Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (2).docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Анализ  результатов диагностики показал, что:5 детей (38,5%) – имеют низкий уровень развития эмпатии, 6 дошкольников  (46,1%) – имеют средний уровень развития, и только 2 ребенка (15,3%) обладают высоким уровнем развития эмпатии.

Вследствие  этого нами был сделан вывод о  необходимости проведения развивающей  работы по повышению уровня развития эмпатии у старших дошкольников.

2. С этой  целью нами была разработана  и внедрена программа, которая  состояла из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств  другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности

4. Для  выявления эффективности проведенной  работы по развитию эмпатии было проведено контрольное обследование, с использованием тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов диагностики показал, что отсутствуют дети с низким уровнем эмпатии, только три ребенка (23 %) обладают средним уровнем, и десять детей (77%) находятся на высоком уровне развития эмпатии.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о  том, что уровень развития эмпатии у старших дошкольников значительно повысился.

Изменился климат в группе: дети стали больше играть; самостоятельно разрешались многие конфликты; требовалось от взрослых меньше внимания к себе;  снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций;  замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали участвовать в совместных играх

5.Таким  образом, задачи исследования решены, гипотеза доказана. Результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности развития эмпатии старших дошкольников в процессе сюжетной ролевой игры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенная опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре потребовала постановки и решения ряда задач.

В результате решения первой задачи, которая заключалась в раскрытии теоретических аспектов развития эмпатии, ее сущности, структуры, особенностей проявления и развития в старшем дошкольном возрасте было выявлено следующее.

Эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.

Структура эмпатии включает в себя три компонента эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

Именно  возраст 5-7 лет является сензитивным, то есть чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для развития эмпатии.

Условием  развития эмпатии является ее наличие у взрослого, который ее прививает ребенку, человек с неразвитой эмпатией не сможет воспитать ее в ребенке. Педагогические условия являются наиболее успешным методом развития эмпатии у дошкольников, для развития эмпатии должна быть создана развивающая среда и педагогическая ситуация.

Решая вторую задачу исследования, состоявшую в определении возможностей сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте было выяснено следующее. В старшем  дошкольном возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников. Ее роль для нравственного воспитания и прежде всего развития чувства эмпатии, личности дошкольника трудно переоценить, ведь ребёнок развивается при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении и взаимоотношениях со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры. Вместе с этим развивается и способность ребенка к сопереживанию, сочувствию, выступающая основой в развитии эмпатии.

Для решения третьей задачи исследования, которая состояла в выявлении уровня развития эмпатии у старших дошкольников, проводились диагностические исследования на базе МОУ д/с № 105, в старшей и подготовительной группе, в обследование принимали участие 13 детей в возрасте 5-7  лет. В ходе работы установлено, что у дошкольников еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний, как наиболее сложных социальных чувств, также в результате обследования детей было установлено, что большинство обследуемых детей имеет средний уровень развития эмпатии.

В дальнейшем была разработана и внедрена программа, которая состоит из семи игровых этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств  другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности

Для выявления  эффективности проведенной работы, что составляло четвертую задачу нашего исследования, было проведено контрольное обследование. Его результаты показали, что значительно повысилось проявления эмпатии к сверстнику, так же как и уровень развития эмпатии. Изменился климат в группе: дети стали больше играть; самостоятельно разрешались многие конфликты; требовалось от взрослых меньше внимания к себе;  снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций;  замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали участвовать в совместных играх

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, развитие эмпатии в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия:

- будет создана психологически комфортная среда и атмосфера эмоционального принятия ребенка;

- в качестве  ведущего условия, определяющего  эффективность развития эмпатии, будут использоваться сюжетно – ролевые игры;

- будет организовано сопровождение сюжетно-ролевой игры со стороны воспитателя.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М.:, 2008
    2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
    3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2007.
    4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение. 1987.
    5. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: «Просвещение», 2001.
    6. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка. - М.: «Просвещение», 2004.
    7. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. – Л., 1975.
    8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, - М.,1996.
    9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение. 1983.
    10. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М., 1994.
    11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 351 с.
    12. Вартанян Г. А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
    13. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
    14. Виноградова Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: «Просвещение», 1989.
    15. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. //  Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
    16. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. … канд. псих.наук. – М., 1977.
    17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
    18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998.
    19. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феноменконгруентнойэмпатии // Вопросы психологии. - 2003. - № 4.
    20. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
    21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
    22. Жичкина А.Е. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. №4.
    23. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и  чувств у дошкольника. – М.: «Просвещение», 1989.
    24. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа // Пер. Исаковой О., Глущенко. - М., 2000. - №1.
    25. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.
    26. КалинискийЛ.П., Богданова Н.В., Петрова Т.Е., Смоленская Л.М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы окладов. – Омск, 1981.
    27. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: «Издательство Московского Университета», 1986.
    28. Квятковский Е. Через эмоции к высокой духовности. // Дошкольное воспитание № 1. 1992.
    29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, стереотип, 4-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
    30. Кондрашихина О.А. Опросники в психологической диагностике, Севастополь, 2007.
    31. Кошелева А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович.- М.,1986.
    32. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 2002.
    33. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. … канд. псих.наук. – Н. Новгород, 1999. – 137с.
    34. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств». // Дошкольное воспитание, 1996. - №2.
    35. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.
    36. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М. 1999.
    37. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
    38. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение. - 1982.
    39. Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия// Труды Института психологии РАН. - 1995. -Сер.1. - №2.
    40. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
    41. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Апрель Пресс, 2009.- 256 с.
    42. Нитченко А.К. К вопросу о единицах эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез.докл. Вторая всесоюз. конф. - М.,1979.
    43. Овчаренко Е.Р.  Педагогические условия формирования эмпатии детей 5-7 лет. Дис. … канд. псих.наук. – Волгоград, 2003.
    44. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии.  -1993. - №4.
    45. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.
    46. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 1983.
    47. Психология личности. Учебное пособие / под ред. Проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксимо, 2007. – 653 с.
    48. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович.-М.,1986.
    49. Тверитина Е.Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение. - 1986.
    50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология». Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». - 1999.
    51. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. Учебное пособие по специальному курсу для студентов пед. институтов по спец. - 2110. - М.: Просвещение.
    52. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: «Владос», 1999.
    53. Эмоциональное развитие дошкольника под ред. Кошелевой. - М. Просвещение, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры