Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы
развития эмпатии в дошкольном детстве……………………………………………………………
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности
развития эмпатии у детей дошкольного
возраста……………………………..………………………
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика
уровня развития эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста ……………………………………………….……………………………
2.2. Организация
работы по развитию эмпатии у
старших дошкольников через сюжетно-ролевые
игры…………………..…..………………..………………
2.3. Выявление
эффективности проведенной
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………
Литература………………………...……………………
Приложение
№1…………………………………………………………......
Приложение
№2…………………………………………………………......
Приложение
№3…………………………………………………………………...
Приложение
№4…………………………………………………………......
Приложение №5……………………………………………………………………77
Приложение № 6………………………………………………………………….79
Приложение № 7……………………………………………………………………80
ВВЕДЕНИЕ
Одним из
ведущих приоритетов
Создание необходимых условий для этого, обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает - установление доброжелательных взаимоотношений между детьми и взрослыми на основе развития нравственных качеств, удовлетворения потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характера собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания и прежде всего нравственного, - научить ребенка «видеть и чувствовать людей».
Умение сопереживать близким и чужим людям обозначается термином «эмпатия». Под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
Актуальность данной проблемы заключается в том, что подрастающее поколение растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, поскольку человек ориентирован лишь на то, чтобы только выжить, неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей.
Недооценка развития эмпатии, как нравственного качества у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения в дошкольных учреждениях. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте, она формирует зону ближайшего развития во взаимодействии с другими людьми. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста таковы, что именно данный возраст является сензитивным для нравственного развития, основополагающим качеством которого выступает эмпатия, во многом предопределяющая будущий нравственный облик человека. В то же время этот возрастной период является исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Главная роль в этом процессе принадлежит родителям и педагогам, под влиянием которых и строится эмпатийное развитие детей.
Важна роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в детском сообществе, многих детей вытесняют из процесса общения, совместной деятельности, создавая микро группы.
Эффективным средством развития эмпатии у дошкольников является, по мнению исследователей (А. Н. Леонтьев, С. А. Шмаков и др.), сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие эмпатии, поскольку именно в ней происходит обмен социальным отношением к окружающему. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелания, настроение, желания. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
Вместе с тем отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Кроме того, остается нерешенной и проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны педагогические условия и представлены конкретные технологии этого процесса.
Сказанное
позволяет выявить противоречия
- между
использованием воспитателем
- между
специфическими особенностями
- между
существующими методиками и
- между
большим потенциалом сюжетно-
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске новых путей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема определила выбор темы исследования: «Развитие эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру.
Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Гипотеза: развитие эмпатии в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия:
- будет
создана психологически
- в качестве
ведущего условия,
- будет
организовано сопровождение
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- теоретические
положения о проблеме
- основные подходы к определению эмпатии, как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Юсупов, К. Роджерс);
- основные подходы к определению эмпатии, как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.),
- теоретические и практические положения об уровнях развития эмпатии (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапах ее становления (Стрелкова Л.П., Штейнмец А.Э., Юсупов И.М.);
- теоретические
и практические положения о
механизмах формирования
Методы исследования:
- теоретические:
изучение и анализ
- практические:
анализ и обобщение опыта
Теоретическая значимость. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дополняют знания о теории и методике организации процесса развития эмпатии у дошкольников, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при развитии эмпатии.
Практическая значимость. Разработана методика развития эмпатии в условиях ДОУ, основанная на использовании сюжетно-ролевой игры, которую можно использовать в работе с дошкольниками.
Исследования проводились в 3 этапа:
I. Изучалось состояние проблемы исследования, были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы.
II. Реализовывалась программа опытно-экспериментальной работы, которая позволила выявить особенности эмпатии старших дошкольников и условий ее развития в дошкольном образовательном учреждении и осуществить ее развитие в специально созданных условиях.
III. Анализировались полученные результаты, осуществлялась проверка реализации педагогической технологии развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с целью выявления ее эффективности, делались общие выводы работы.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 Дзержинского района г. Волгограда.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), 7 приложений.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Теоретический анализ проблемы наличия у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы: выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П.Фресс, Ж. Пиаже), поиск коррелят эмпатию с разными психологическими особенностями личности (П. Эллиз, К. Изард).
На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т. Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунсая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, К. Роджерс и др.)
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [19].
Понятие «эмпатия», как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика), был тождественен смысловой эквивалент «симпатия».
В этических системах А. Смита, 1759; А. Шопенгауэра, 1840; Г. Спенсера, 1870; М.Шелера,1923 - симпатия понимается, как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости.
Наиболее полно и