Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………
Анализ
результатов диагностики
Вследствие этого нами был сделан вывод о необходимости проведения развивающей работы по повышению уровня развития эмпатии у старших дошкольников.
2. С этой целью нами была разработана и внедрена программа, которая состояла из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
4. Для
выявления эффективности
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что уровень развития эмпатии у старших дошкольников значительно повысился.
Изменился климат в группе: дети стали больше играть; самостоятельно разрешались многие конфликты; требовалось от взрослых меньше внимания к себе; снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали участвовать в совместных играх
5.Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза доказана. Результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности развития эмпатии старших дошкольников в процессе сюжетной ролевой игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная
опытно-экспериментальная
В результате решения первой задачи, которая заключалась в раскрытии теоретических аспектов развития эмпатии, ее сущности, структуры, особенностей проявления и развития в старшем дошкольном возрасте было выявлено следующее.
Эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.
Структура эмпатии включает в себя три компонента эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Именно возраст 5-7 лет является сензитивным, то есть чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для развития эмпатии.
Условием развития эмпатии является ее наличие у взрослого, который ее прививает ребенку, человек с неразвитой эмпатией не сможет воспитать ее в ребенке. Педагогические условия являются наиболее успешным методом развития эмпатии у дошкольников, для развития эмпатии должна быть создана развивающая среда и педагогическая ситуация.
Решая вторую задачу исследования, состоявшую в определении возможностей сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте было выяснено следующее. В старшем дошкольном возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников. Ее роль для нравственного воспитания и прежде всего развития чувства эмпатии, личности дошкольника трудно переоценить, ведь ребёнок развивается при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении и взаимоотношениях со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры. Вместе с этим развивается и способность ребенка к сопереживанию, сочувствию, выступающая основой в развитии эмпатии.
Для решения третьей задачи исследования, которая состояла в выявлении уровня развития эмпатии у старших дошкольников, проводились диагностические исследования на базе МОУ д/с № 105, в старшей и подготовительной группе, в обследование принимали участие 13 детей в возрасте 5-7 лет. В ходе работы установлено, что у дошкольников еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний, как наиболее сложных социальных чувств, также в результате обследования детей было установлено, что большинство обследуемых детей имеет средний уровень развития эмпатии.
В дальнейшем была разработана и внедрена программа, которая состоит из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
Для выявления
эффективности проведенной
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, развитие эмпатии в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия:
- будет создана психологически комфортная среда и атмосфера эмоционального принятия ребенка;
- в качестве
ведущего условия,
- будет организовано сопровождение сюжетно-ролевой игры со стороны воспитателя.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
ЛИТЕРАТУРА