране.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.

Таким образом,  принятый в 1995г. Государственной Думой закон «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике в отношении инвалидов.

Государственные структуры, неправительственные организации  и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов  в Российской Федерации стали  целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных  ведомств.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Из реабилитационного центра мы узнали, что центр содействует ребенку с ограниченными возможностями в восстановлении социального статуса и его социальной адаптации путем проведения медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Обеспечение лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями, а также процесса возможного самообслуживания.

Можно выделить следующие технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, использующиеся в центре:

- создание групп детей-инвалидов  для игровой реабилитации;

- психологическое консультирование  как детей, так и их родителей;

- проведение консультаций  с семьей по воспитанию детей-инвалидов;

- коррекция ценностей  детей-инвалидов;

- педагогическая и медицинская работа с детьми-инвалидами;

 «Оптимист» сочетает  традиционные и инновационные  технологии, из чего можно сделать  вывод, что это сочетание дает социальной работе с детьми, имеющим ограниченные возможности более эффективное и действенное влияние. Сочетание технологий помогает не только улучшить здоровье ребенка, но и внедрить его в общества, повысить социальный статус. Многие методы помогли уже большому количеству детей, и реабилитационные центры не останавливаются на достигнутом, а все больше повышают эффективность и качество своей работы.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. – 276 с.
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
  3. Астапов В. М., Лебединская О.И„ Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.,1995.
  4. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. - 88 с., ил.
  5. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 2001.
  6. Блохина С.И„ Козлова .8.77., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России// Российский журнал социальной работы.- 1996. № 1.
  7. Боровая Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа / Л. П. Боровая . - 2003. №6. – С. 59-63.
  8. Василькова Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 321с.
  9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1999.
  10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.
  11. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитрие<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_043

Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями