Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа
Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………
Программы, разработанные педагогами центра:
Мы хотим предложить одно из занятий. Педагог – психолог занимался с девочкой 4-х лет по программе занятий песочной терапии. Девочка болеет детским центральным параличом (ДЦП). Девочке надо было придумать сказку на песке. В течение 20 минут сказка была создана. Эта методика позволяет координировать свои действия, развивать моторику, чувствовать тело. А также развивает речь.
Дети дошкольного возраста обучаются по адаптированному учебному плану, составленному на основе базовых программ:
На данный момент идет разработка нового для центра метода реабилитации – «иппотерапия». Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, после травм. Этот метод вошел в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах России.
Верховая езда при ДЦП способствует коррекции порочных установок опорно-двигательного аппарата, увеличивает подвижность в суставах, нормализует мышечный тонус, развивает манипулятивную функцию рук, улучшает деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам, стабилизирует эмоциональную сферу, воспитывает самостоятельность и независимость.
Сотрудники центра надеются, что метод явится движущей силой в еще большем выздоровлении детей.
Таким образом, можно увидеть высокоэффективную работу центра, разработанность новых программ, подходов к детям с ограниченными возможностями. И работа центра не останавливается на достигнутом, а продолжает усовершенствоваться, расширятся и помогать детям и их семьям.
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности
ГКУСО МО «Сергиево- Посадский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»» использует инновационные методы реабилитации: психотерапию с использованием оборудования сенсорной комнаты, библиотерапию с элементами сказкотерапии, игротерапию с элементами куклотерапии, компьютерную игротерапию, гарденотерапию, агротерапию, зоотерапию, изотерапию, арттерапию, хоббитерапию, эстетотерапию, терапию театрализованной деятельностью, музыкотерапию, праздникотерапию, социально-бытовой тренинг.
Психотерапия с использованием оборудования сенсорной комнаты - как организованной особым образом окружающей среды, состоящей из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
В основе воздействия сенсорной комнаты на индивида или группу лежит метод сенсорной интеграции, который является безмедикаментозным методом профилактики, лечения и реабилитации. Этот метод обращен к внутренним, самоисцеляющим резервам человеческого организма, тесно связанным с его творческими возможностями. «Сенсорное воздействие рассматривается как благотворный эмоциональный стресс, связанный с происходящим в процессе процедуры».
Использование оборудования сенсорной комнаты позволяет существенно повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей. Среди важных функций специального оборудования сенсорной комнаты можно назвать:
- Облегчение установления
отношений с участниками тренингов;
- снятие эмоционального напряжения, улучшения
настроения;
- усиление готовности к предстоящей работе, повышение её привлекательности;
- создание условий для изучения реальности (её моделирования);
- создание безопасной
среды для проявления спонтанно
- обеспечение возможностей
для отработки и развития
- создание условий для проведения качественной релаксации и медитации.
Опыт использования
сенсорной комнаты для
- достижению максимальной релаксации за минимальное время;
- улучшению эмоционального состояния;
- снятию напряжения и тревожности,
- активизации мозговой деятельности;
- развитию социальных навыков;
- проявлению латентных качеств личности;
- развитию коммуникативных функций и способности адаптироваться к групповым нормам.
В реабилитационном центре эта технология помогла 65% детям с ограниченными возможностями. В первую очередь, у детей развивается слуховое, зрительное восприятие, моторика. Больше всего эта методика помогает детям с ДЦП. Детям самим нравится сенсорная комната, поэтому технология пользуется спросом не только у родителей, но и у детей.
Библиотерапия с элементами сказкотерапии. Сказкотерапия является одним из эффективных методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации формирующейся личности. Процесс самовыражения личности ребенка через сказку непосредственно связан с укреплением его психического и духовно-нравственного здоровья. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, открытие ребенком тех знаний, которые живут в его душе.
Библиотерапия означает преднамеренное использование литературных произведений для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека. Термин библиотерапия состоит из двух составляющих: «библио»- книга, «терапия» - лечение, что дословно означает «лечение книгой» или «книголечение» В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова.
Анализ научных исследований показал, что под термином «библиотерапия» понимается подготовка маленьких читателей к социализации, осознанию себя частью данного общества, формированию нравственного облика человека, приобщение к мировым культурным ценностям, воспитания у ребенка навыков борьбы со стрессами, депрессиями и т. д.
Под термином «сказкотерапия» понимается процесс: поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; переноса сказочных смыслов в реальность; активизации ресурсов, потенциала личности; улучшения внутренней природы личности и внешнего мира.
Игротерапия с элементами куклотерапии. Куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с помощью разнообразных театральных приёмов с помощью кукол (специально разработанные ситуации, игры, этюды, спектакли).
С помощью куклотерапии корректируется:
- Заикание
- Неразвитая речь
- Уровень тревожности (до полного её снижения)
- Агрессивность
- Психологические травмы
- Неусидчивость
- Невнимательность
- Повышенная застенчивость
- Страхи
- Нервные тики
- Аутизм (в лёгкой форме)
- Нарушенная адаптацию
Куклотерапия заботится
об эмоциональном самочувствии и психологическом
здоровье личности.
Занятия куклотерапией
эффективны для детей в любом возрасте.
Позитивные эффекты применения куклотерапии:
- Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении
- Создание положительного эмоционального настроя
- Укрепляется культурная идентичность ребёнка
- Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме
- Развивается чувство внутреннего контроля
- Стимулируется развитие сенсомоторных навыков
- Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения
- Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции
- Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния
- Способствует развитию творческого самовыражения
- Развивает воображение, эстетику
Гарденотерапия - предусматривает лечение с помощью общения детей - инвалидов с природой, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними.
Зоотерапия - система лечения общением с животными. Методика стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг.
Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями