Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………
Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Прогулка скоро закончится, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?
Ситуация 7: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?
Высказывания детей в связи с выполнением заданий приведены в Приложении № 1 (таблица 3).
Наиболее категоричные ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью на другого ребенка были в ситуации № 8. Только трое детей (23 %) проявили какое-то сочувствие к сверстнику. Остальные вставали на позицию осуждающего, а некоторые были просто жестоки. Средние же результаты по подгруппе ситуаций таковы: шесть детей (46,2%)
проявляют сочувствие к сверстнику, нарушившему правила, норму поведения или указание воспитателя.
К четвертой подгруппе мы отнесли ситуацию № 4, в которой требуется проявление сорадости другому:
Ситуация № 4: Андрюша пришел в группу радостный. Он подошел к тебе и сказал, что ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?
Высказывания по этой ситуации представлены в Приложении № 1 (таблица 4)
Анализируем полученные результаты: сопереживание радостным чувствам сверстника (сорадость) наблюдалось только у пяти детей (38,5%).
Таким образом, мы видим, что проявление сорадости чрезвычайно затруднительно для дошкольников.
Последняя подгруппа включала в себя также одну ситуацию (№9), связанную с выявлением у дошкольников желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации, которая не предполагает нарушений моральных норм или ущемления личных интересов ребенка. Мы стремились получить ответ, содержащий варианты оказания помощи другому ребенку:
Ситуация № 9: В группу пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?
Примерные ответы детей на данную ситуацию приведены в Приложении № 1 (таблица 5).
Данные по этой ситуации следующие: в ситуации затруднения сверстника четыре дошкольника (53,8%) пытаются ему помочь.
Проанализировав ответы детей отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, мы свели все данные в общую таблицу (Приложение № 2), отражающую уровень проявления эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения.
«Рис.2.1.»
Мы видим, что в ситуации прогнозирования склонны к появлению эмпатии и оказанию помощи другому пять дошкольников (38,5 %) - это средний уровень проявления эмпатии; только 2 ребенка (15,3%) проявляют эмпатию на высоком уровне. Качественный анализ результатов исследования показал, что наибольшее количество положительных ответов было дано детьми на вопросы, отражающие ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни детской группы, на которые педагог постоянно обращает внимание. Наименьшее количество было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы педагога дошкольного учреждения и родителей (например, проявление сорадости). Положительный ответ на такие вопросы предполагает наличие у дошкольника устойчивого чувства эмпатии, а также умения самостоятельно оценивать ситуацию и давать ответ на основе своего личного отношения.
К сожалению, шесть детей (46,1%) не проявляют эмпатию в ситуациях прогнозирования, подтверждает положение о возрастной сензитивности в проявлениях социальных эмоций. Пока еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Кроме того, педагоги и родители довольно часто не обращают внимания на умение ребенка общаться, сотрудничать с другими детьми. Дошкольники не умеют выражать свои чувства, просить помощи и не знают, как ее оказать. Они не понимают, что можно не только сочувствовать и сопереживать сверстнику, но и радоваться за него, т.е. проявлять сорадость.
Таким образом, у дошкольников, еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийные переживания, как наиболее сложные социальные чувства.
Для дальнейшего диагностического исследования использовался тест для определения уровня развития эмпатии, предложенный Л.Ю. Субботиной. В процессе обследования предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. Такую же работу проводилось и во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.
Результаты исследования были таковы, при обследовании 1 серии: 9 детей (69, 2%) не смогли передать изображения человеческих эмоций, а затем назвать соответствующее чувство, мы отнесли их низкому уровню развития эмпатии; к среднему уровню мы отнесли - 3 дошкольника (23%) – они смогли изобразить несколько схем на своем лице и назвали это чувство; и только один ребенок (7,7%), полностью справился с заданием, мы отнесли его к высокому уровню. Обследование 2 серии показала лучшие результаты: только 2 дошкольника (15,3%) не смогли справиться с предложенным заданием, мы отнесли их к низкому уровню , 8 детей (61,5%) смогли изобразить несколько предложенных человеческих эмоции, и называли изображенное чувство, мы отнесли их к среднему уровню развития; к высокому уровню мы отнесли 3 дошкольников (23%).
Проанализировав действия детей отдельно по двум сериям, мы свели все данные в общую таблицу (Приложение № 3).
«Рис.2.2»
Для оценки полученных результатов диагностики, нами были выделены три уровня развития эмпатии.
К низкому уровню мы относили детей, которые не смогли изобразить, предложенную схему на своем лице, ни в первой, ни во второй серии, также затруднялись назвать соответствующее чувство; не готовы прогнозировать проявление сочувствия и оказания помощи сверстнику; обладают низкой эмоциональной восприимчивостью; в ситуациях ущемления не проявляют эмпатию к сверстнику; охотно встают на позицию осуждающего, бывают жестоки; проявление сорадости для них затруднительно.
К среднему уровню мы относили детей, которые смогли в одной из серии изобразить несколько предложенных человеческих эмоции, и называли изображенное чувство; стремятся оказывать помощь другому, но только не в ущерб своих личных интересов; не проявляют сочувствия, нарушившему какую-либо норму поведения или указания взрослого; оказывают помощь в затруднительных ситуациях; умеют проявлять сорадость другому.
Высоким уровнем сформированности эмпатии, обладают те дети, которые определили практически все предложенные схемы и называли изображенное чувство; умеют оказывать помощь другому, даже в ущерб личных интересов, проявляют сочувствие и оказывают помощь сверстнику, нарушившему какую - либо норму поведения или указания взрослого а также в затруднительных ситуациях; проявляют сорадость; обладают высокой эмоциональной восприимчивостью.
Чтобы определить уровень развития эмпатии у дошкольников, мы свели в общую таблицу результаты проведенного диагностического обследования (таблица № 2) .
Таблица № 2
№ |
Имя ребенка |
Возраст |
Проявление эмпатии к сверстнику (результаты опроса) |
Тест Л.Ю. Субботиной |
общий уровень | |
1 серия |
2 серия | |||||
1. |
Мария А. |
5лет |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
2. |
Таня Ж. |
5.7 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
3. |
Елена З. |
6.1 |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
4. |
Юля З. |
6.2 |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
5. |
Сережа Б. |
6.5 |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
6. |
Кирилл В. |
5.11 |
средний |
средний |
высокий |
средний |
7. |
Дима З. |
5.8 |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
8. |
Семен К. |
6.1 |
средний |
низкий |
средний |
средний |
9. |
Лиза К. |
5.9 |
средний |
низкий |
средний |
средний |
10. |
Юля К. |
5.11 |
средний |
низкий |
средний |
средний |
11. |
Юля Р. |
6.2 |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
12. |
Дима Н. |
6.7 |
средний |
средний |
средний |
средний |
13. |
София П. |
5.2 |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Анализ результатов показал, что 5 детей (38,5%) – имеют низкий уровень развития эмпатии, 6 дошкольников (46,1 %) – имеют средний уровень развития, и только 2 ребенка (15,3 %) обладают высоким уровнем развития эмпатии (рис. 2.3).
«Рис. 2.3.»
Поле диагностического исследования, мы пришли к выводу о том, что развитие эмпатии большинства обследуемых детей имеет средний уровень.
А.В. Запорожец отмечал, что дошкольники в ряде случаев нарушают эмпатийные правила поведения, не выполняют простых обязанностей по отношению к сверстникам не по неведению, не по злой воле, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние: на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы [20]. Но ориентация на другого не возникает сама по себе, для этого необходимо «социальное сопровождение»- специальная работа, проводимая взрослыми. Желательно, чтобы в ней участвовали и педагоги дошкольных учреждений, и родители. Именно поэтому, заключительным этапом нашей работы на констатирующем этапе должна стать разработка программы целенаправленного формирования эмпатии у детей дошкольного возраста.
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В качестве средства развития эмпатии у старших дошкольников, как говорилось выше, мы предлагаем использовать сюжетно-ролевые игры.
Воспитание нравственных чувств, в том числе и эмпатии, в процессе сюжетно-ролевой игры должно быть поэтапно и постепенно. С этой целью была разработана и внедрена программа, которая состоит из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности действий, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Первый этап – общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводился особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети терлись друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопали своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети клали голову ему на плечо и т.п. Кроме того, в игры не вводилось никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т.д.). При проведении игры один дошкольник ни за что не соглашался отложить свою любимую игрушку во время занятий, но мы предложили ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как показала практика, мальчик быстро забыл об игрушке, увлекшись игрой.
Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагали игры (Приложение № 4) с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.
При проведении игры «Муравьи» мы в игру пригласили только желающих. Не все дети присоединились, но мы не настаивали, но стремились ненавязчиво заинтересовать всех и привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, мы увидели, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко второму – третьему занятию — вся группа.
Второй этап – внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к нему. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого мы предложили детям задания в виде игры «Зеркало» (Приложение № 4), успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игры мы нацеливали детей максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры этого этапа направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним. При проведении этого этапа работы возникали трудности с приобщением одного ребенка к игре, для этого мы сначала предложили играть с ним в паре и после того, как дошкольник принял воображаемую ситуацию, мы переключили его на игру с другими детьми.