Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Opyt_raboty_sots_sluzhb_po_zaschite_dete (1)1.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Программы, разработанные  педагогами центра:

  1. «Программа занятий по сказкотерапии «Играем в сказку» (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  2. «Программа занятий по песочной терапии «Сказки на песке» (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  3. «Программа коррекционных занятий для детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания» (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  4. Методические рекомендации и конспекты по теме – направлению «Сенсомоторное и умственное развитие. Коррекция нарушений» (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  5. Методические рекомендации и конспекты по теме – направлению «Развитие и коррекция познавательной деятельности, мелкой моторики». (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  6. Методические рекомендации и конспекты по теме – направлению «Развитие воображения, эмоционально – волевой и коммуникативной сферы». (педагог – психолог Булатецкая Е.Н.);
  7. «Программа обучения детей и подростков тестопластике» (воспитатель Гелунова  В.Ю.);
  8. «Программа обучения детей и подростков технике узелкового плетения» (воспитатель Егорова О.Г.);
  9. «Программа обучения детей и подростков технике выжигания» (воспитатель Егорова О.Г.);
  10. «Программа  обучения детей с ограниченными возможностями работе на компьютере» (воспитатель Большакова И.Г.).
  11. «Малышок» комплексная  программа по раннему сопровождению» и методические рекомендации (составлена специалистами учреждения);
  12. Программа по обучению детей и подростков работе на компьютере «Информатика. «Первые шаги» (воспитатель Большакова И.Г.);
  13. Программа по обучению детей и подростков работе на компьютере «Страна знаний» (воспитатель Большакова И.Г.).
  14. Программа для обучения детей и подростков с ограниченными возможностями по изотерапии нетрадиционными способами «Волшебные краски» (воспитатель Постовская Е.В.).
  15. Программа для детей и подростков с ограниченными возможностями по агротерапии «Огородники» (воспитатель Шаповал С.Е.).
  16. Программа для детей и подростков с ограниченными возможностями по гарденотерапии «Цветик – семицветик» (Лесина Л.Н.).

Мы хотим предложить одно из занятий. Педагог – психолог занимался с девочкой 4-х лет по программе занятий песочной терапии. Девочка болеет детским центральным параличом (ДЦП). Девочке надо было придумать сказку на песке. В течение 20 минут сказка была создана. Эта методика позволяет координировать свои действия, развивать моторику, чувствовать тело. А также развивает речь.

Дети дошкольного возраста обучаются по адаптированному учебному плану, составленному на основе базовых программ:

  1. «Программа воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А. Васильевой.
  2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
  3. Для детей со сложной структурой развития используется «Программа социально-бытовой адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями», разработанная в центре «Золотой ключик» г. Электросталь.
  4. «Методические рекомендации по организации практической работы «Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» (под ред. Е.Н. Краузе):
  5. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» (под ред. С.А. Мироновой);
  6. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (под. Ред. Нищева);
  7. «Подготовка к школе с недостатками речи» (под. Ред. Г.А. Еаше)
  8. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна» (под ред. Медведевой, И.А. Памфиловой, Е.В. Поле);
  9. «Развитие аутичных детей» (под. Ред. Л.Г. Нуриевой);
  10. «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада» (под. Ред. Нищевой);
  11. «Аутичный ребенок. Пути помощи» (под ред. О.С. Никольской, Е.Р. Басисная).

На данный момент идет разработка нового для центра метода реабилитации – «иппотерапия». Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, после травм. Этот метод вошел в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах России.

Верховая езда при ДЦП способствует коррекции порочных установок опорно-двигательного аппарата, увеличивает подвижность в суставах, нормализует мышечный тонус, развивает манипулятивную функцию рук, улучшает деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам, стабилизирует эмоциональную сферу, воспитывает самостоятельность и независимость.

Сотрудники центра надеются, что метод явится движущей силой в еще большем выздоровлении детей.

Таким образом, можно увидеть высокоэффективную работу центра, разработанность новых программ, подходов к детям с ограниченными возможностями. И работа центра не останавливается на достигнутом, а продолжает усовершенствоваться, расширятся и помогать детям и их семьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Инновационные методы в социальной работе  Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими  ограниченные возможности

ГКУСО МО «Сергиево- Посадский  реабилитационный центр для детей  и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»» использует инновационные методы реабилитации:  психотерапию с использованием оборудования сенсорной комнаты, библиотерапию с элементами сказкотерапии, игротерапию с элементами куклотерапии, компьютерную игротерапию, гарденотерапию, агротерапию, зоотерапию, изотерапию, арттерапию, хоббитерапию, эстетотерапию, терапию театрализованной деятельностью, музыкотерапию, праздникотерапию, социально-бытовой тренинг.

Психотерапия с использованием оборудования сенсорной комнаты - как организованной особым образом окружающей среды, состоящей из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

В основе воздействия  сенсорной комнаты на индивида или  группу лежит метод сенсорной интеграции, который является безмедикаментозным методом профилактики, лечения и реабилитации. Этот метод обращен к внутренним, самоисцеляющим резервам человеческого организма, тесно связанным с его творческими возможностями. «Сенсорное воздействие рассматривается как благотворный эмоциональный стресс, связанный с происходящим в процессе процедуры».

Использование оборудования сенсорной комнаты позволяет существенно повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей. Среди важных функций специального оборудования сенсорной комнаты можно назвать:

- Облегчение установления  отношений с участниками тренингов; 
- снятие эмоционального напряжения, улучшения настроения;

- усиление готовности  к предстоящей работе, повышение её привлекательности;

- создание условий  для изучения реальности (её моделирования);

- создание безопасной  среды для проявления спонтанности, фантазии, творчества;

- обеспечение возможностей  для отработки и развития определённых  навыков психической саморегуляции;

- создание условий  для проведения качественной  релаксации и медитации.

Опыт использования  сенсорной комнаты для профилактики профессионального выгорания показывает, что пребывание в сенсорной комнате  способствует:

- достижению максимальной релаксации за минимальное время;

- улучшению эмоционального  состояния;

- снятию напряжения и тревожности,

- активизации мозговой деятельности;

- развитию социальных навыков;

- проявлению латентных качеств личности;

- развитию коммуникативных  функций и способности адаптироваться к групповым нормам.

В реабилитационном центре эта технология помогла 65% детям  с ограниченными возможностями. В первую очередь, у детей развивается слуховое, зрительное восприятие, моторика.  Больше всего эта методика помогает детям с ДЦП. Детям самим нравится сенсорная комната, поэтому технология пользуется спросом не только у родителей, но и у детей.

Библиотерапия с элементами сказкотерапии. Сказкотерапия является одним из эффективных методов  консультирования, коррекции, развития и реабилитации формирующейся личности. Процесс самовыражения личности ребенка через сказку непосредственно связан с укреплением его психического и духовно-нравственного здоровья. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, открытие ребенком тех знаний, которые живут в его душе.

Библиотерапия означает преднамеренное использование литературных произведений для понимания или  решения актуальных терапевтических  проблем человека. Термин библиотерапия  состоит из двух составляющих: «библио»- книга, «терапия» - лечение, что дословно означает «лечение книгой» или «книголечение» В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова.

Анализ научных исследований показал, что под термином «библиотерапия» понимается подготовка маленьких читателей к социализации, осознанию себя частью данного общества, формированию нравственного облика человека, приобщение к мировым культурным ценностям, воспитания у ребенка навыков борьбы со стрессами, депрессиями и т. д.

Под термином «сказкотерапия»  понимается процесс: поиска смысла, расшифровки  знаний о мире и системе взаимоотношений  в нем; образования связи между  сказочными событиями и поведением в реальной жизни; переноса сказочных  смыслов в реальность; активизации ресурсов, потенциала личности; улучшения внутренней природы личности и внешнего мира.

Игротерапия с элементами куклотерапии. Куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с  помощью разнообразных театральных приёмов с помощью кукол (специально  разработанные ситуации, игры, этюды, спектакли).

С помощью куклотерапии корректируется:

- Заикание

- Неразвитая речь

- Уровень тревожности (до полного её снижения)

- Агрессивность

- Психологические травмы

- Неусидчивость

- Невнимательность

- Повышенная застенчивость

- Страхи

- Нервные тики

- Аутизм (в лёгкой форме)

- Нарушенная адаптацию

Куклотерапия заботится  об  эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности. 
         Занятия куклотерапией эффективны для детей в любом возрасте.

Позитивные эффекты  применения куклотерапии:

- Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении

- Создание положительного эмоционального настроя

- Укрепляется культурная идентичность ребёнка

- Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме

- Развивается чувство внутреннего контроля

- Стимулируется развитие сенсомоторных навыков

- Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения

- Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции

- Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния

- Способствует развитию творческого самовыражения

- Развивает воображение, эстетику

Гарденотерапия - предусматривает  лечение с помощью общения  детей - инвалидов с природой, когда  они работают в саду, выращивая  цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними.

Зоотерапия - система  лечения общением с животными. Методика стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг.

Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями