Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа
Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………
- медико–социальной реабилитации;
- психолого-педагогической помощи;
- социальной реабилитации.
Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования.
В соответствии
с постановлением Правительства
Московской области от 26.01.2005 года учреждение
передано в государственную
В 2011 году коллектив учреждения был награжден почетной грамотой Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области за большой вклад в развитии социальной сферы на территории Сергиево- Посадского муниципального района.
В учреждение зачисляются дети в возрасте от 2,5 до 18-ти лет, имеющие следующую патологию:
- ДЦП (различные формы);
- последствия перинатального поражения ЦНС с двигательными нарушениями (гемисиндромы, плекситы);
- минимальная мозговая дисфункция;
- гидроцефалия различного генеза;
- последствия
черепно-мозговой травмы (гидроцефалия,
двигательные нарушения,
- наследственные заболевания (миопатия, микроцефалия, гемиатрофия);
- неврозы, неврозоподобные состояния (тики, заикание);
- задержки в речевом развитии и нарушение речи (афазия, алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи 1 – 3 уровня);
- нарушение интеллекта (олигофрения в стадии легкой и средней степени);
- различные
виды врожденной и
- слабовидящие, слабослышащие;
В Центре осуществляются:
- содействие
полноценному личностному и
- профилактика отклонений в психофизическом развитии;
- индивидуальный подход к работе на основе психолого – педагогического изучения детей;
- оказание реальной психологической помощи детям и их родителям;
- обучение навыкам
самообслуживания и социально-
Основанием для приёма в учреждение является:
- путевка Сергиево
– Посадского Управления
- направление
БМСЭ Сергиево Посадского
- индивидуальная
программа реабилитации
- заявление родителей или его законного представителя;
- копия документа, удостоверяющего личность родителей;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- справка о составе семьи и прописке;
- копия свидетельства о браке родителей (лиц их заменяющих);
- справка с
места работы родителей с
Учреждение имеет 5 отделений:
- административно-хозяйственная часть;
- стационарное отделение;
- отделение дневного пребывания;
- отделение
психолого-педагогической
- отделение
медико-социальной
В отделение медико-социальной реабилитации работают специалисты - врач-невролог, педиатр и психиатр. Главная их задача – обследование, выявление нарушений в состоянии здоровья и ограничений в жизнедеятельности. Участие в разработке индивидуальной карты реабилитации. Динамическое наблюдение. Содействие в оформлении инвалидности. А также консультирование.
Цели и задачи отделения Медико-социальной реабилитации.
- улучшение качества жизни и здоровья детей – инвалидов, а также детей и подростков, имеющих ограниченные возможности;
- организация и осуществление поэтапного выполнения индивидуальной программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
- отделение оказывает следующие услуги: реабилитацию основного заболевания, ЛФК, массаж, гидромассаж, физиотерапию, кинезитерапию, лазеротерапию, магнитотерапию, консультации врача- педиатра, врача- невролога, врача- психиатра;
- освоение и
использование как
- обеспечение
взаимодействия специалистов
- содействие
обеспечению детей и
В отделении психолого-педагогической помощи с детьми работают педагог-психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе. Основные направления отделения:
- выявляет детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
- создает базу
данных о детях и подростках
с ограниченными возможностями,
- осуществляет сбор информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребёнка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;
- специалисты
отделения на основе
- проводит психолого-
- осуществляет
координацию выполнения
- контролирует
эффективность проводимых
- обучает детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, а также организует игротерапию детей и подростков с ограниченными возможностями;
- проводит мероприятия по организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе вместе с их родителями, удовлетворяет культурные и духовные запросы реабилитантов, способствует расширению общего и культурного кругозора в сфере общения повышает творческую активность;
- использует
инновационные методы
- разрабатывает
методические рекомендации, апробирует
и внедряет подходы к
Социальный работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:
- выявление
семейных потребностей и
- координация диагностического обследования;
- информирование семей о доступных источниках поддержки;
- координация
и мониторинг оказываемых
Основные направления деятельности стационарного и дневного отделения:
1.Реализация программ медико – социальной и психолого - педагогической помощи детей и подростков с ограниченными возможностями.
2.Создание для
детей и подростков с
3.Образование
реабилитационных групп,
4.Осуществление деятельности реабилитационных групп на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации. В отделениях не более 3-х реабилитационных групп.
5.Проведение с детьми и подростками с ограниченными возможностями реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера.
6.Органицация
игротерапии для детей и
7.Обеспечение
лечебно-реабилитационной, познавательной,
игротерапевтической,
8.Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения.
9.Проведение
медицинского осмотра при
10.Контроль за питанием и сном детей и подростков с ограниченными возможностями, находящимися в Отделениях.
Целью отделений является деятельность, направленная на содействие детям и подросткам с ограниченными возможностями в восстановлении их социального статуса и социальной адаптации путем проведения медико – социальных, психолого- педагогических и социально - реабилитационных мероприятий.
Основной задачей
отделений является организация
поэтапного выполнения индивидуальных
программ социальной реабилитации детей
и подростков с ограниченными
возможностями в части медико-
Таким образом, центр помогает ребенку не только повышать свой социальный статус, но и повышают умственное и физическое развитие, интеллект, а также медицинская реабилитация помогает улучшить здоровье.
2.2. Технологии социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
На данный момент в Сергиево-Посадском районе проживает примерно 5200 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В этих семьях может быть и по 2-3 ребенка – инвалида. За 2012 год - март 2013 год реабилитационный центр «Оптимист» обслужил 4100 детей инвалидов. В центре создаются различные мероприятия, выезды на экскурсии, проводится работа с родителями.
Детям организовывают экскурсионные поездки к историческим памятникам, культурно - досуговым центрам города. Реабилитанты участвовали в развлекательных и спортивно - досуговых благотворительных программах. Обучаются начальным трудовым навыкам, ознакомлению приемам работы в техниках тестопластики, выжиганию по дереву, плетению, оригами, макраме, флористике, аппликации. Также центр организует работу по обучению родителей детей с ограниченными возможностями основам реабилитации, учитывая степень подготовленности к процессу обучения, привлечению их к участию в совместных праздниках и соревнованиях, к активной клубной работе.
Реабилитационный центр тесно сотрудничает с Министерством социальной защиты Московской области, а также Управлением социальной защиты города Сергиева-Посада. Помогает Троице-Сергиева Лавра.
В 11 социальных учреждениях Сергиево-Посадского района, куда входит и реабилитационный центр «Оптимист», помощь детям с ограниченными возможностями осуществляют сотрудники благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского уже на протяжении 6 лет. Фонд проводит социально-адаптационную и церковно-катехизаторскую работу с детьми-инвалидами со множественными нарушениями развития в традициях Русской Православной Церкви.
Педагоги центра разрабатывают свои программы по работе с детьми, а также используют базовые.
Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями