Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (2).docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Прогулка скоро закончится, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?

Ситуация 7: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из  Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?

Высказывания  детей в связи с выполнением  заданий приведены в Приложении № 1 (таблица 3).

Наиболее  категоричные ответы детей с отрицательной  эмоциональной направленностью  на другого ребенка были в ситуации № 8. Только  трое детей (23 %) проявили какое-то сочувствие к сверстнику. Остальные вставали на позицию осуждающего, а некоторые были просто жестоки. Средние же результаты по подгруппе ситуаций таковы: шесть детей (46,2%)

проявляют сочувствие к сверстнику, нарушившему правила, норму поведения или указание воспитателя.

К четвертой  подгруппе мы отнесли ситуацию № 4, в которой требуется проявление сорадости другому:

Ситуация № 4: Андрюша пришел в группу радостный. Он подошел к тебе и сказал, что  ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?

Высказывания  по этой ситуации представлены в Приложении № 1 (таблица 4)

Анализируем полученные результаты: сопереживание  радостным чувствам сверстника (сорадость) наблюдалось только у пяти детей  (38,5%).

Таким образом, мы видим, что проявление сорадости чрезвычайно затруднительно для дошкольников.

Последняя подгруппа включала в себя также  одну ситуацию (№9), связанную с выявлением у дошкольников желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации, которая не предполагает нарушений моральных норм или ущемления личных интересов ребенка. Мы стремились получить ответ, содержащий варианты оказания помощи другому ребенку:

Ситуация № 9: В группу пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?

Примерные ответы детей на данную ситуацию приведены  в Приложении № 1 (таблица 5).

Данные  по этой ситуации следующие: в ситуации затруднения сверстника  четыре  дошкольника (53,8%)  пытаются ему помочь.

Проанализировав ответы детей отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, мы свели все данные в общую таблицу (Приложение № 2), отражающую уровень проявления эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения.

«Рис.2.1.»

Мы видим, что в ситуации прогнозирования склонны к появлению эмпатии и оказанию помощи другому пять  дошкольников (38,5 %) - это средний уровень проявления эмпатии; только 2 ребенка (15,3%) проявляют эмпатию на высоком уровне. Качественный анализ результатов исследования показал, что наибольшее количество положительных ответов было дано детьми на вопросы, отражающие ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни детской группы, на которые педагог постоянно обращает внимание. Наименьшее количество было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы педагога дошкольного учреждения и родителей (например, проявление сорадости). Положительный ответ на такие вопросы предполагает наличие у дошкольника устойчивого чувства эмпатии, а также умения самостоятельно оценивать ситуацию и давать ответ на основе своего личного отношения.

К сожалению, шесть  детей (46,1%) не проявляют эмпатию в ситуациях прогнозирования, подтверждает положение о возрастной сензитивности в проявлениях социальных эмоций. Пока еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Кроме того, педагоги  и родители довольно часто  не обращают внимания на умение ребенка общаться, сотрудничать с другими детьми. Дошкольники не умеют выражать свои чувства, просить помощи и не знают, как ее оказать. Они не понимают, что можно не только сочувствовать и сопереживать  сверстнику, но и  радоваться за него, т.е. проявлять сорадость.

Таким образом, у дошкольников, еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийные переживания, как наиболее сложные социальные чувства.

Для дальнейшего  диагностического исследования использовался  тест для определения уровня развития эмпатии, предложенный Л.Ю. Субботиной. В процессе обследования предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. Такую же работу проводилось и во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.

Результаты  исследования были таковы, при обследовании 1 серии:  9 детей (69, 2%) не смогли передать изображения человеческих эмоций, а  затем назвать соответствующее чувство, мы отнесли их низкому уровню развития эмпатии;  к среднему уровню мы отнесли - 3 дошкольника (23%) – они смогли изобразить несколько схем на своем лице и назвали это чувство;  и только один ребенок (7,7%),  полностью справился с заданием,  мы отнесли его к высокому уровню.  Обследование 2 серии показала лучшие  результаты:  только 2 дошкольника (15,3%) не  смогли справиться  с предложенным заданием, мы отнесли их к низкому уровню , 8 детей (61,5%) смогли изобразить несколько предложенных человеческих эмоции, и называли  изображенное чувство, мы отнесли их к среднему уровню развития; к высокому уровню мы отнесли 3 дошкольников (23%).

Проанализировав действия детей отдельно по двум сериям, мы свели все данные в общую таблицу (Приложение № 3).

«Рис.2.2»

Для оценки полученных результатов диагностики, нами были выделены три уровня развития эмпатии.

К низкому уровню мы относили детей, которые не смогли изобразить, предложенную  схему на своем лице, ни в первой, ни во второй серии, также затруднялись  назвать соответствующее чувство; не  готовы прогнозировать проявление сочувствия и оказания помощи сверстнику; обладают низкой эмоциональной восприимчивостью;  в ситуациях ущемления не проявляют эмпатию к сверстнику; охотно встают на позицию осуждающего, бывают жестоки; проявление сорадости для них затруднительно.

К среднему уровню мы относили детей, которые смогли в одной из серии изобразить несколько предложенных человеческих эмоции, и называли  изображенное чувство; стремятся  оказывать помощь другому, но только не в ущерб своих личных интересов; не проявляют сочувствия, нарушившему какую-либо норму поведения или указания взрослого; оказывают помощь в затруднительных ситуациях; умеют проявлять сорадость  другому.

Высоким уровнем сформированности эмпатии, обладают те дети, которые определили практически все предложенные схемы и называли изображенное чувство; умеют оказывать помощь другому, даже в ущерб личных интересов, проявляют сочувствие и оказывают помощь сверстнику, нарушившему какую - либо норму поведения или указания взрослого а также в затруднительных ситуациях; проявляют сорадость; обладают высокой эмоциональной восприимчивостью.

Чтобы определить уровень развития эмпатии у дошкольников, мы свели в общую таблицу результаты проведенного диагностического обследования (таблица № 2) .

Таблица № 2

Имя ребенка

Возраст

Проявление эмпатии

к сверстнику

(результаты опроса)

Тест Л.Ю. Субботиной

общий

уровень

1 серия

2 серия

1.

Мария А.

5лет

низкий

низкий

низкий

низкий

2.

Таня Ж.

5.7

низкий

низкий

низкий

низкий

3.

Елена З.

6.1

низкий

низкий

средний

низкий

4.

Юля З.

6.2

высокий

высокий

высокий

высокий

5.

Сережа Б.

6.5

низкий

низкий

средний

низкий

6.

Кирилл В.

5.11

средний

средний

высокий

средний

7.

Дима З.

5.8

низкий

низкий

средний

низкий

8.

Семен К.

6.1

средний

низкий

средний

средний

9.

Лиза К.

5.9

средний

низкий

средний

средний

10.

Юля К.

5.11

средний

низкий

средний

средний

11.

Юля Р.

6.2

высокий

средний

высокий

высокий

12.

Дима Н.

6.7

средний

средний

средний

средний

13.

София П.

5.2

низкий

низкий

средний

средний


 

Анализ  результатов показал, что 5 детей (38,5%) – имеют низкий уровень развития эмпатии,  6 дошкольников (46,1 %) – имеют средний уровень развития, и только 2 ребенка (15,3 %) обладают высоким уровнем развития эмпатии (рис. 2.3).

«Рис. 2.3.»

Поле  диагностического исследования, мы пришли к выводу  о том, что развитие эмпатии большинства обследуемых детей имеет средний уровень.

А.В. Запорожец отмечал, что дошкольники в ряде случаев нарушают эмпатийные правила поведения, не выполняют простых обязанностей по отношению к сверстникам не по неведению, не по злой воле, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние: на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы [20]. Но ориентация на другого не возникает сама по себе, для этого необходимо «социальное сопровождение»- специальная работа, проводимая взрослыми. Желательно, чтобы в ней участвовали и педагоги дошкольных учреждений, и родители. Именно поэтому, заключительным этапом нашей работы на констатирующем этапе должна стать разработка программы целенаправленного формирования эмпатии у детей дошкольного возраста.

 

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

В качестве средства развития эмпатии у старших дошкольников, как говорилось выше, мы предлагаем использовать сюжетно-ролевые игры.

Воспитание  нравственных чувств, в том числе  и эмпатии, в процессе сюжетно-ролевой игры должно быть поэтапно и постепенно. С этой целью была разработана и внедрена программа, которая состоит из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности действий, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Первый этап – общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводился  особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети  терлись  друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопали своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети клали голову ему на плечо и т.п. Кроме того, в игры не вводилось никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т.д.). При проведении игры один дошкольник ни за что не соглашался отложить свою любимую игрушку во время занятий, но мы предложили ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как показала практика, мальчик быстро забыл об игрушке, увлекшись игрой.

Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагали игры (Приложение № 4) с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.

При проведении игры «Муравьи» мы в игру пригласили только желающих. Не все дети присоединились, но мы не настаивали, но стремились ненавязчиво  заинтересовать всех и привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, мы увидели, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко второму – третьему занятию — вся группа.

Второй этап – внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к нему. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого мы предложили детям задания в виде игры «Зеркало» (Приложение № 4), успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игры мы нацеливали детей максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры этого этапа направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним. При проведении этого этапа работы возникали трудности с приобщением одного ребенка к игре, для этого мы сначала предложили играть с ним в паре и после того, как дошкольник принял воображаемую ситуацию, мы переключили его на игру с другими детьми.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры