Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Opyt_raboty_sots_sluzhb_po_zaschite_dete (1)1.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

- медико–социальной  реабилитации;

- психолого-педагогической  помощи;

- социальной  реабилитации.

Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования.

В соответствии с постановлением Правительства  Московской области от 26.01.2005 года учреждение передано в государственную собственность  Московской области и 05.07.2005 года стал подведомственным учреждением Министерства социальной защиты населения Московской области. А с 01.12.2011 года учреждение стало ГКУСО МО «Сергиево- Посадский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»».

В 2011 году коллектив  учреждения был награжден почетной грамотой Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области  за большой вклад в развитии социальной сферы на территории Сергиево- Посадского муниципального района.

В учреждение зачисляются  дети в возрасте от 2,5 до 18-ти лет, имеющие  следующую патологию:

- ДЦП (различные  формы);

- последствия  перинатального поражения ЦНС  с двигательными нарушениями  (гемисиндромы, плекситы);

- минимальная  мозговая дисфункция;

- гидроцефалия различного генеза;

- последствия  черепно-мозговой травмы (гидроцефалия, двигательные нарушения, речевые);

- наследственные  заболевания (миопатия, микроцефалия, гемиатрофия);

- неврозы, неврозоподобные  состояния (тики, заикание);

- задержки в  речевом развитии и нарушение речи (афазия, алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи 1 – 3 уровня);

- нарушение  интеллекта (олигофрения в стадии  легкой и средней степени);

- различные  виды врожденной и приобретенной  патологии опорно-двигательного  аппарата (нарушение осанки, сколиозы, артрозы, врожденные аномалии);

- слабовидящие, слабослышащие;

В Центре осуществляются:

- содействие  полноценному личностному и интеллектуальному  развитию детей на каждом возрастном  этапе;

- профилактика отклонений в психофизическом развитии;

- индивидуальный  подход к работе на основе  психолого – педагогического  изучения детей;

- оказание реальной  психологической помощи детям  и их родителям;

- обучение навыкам  самообслуживания и социально-бытового  ориентирования.

Основанием  для приёма в учреждение является:

- путевка Сергиево  – Посадского Управления социальной  защиты населения Московской  области с приложением следующего  пакета документов:

- направление  БМСЭ Сергиево Посадского района  или медицинское заключение о  состоянии ребёнка и необходимости  прохождения курса реабилитации;

- индивидуальная  программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или справка лечебно-профилактического  учреждения о состоянии здоровья;

- заявление  родителей или его законного  представителя;

- копия документа, удостоверяющего личность родителей;

- копия свидетельства  о рождении ребенка;

- справка о  составе семьи и прописке;

- копия свидетельства  о браке родителей (лиц их  заменяющих);

- справка с  места работы родителей с указанием  доходов.

Учреждение  имеет 5 отделений:

- административно-хозяйственная  часть;

- стационарное  отделение;

- отделение  дневного пребывания;

- отделение  психолого-педагогической помощи;

- отделение  медико-социальной реабилитации.

В отделение  медико-социальной реабилитации работают специалисты - врач-невролог, педиатр и психиатр. Главная их задача – обследование, выявление нарушений в состоянии здоровья и ограничений в жизнедеятельности. Участие в разработке индивидуальной карты реабилитации. Динамическое наблюдение. Содействие в оформлении инвалидности. А также консультирование.

Цели и задачи отделения Медико-социальной реабилитации.

- улучшение качества жизни и здоровья детей – инвалидов, а также детей и подростков, имеющих ограниченные возможности;

- организация  и осуществление поэтапного выполнения индивидуальной программы реабилитации детей  и подростков с ограниченными возможностями;

- отделение  оказывает следующие услуги: реабилитацию основного заболевания, ЛФК, массаж, гидромассаж, физиотерапию, кинезитерапию, лазеротерапию, магнитотерапию, консультации врача- педиатра, врача- невролога, врача- психиатра;

- освоение и  использование как традиционных, так и новых эффективных методик  и технологий, а также нетрадиционных  методов реабилитации;

- обеспечение  взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществление их обучения основам медико - психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- содействие  обеспечению детей и подростков  с ограниченными возможностями  необходимыми вспомогательными  техническими средствами.

В отделении  психолого-педагогической помощи с  детьми работают педагог-психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе. Основные направления отделения:

- выявляет детей  и подростков, имеющих отклонения  в умственном или физическом развитии;

- создает базу  данных о детях и подростках  с ограниченными возможностями,  их семьях;

- осуществляет сбор информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребёнка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;

- специалисты  отделения на основе всестороннего  изучения личности реабилитанта  дают объективную оценку психического, интеллектуального состояния реабилитанта для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективный психолого-педагогической помощи, устанавливают степень социальной дезадаптации;

- проводит психолого-коррекционную  работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирует их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей;

- осуществляет  координацию выполнения индивидуальных  программ и отслеживает динамику психолого-педагогической реабилитации детей и подростков;

- контролирует  эффективность проводимых мероприятий,  своевременно вносит необходимые  коррективы;

- обучает детей  с ограниченными возможностями  навыкам самообслуживания, поведению  в быту и общественных местах, самоконтролю, а также организует игротерапию детей и подростков с ограниченными возможностями;

- проводит мероприятия  по организации досуга детей  и подростков с ограниченными  возможностями, в том числе  вместе с их родителями, удовлетворяет культурные и духовные запросы реабилитантов, способствует расширению общего и культурного кругозора в сфере общения повышает творческую активность;

- использует  инновационные методы реабилитации:  психотерапию с использованием оборудования сенсорной комнаты, библиотерапию с элементами сказкотерапии, игротерапию с элементами куклотерапии, компьютерную игротерапию, гарденотерапию, агротерапию, зоотерапию, изотерапию, арттерапию, хоббитерапию, эстетотерапию, терапию театрализованной деятельностью, музыкотерапию, праздникотерапию, социально-бытовой тренинг;

- разрабатывает  методические рекомендации, апробирует  и внедряет подходы к реабилитации, учитывая возрастные и личностные  особенности ребёнка.

Социальный  работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:

- выявление  семейных потребностей и ресурсов;

- координация  диагностического обследования;

- информирование  семей о доступных источниках  поддержки;

- координация  и мониторинг оказываемых услуг.

Основные направления  деятельности стационарного и дневного отделения:

1.Реализация  программ медико – социальной  и психолого - педагогической  помощи детей и подростков  с ограниченными возможностями.

2.Создание для  детей и подростков с ограниченными  возможностями, находящимися в  отделениях, наиболее адекватных их состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

3.Образование  реабилитационных групп, объединяющих  детей и подростков с ограниченными  возможностями по состоянию здоровья  и возрасту. Количество детей  и подростков в реабилитационной  группе не превышает 10 – 12 человек.

4.Осуществление  деятельности реабилитационных  групп на основе групповых  программ, учитывающих индивидуальные  программы реабилитации. В отделениях  не более 3-х реабилитационных групп.

5.Проведение  с детьми и подростками с  ограниченными возможностями реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера.

6.Органицация  игротерапии для детей и подростков  с ограниченными возможностями.

7.Обеспечение  лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой  и иной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями, а также процесса возможного самообслуживания.

8.Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения.

9.Проведение  медицинского осмотра при приеме  детей и подростков с ограниченными  возможностями в Отделениях.

10.Контроль за  питанием и  сном детей и подростков с ограниченными возможностями, находящимися в Отделениях.

Целью отделений является деятельность, направленная на содействие детям и подросткам с ограниченными возможностями в восстановлении их социального статуса и социальной адаптации путем проведения медико – социальных, психолого- педагогических и социально - реабилитационных мероприятий.

Основной задачей  отделений является организация  поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей  и подростков с ограниченными  возможностями в части медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и социально-бытовых услуг в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации по социальному обслуживанию населения.

Таким образом, центр помогает ребенку не только повышать свой социальный статус, но и  повышают умственное и физическое развитие, интеллект, а также медицинская реабилитация помогает улучшить здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Технологии  социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими  ограниченные возможности.

На данный момент в Сергиево-Посадском районе проживает примерно 5200 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В этих семьях может быть и по 2-3 ребенка – инвалида. За 2012 год - март 2013 год реабилитационный центр «Оптимист» обслужил 4100 детей инвалидов. В центре создаются различные мероприятия, выезды на экскурсии, проводится работа с родителями.

Детям организовывают экскурсионные поездки к историческим памятникам, культурно - досуговым центрам города. Реабилитанты участвовали в развлекательных и спортивно - досуговых благотворительных программах. Обучаются начальным трудовым навыкам, ознакомлению приемам работы в техниках тестопластики, выжиганию по дереву, плетению, оригами, макраме, флористике, аппликации. Также центр организует работу по обучению родителей детей с ограниченными возможностями основам реабилитации, учитывая степень подготовленности к процессу обучения, привлечению их к участию в совместных праздниках и соревнованиях, к активной клубной работе.

Реабилитационный центр  тесно сотрудничает с Министерством социальной защиты Московской области, а также Управлением социальной защиты города Сергиева-Посада. Помогает Троице-Сергиева Лавра.

В 11 социальных учреждениях  Сергиево-Посадского района, куда входит и реабилитационный центр «Оптимист», помощь детям с ограниченными возможностями осуществляют сотрудники благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского уже на протяжении 6 лет. Фонд проводит социально-адаптационную и церковно-катехизаторскую работу с детьми-инвалидами со множественными нарушениями развития в традициях Русской Православной Церкви.

Педагоги центра разрабатывают  свои программы по работе с детьми, а также используют базовые.

Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями