Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (2).docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..………………3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8

1.1. Сущностная  характеристика эмпатии.…...………………………...…………8

1.2. Особенности  развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20

1.3. Сюжетно-ролевые  игры как средство развития  эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25

Выводы  по первой главе ……………………………….…………………………33

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35

2.1. Диагностика  уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35

2.2. Организация  работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44

2.3. Выявление  эффективности проведенной работы  по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50

Выводы  по второй главе………………………………………………………….55

Заключение……………………………………...………………………………..58

Литература………………………...……………………………………………….61

Приложение №1…………………………………………………………..............65

Приложение  №2…………………………………………………………..............67

Приложение №3…………………………………………………………………...69

Приложение №4…………………………………………………………...............70

Приложение №5……………………………………………………………………77

Приложение № 6………………………………………………………………….79

Приложение № 7……………………………………………………………………80

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ведущих приоритетов образования  является создание условий для эмоционально-нравственного  воспитания детей, развития у них  эмпатии, как нравственного качества. Это направление воспитания подрастающего поколения является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, выступающих основополагающими компонентами нравственного воспитания, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Создание  необходимых условий для этого, обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает - установление доброжелательных взаимоотношений между детьми и взрослыми на основе развития нравственных качеств, удовлетворения потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характера собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания и прежде всего нравственного, - научить ребенка «видеть и чувствовать людей».

Умение  сопереживать близким и чужим  людям обозначается термином «эмпатия». Под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).

Актуальность  данной проблемы заключается в том, что подрастающее поколение растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, поскольку человек ориентирован лишь на то, чтобы только выжить, неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей.

Недооценка  развития эмпатии, как нравственного качества у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения в дошкольных учреждениях. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте, она формирует зону ближайшего развития во взаимодействии с другими людьми. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста таковы, что именно данный возраст является сензитивным для нравственного развития, основополагающим качеством которого выступает эмпатия, во многом предопределяющая будущий нравственный облик человека. В то же время этот возрастной период является исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Главная роль в этом процессе принадлежит  родителям и педагогам, под влиянием которых и строится эмпатийное развитие детей.

Важна роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в детском сообществе, многих детей вытесняют из процесса общения, совместной деятельности, создавая микро группы.

Эффективным средством развития эмпатии у дошкольников является, по мнению исследователей (А. Н. Леонтьев, С. А. Шмаков и др.), сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая  игра влияет на развитие эмпатии, поскольку именно в ней происходит обмен социальным отношением к окружающему. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелания, настроение, желания. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

Вместе  с тем отметим, что в настоящее  время нет универсальных критериев определения эмпатии. Кроме того, остается нерешенной и проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны педагогические условия и представлены конкретные технологии этого процесса.

Сказанное позволяет выявить противоречия:

- между  использованием воспитателем традиционных  видов игровой деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией этого процесса

- между  специфическими особенностями развития  эмпатии в дошкольном детстве и отсутствием учета возрастных особенностей и интересов старших дошкольников;

- между  существующими методиками и приемами  социально-нравственного воспитания  и развития и трудностью их  реализации вследствие низкой  технологичности, затрудняющей процесс воспроизводства в практике работы;

- между  большим потенциалом сюжетно-ролевых  игр в развитии эмпатии у дошкольников и недостаточным их использованием в этом процессе.

Выявленные  противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске новых путей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Проблема  определила выбор темы исследования: «Развитие эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру».

Объект исследования: процесс нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Предмет исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.

Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:

  1. Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
  2. Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
  3. Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.

Гипотеза: развитие эмпатии в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия:

- будет  создана психологически комфортная  среда и атмосфера эмоционального  принятия ребенка;

- в качестве  ведущего условия, определяющего  эффективность развития эмпатии, будут использоваться сюжетно – ролевые игры;

- будет  организовано сопровождение сюжетно-ролевой  игры со стороны воспитателя.

Теоретико-методологической основой  исследования выступают:

- теоретические  положения о проблеме нравственного  воспитания, развития нравственных  чувств, нравственного поведения  личности в научных исследованиях, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

- основные  подходы к определению эмпатии, как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Юсупов, К. Роджерс);

- основные  подходы к определению эмпатии, как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.),

- теоретические  и практические положения об  уровнях развития эмпатии (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапах ее становления (Стрелкова Л.П., Штейнмец А.Э., Юсупов И.М.);

- теоретические  и практические положения о  механизмах формирования эмпатии (Осухова И.Г. и др.).

Методы исследования:

- теоретические:  изучение и анализ психологической,  педагогической литературы по проблеме исследования;

- практические: анализ и обобщение опыта работы  по развитию эмпатии у дошкольников; психодиагностические методы исследования уровня развития эмпатии у старших дошкольников; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическая значимость. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дополняют знания о теории и методике организации процесса развития эмпатии у дошкольников, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при развитии эмпатии.

Практическая значимость. Разработана методика развития эмпатии в условиях ДОУ, основанная на использовании сюжетно-ролевой игры, которую можно использовать в работе с дошкольниками.

Исследования  проводились в 3 этапа: 

I. Изучалось состояние проблемы исследования, были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

II. Реализовывалась программа опытно-экспериментальной работы, которая позволила выявить особенности эмпатии старших дошкольников и условий ее развития в дошкольном образовательном учреждении и осуществить ее развитие в специально созданных условиях.

III. Анализировались полученные результаты, осуществлялась проверка реализации педагогической технологии развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с целью выявления ее эффективности, делались общие выводы работы.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 Дзержинского района г. Волгограда.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), 7 приложений.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

    1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПАТИИ

Теоретический анализ проблемы наличия у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы: выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П.Фресс, Ж. Пиаже), поиск коррелят эмпатию с разными психологическими особенностями личности (П. Эллиз, К. Изард).

На сегодняшний  день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т. Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунсая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, К. Роджерс и др.)

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [19].

Понятие «эмпатия», как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика), был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».

В этических системах А. Смита, 1759; А. Шопенгауэра, 1840; Г. Спенсера, 1870; М.Шелера,1923 - симпатия понимается,  как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости.

Наиболее полно и последовательно  теория симпатии была разработана М. Шелером (1923). Он определял симпатию, как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. Это такие,  как «сопереживание» - состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это – более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности. Т. Липпс (1903) разграничил понятия симпатия и эмпатия. В концепции эстетического воспитания, он трактовал эмпатию,  как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры