Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа
Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………
Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике болезней у детей и их инвалидности. Несмотря на высокий образовательный ценз родителей, лишь немногие из них получают сведения о состоянии здоровья детей из лекций бесед медицинских работников, используют специальную медицинскую литературу. Для большинства родителей основной является информация знакомых и родственников. Необходима и разработка протоколов оценки низкой активности родителей, имеющих больного ребенка, и рекомендаций по индивидуальной работе с родителями в целях повышения их медицинской грамотности в отношении профилактики хронических заболеваний у детей,
Забота о
психологическом и физическом здоровье
больного ребенка является непреложным
законом как для
Дети с ограниченными возможностями - это особая социальная группа населения, неоднородная по своему составу и дифференцированная по возрасту, полу и социальному статусу. Особенность этой группы заключается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права и удовлетворить свои социальные потребности в охране здоровья и реабилитации, образовании, трудоустройстве и независимой жизни.
Группа детей с ограниченными возможностями, как и любая другая социальная группа, имеет свои интересы и потребности, однако в силу своих особенностей и ограничений жизнедеятельности дети не в состоянии самостоятельно их удовлетворить. Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей детей с ограниченными возможностями для дальнейшей их социальной адаптацией призваны осуществлять семья, опекуны, школа, лечебные и реабилитационные учреждениями, общество в целом.
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования.
В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов16.
Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.
ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.
Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов: Декларация прав ребенка (1959 год); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год); Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год); Декларация о правах инвалидов (1975 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).
Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика, их интеграции в общество.
В 1982 году Генеральная
Ассамблея ООН приняла
Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов17.
Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.
Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.
К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.
В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.
При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.
С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.
В указанном законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества18.
Нужно отметить, что в понятие реабилитации законом включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация.
Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам является «Основные направления государственной семейной политики» (1998 год). Одной из его целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:
-предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;
-развитие сети дошкольных
учреждений различных форм
-предоставление возможностей
для обучения и воспитания
детей с особенностями
-развитие сети
-формирование системного подхода к решению проблем этой категории и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
-совершенствование системы
социальной защиты семей,
С 1 января 2012 года вступил в силу Закон об инвалидах, сформировав, по сути, законодательную базу социальной защиты лиц, признанных медико-социальной экспертизой инвалидами, включая лиц до 18 лет. Реабилитация инвалидов получило принципиально новое содержание, изменилась структура в области медицинской помощи, сделался акцент на организации необходимых условий труда, специальном обучении, физической культуре и спорте.
Новый Федеральный закон об инвалидах определил новые льготы для лиц, признанных инвалидами, оплату реабилитационных мероприятий, компенсацию технических средств реабилитации.
Важное место
в современной государственной
системе социальной защиты в соответствии
с действующим
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", разработана и действует Президентская программа "Дети России", а в рамках ее Федеральная целевая программа "Дети - инвалиды", государственным заказчиком которой является Минсоцзащиты России19. Задачами программы являются:
- повышение эффективности профилактики детской инвалидности;
- оснащение
учреждений реабилитации для
детей-инвалидов, детских
- строительство
домов-интернатов и реабилитаци
- научно-методическое
и информационное обеспечение
решения проблем детской
- проведение
научно-исследовательских и
- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
- проведение
оздоровительно-физкультурной
Основной целью программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии. Создание условий для их полноценной жизни.
Также в марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.
Целями Программы «Дети России» на 2007-2010 годы являлись - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В цели подпрограммы «Дети и семья» входило комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:
- развитие и ежегодное
обновление федерального банка
данных о детях с
- внедрение современных технологий по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
- материально-техническое
оснащение специализированных
- создание учебно-
- проведение
всероссийских и региональных
мероприятий для детей-
- разработка
методик и технологий
- строительство
и реконструкция
Реализация мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям.
Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация, а также реализация мероприятий, предусмотренных в федеральных программах, которая должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.
ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»
2.1. Цели, задачи и ресурсы реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Реабилитационно - образовательный центр для детей- инвалидов» был образован 1 января 1998 года постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области №1018 от 23.10.1997 года на базе специального детского сада.
Деятельность учреждения осуществляется по функциональным направлениям: содействие ребенку с ограниченными возможностями в восстановлении его социального статуса и его социальной адаптации путем проведения медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Специалисты центра на основании объективных данных обследования ребенка реализуют индивидуальные программы по реабилитации детей - инвалидов, путем координации мероприятий по:
Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями