Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: обобщить опыт социальной работы Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальную защиту детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики;
2) раскрыть основные проблемы детей инвалидов;
3) рассмотреть законодательное регулирование государственной политики в отношении детей – инвалидов;
4) определить цели, задачи и выявить ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………-3-
ГЛАВА 1. Теоретические основы практики социальной работы по
защите детей с ограниченными возможностями…………………………..-8-
1.1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями как одно из направлений государственной социальной политики………………………..-8-
1.2. Категории детей с ограниченными возможностями и их основные проблемы………………………………………………………………….........-14-
1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями и проблемы его совершенствования…………………………………………………………….-30-ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»………………………………………………..-37-
2.1. Цели, задачи и ресурсы Сергиево- Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности……………………………………………………………………-37-
2.2. Технологии социальной работы Сергиево–Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности…………………………………………………-46-
2.3.Инновационные методы в социальной работе Сергиево – Посадского реабилитационного центра «Оптимист» с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности ………………………………………………….-51-
Заключение……………………………………………………………………-58-
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Opyt_raboty_sots_sluzhb_po_zaschite_dete (1)1.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике болезней у детей и их инвалидности. Несмотря на высокий образовательный ценз родителей, лишь немногие из них получают сведения о состоянии здоровья детей из лекций бесед медицинских работников, используют специальную медицинскую литературу. Для большинства родителей основной является информация знакомых и родственников. Необходима и разработка протоколов оценки низкой активности родителей, имеющих больного ребенка, и рекомендаций по индивидуальной работе с родителями в целях повышения их медицинской грамотности в отношении профилактики хронических заболеваний у детей,

Забота о  психологическом и физическом здоровье больного ребенка является непреложным  законом как для здравоохранения, так и для всех государственных и общественных организаций, но следует обеспечить условия, при которых ребенок-инвалид (и его родители) ответственно относился бы к своему здоровью, своим поведением помогал организму и врачам справиться с недугом. Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений15.

Дети с ограниченными  возможностями - это особая социальная группа населения, неоднородная по своему составу и дифференцированная по возрасту, полу и социальному статусу. Особенность этой группы заключается  в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права и удовлетворить свои социальные потребности в охране здоровья и реабилитации, образовании, трудоустройстве и независимой жизни.

Группа детей  с ограниченными возможностями, как и любая другая социальная группа, имеет свои интересы и потребности, однако в силу своих особенностей и ограничений жизнедеятельности дети не в состоянии самостоятельно их удовлетворить. Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей детей с ограниченными возможностями для дальнейшей их социальной адаптацией призваны осуществлять семья, опекуны, школа, лечебные и реабилитационные учреждениями, общество в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования.

В Российской Федерации  вопросы социальной защиты детей-инвалидов  регулируются, наряду с общими нормами  социального права, также в специальном  законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов16.

Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

ООН с начала своего существования проявляла  озабоченность проблемами инвалидов  как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.

Имеется целый  ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов: Декларация прав ребенка (1959 год); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год); Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год); Декларация о правах инвалидов (1975 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

Главным приоритетом  политики ООН в отношении инвалидов  провозглашена политика, их интеграции в общество.

В 1982 году Генеральная  Ассамблея ООН приняла Всемирную  программу действий в отношении  инвалидов и в соответствующей  резолюции провозгласила Десятилетие инвалидов ООН.

Основным международным  документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы  о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов». Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов17.

Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать  меры по устранению препятствий, не позволяющих  инвалидам реализовывать свои права  и свободы, полноправно участвовать  в общественной жизни.

Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.

К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.

В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное  законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

С учетом этих и других международных  документов в 1995 году был принят Федеральный  закон «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации».

В законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.

В указанном законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества18.

Нужно отметить, что в понятие реабилитации законом включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация.

Важным документом в сфере  организации помощи детям-инвалидам  является «Основные направления государственной семейной политики» (1998 год). Одной из его целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

-предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

-развитие сети дошкольных  учреждений различных форм собственности  с гибким режимом работы, различного  типа и назначения (в том числе  и для детей с особенностями развития);

-предоставление возможностей  для обучения и воспитания  детей с особенностями развития  в учебно-воспитательных учреждениях  общего типа;

-развитие сети специализированных  учреждений, предназначенных для  содержания детей-инвалидов;

-формирование системного подхода к решению проблем этой категории и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

-совершенствование системы  социальной защиты семей, воспитывающих  детей-инвалидов.

С 1 января 2012 года вступил в силу Закон об инвалидах, сформировав, по сути, законодательную базу социальной защиты лиц, признанных медико-социальной экспертизой инвалидами, включая лиц до 18 лет. Реабилитация инвалидов получило принципиально новое содержание, изменилась структура в области медицинской помощи, сделался акцент на организации необходимых условий труда, специальном обучении, физической культуре и спорте.

Новый Федеральный закон об инвалидах определил новые льготы для лиц, признанных инвалидами, оплату реабилитационных мероприятий, компенсацию технических средств реабилитации.

Важное место  в современной государственной  системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством  отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 1 июня 1992 года №543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", разработана и действует Президентская программа "Дети России", а в рамках ее Федеральная целевая программа "Дети - инвалиды", государственным заказчиком которой является Минсоцзащиты России19. Задачами программы являются:

- повышение эффективности профилактики детской инвалидности;

- оснащение  учреждений реабилитации для  детей-инвалидов, детских домов-интернатов  средствами реабилитации, укрепление  их материально-технической базы;

- строительство  домов-интернатов и реабилитационных центров для детей;

- научно-методическое  и информационное обеспечение  решения проблем детской инвалидности;

- проведение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ по созданию технических  изделий для детей с отклонениями  в развитии;

- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;

- проведение  оздоровительно-физкультурной работы  и культурно-массовых мероприятий  с детьми-инвалидами.

Основной целью  программы является формирование основ  комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии. Создание условий для их полноценной жизни.

Также в марте 2007 года Постановлением Правительства  Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа  «Дети России» на 2007-2010 годы, которая  является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Целями Программы «Дети  России» на 2007-2010 годы являлись - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входило комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:

- развитие и ежегодное  обновление федерального банка  данных о детях с ограниченными  возможностями здоровья;

- внедрение современных  технологий по реабилитации, воспитанию  детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;

- материально-техническое  оснащение специализированных учреждений  для детей-инвалидов; В Московском  регионе несколько реабилитационных  центра для детей - инвалидов.

- создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;

- проведение  всероссийских и региональных  мероприятий для детей-инвалидов  (фестивалей, спартакиад и др.);

- разработка  методик и технологий комплексной  реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- строительство  и реконструкция специализированных  учреждений для детей-инвалидов.

Реализация  мероприятий подпрограммы «Здоровое  поколение» позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям.

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении  инвалидов является профилактика и  реабилитация, а также реализация мероприятий, предусмотренных в федеральных программах, которая должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

ГЛАВА 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист»

2.1. Цели, задачи и  ресурсы реабилитационного центра «Оптимист» для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Реабилитационно - образовательный центр для детей- инвалидов» был образован 1 января 1998 года постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области №1018 от 23.10.1997 года на базе специального детского сада.

Деятельность  учреждения осуществляется по функциональным направлениям: содействие ребенку с ограниченными возможностями в восстановлении его социального статуса и его социальной адаптации путем проведения медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Специалисты центра на основании объективных данных обследования ребенка реализуют индивидуальные программы по реабилитации детей - инвалидов, путем координации мероприятий по:

Информация о работе Опыт работы социальных служб по защите детей с ограниченными возможностями