Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Раскрыть теоретические аспекты развития эмпатии: сущность, структура, особенности проявления и развития в старшем дошкольном возрасте.
Определить возможности сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Диагностировать уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии в дошкольном детстве………………………………………………………………….………8
1.1. Сущностная характеристика эмпатии.…...………………………...…………8
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста……………………………..………………………………………………………20
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте ……………..…………………………………………………25
Выводы по первой главе ……………………………….…………………………33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры …………35
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….………………………………35
2.2. Организация работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевые игры…………………..…..………………..…………………44
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру….…………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………….55
Заключение……………………………………...………………………………..58
Литература………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (2).docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

К первому  относится совокупность всех свойств, отражающих динамику протекания психических  явлений и индивидуальные свойства конституционального характера. Второй включает в себя собственно личностные качества (понятие личности в узком смысле), характеризующие направленность, потребностно-мотивационную сферу и т.п. Третий уровень условно назван автором социально-императивным (от латинского «повелительный, настоятельно требующий, безусловный»). Если, как отмечает исследователь, два первых уровня созвучны представлениям о двухаспектности психики (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот класс характеристик, который отражает имеющиеся у личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п. Этот уровень жестко контролируется сознанием.

Рассматривая  свойства личности, в том числе  и эмпатию, сквозь призму континуально-иерархической структуры, автор утверждает, что целостность самой системы личности определяется континуальностью каждой ее части. Это означает. Что черты личности, традиционно относимые преимущественно только к одному уровню (динамические – к темпераментному; содержательные – к характерологическому; императивные – к культурному), не являются дискретными [19]. Это континуальные образования, и в целостной личности возможен либо плавный переход одной черты в другую, либо качественное ее преобразование. Взаимосвязь и взаимопроникновение различных уровней объясняет развитие, «прорастание» отдельных психических черт, в том числе и эмпатии, от низших уровней к высшим. Таким образом, каждая черта, каждое качество личности пронизывает всю ее структуру. Это положение имеет особое значение, т.к. в исследовании эмпатии, во-первых, позволяет рассматривать эмпатию, как целостное свойство личности, по-разному проявляющееся на разных ее уровнях. Во-вторых, исследовать показатели и формально-динамического и содержательно-личностного уровней эмпатии. Эксплицировать и описать данные показатели и является одной из задач нашего исследования.

Как показывает анализ литературы, первоначально исследования эмпатии проводились в рамках эмоциональной концепции, поскольку само понятие трактовалось как эмоциональное проникновение в состояние другого человека. Такое понимание эмпатии преобладало до 40-х годов в зарубежной психологии и поначалу в отечественной литературе. В рамках эмоциональной концепции рассматривают эмпатию Гаврилова Т.П., Меграбян А.А., Лазарус Р.С., Лазарус Б.Н., Пашукова Т.Н., Стрелкова Л.П., Эпштейн Н, Юсупов Н.М. и др. При подходе к эмпатии, как к эмоциональному явлению в ее структуре многими авторами выделяются две высшие формы соучастия в эмоциях других:

  1. сопереживание как непосредственная, импульсивная форма эмпатии, в основе которой лежит эгоистическая мотивация или «тревога за себя»;
  2. сочувствие как гуманистическая, альтруистическая и более сложная форма эмпатии, в основе которой лежит альтруистическая мотивация или «тревога за другого»;

По мнению А.А. Меграбяна, эмпатия включает в себя три компонента:

  1. эмпатическую тенденцию – способность к сопереживанию, впечатлительность;
  2. тенденцию к присоединению – способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки;
  3. сензитивность к отвержению – способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес. Некоторые исследователи, представляющие рассматриваемый подход, называют следующие компоненты эмпатии: сострадание, эстетические чувства, а также благодарность. Важный элемент благодарности – высокая оценка реципиентом помощи донора как альтруистического акта, при этом два человека соединены эмпатическими отношениями: с одной стороны, искренняя эмоциональная поддержка или помощь субъекта – означает стать на место объекта, – с другой благосклонно получить помощь или поддержку – означает почувствовать положительные намерения донора.

Со временем оказалось, что рамки эмоциональной  концепции слишком узки для объяснения такого сложного психологического феномена, поэтому в структуре эмпатии начинают выделять когнитивный компонент, базирующийся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.). В работах Бодалева А.А., Даймонд Р., Климова Е.А., Муканова М.М., Селивановой Р.Г., Стрелковой Л.П., Шибутани Т. и др. делается попытка определить содержание и основные характеристики когнитивной эмпатии, а эмпатия в целом рассматривается как двухмерное образование.

Так Е.А. Климов включает эмпатию в когнитивные и эмоционально-волевые процессы в разных сферах психического отражения и регулирования. В сфере психического отражения когнитивный компонент эмпатии, по мнению автора, реализуется через интроекцию и проекцию субъекта с объектом эмпатии. В сфере психического регулирования - эмоциональный компонент эмпатии, который реализуется через процессы привлекательности (аттракции) индивидов в их взаимодействии (интеракции). В области активности психики эмпатия выступает как осознанное психическое явление, лишенное эмоциональной окраски. В зоне реактивности психики эмпатия рассматривается, как аффективное подсознательное явление, проявляющееся в форме сопереживания с импульсом эмоционального заражения. Е.К. Климов говорит, что сопереживание имеет эмоциональное начало, а вот в сочувствии преобладает когнитивный компонент; субъект центрирован на объекте эмпатии и активно отражает его состояние, при этом эмоции могут овладеть субъектом, но ситуация остается для него личностно незначимой [20].

В.В. Бойко  в структуре эмпатии кроме аффективно-когнитивной сферы выделяет еще и интуитивный канал, который свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

В литературе эмпатия описывается не только как способность к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их состояний, но и как готовность оказать посильную помощь. Таким образом, в структуре эмпатии выделяется еще один компонент – действенный (или поведенческий). Эмпатия, как трехкомпонентное образование рассматривается в работах Михальченко Г.Ф., Лабунской В.А., Обозова Н.Н., Панкина А.И., Петровского А.В., Платонова К.К., Сарджвеладзе Н.М. и др.

Действенная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических актов, которые базируются на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. И.М. Юсупов исключает присутствие этого компонента в структуре эмпатии, считая ее в основном, пассивно-наблюдательным сопереживанием или сочувствием без активного вмешательства в виде действенной помощи, которую, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях – действенной групповой эмоциональной идентификацией.

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что в основе помогающего поведения (т.е. действенной эмпатии) лежит готовность субъекта к оказанию помощи. Такая готовность, являясь комплексным образованием, требует от него наличия определенных психологических ресурсов: когнитивных (включающих анализ ситуации бедственного положения другого человека, осознание себя субъектом помощи, принятие решения), поведенческих способностей и возможностей) и мотивации помощи. Понятие мотивации помощи употребляется исследователем в узко операционном смысле и подчеркивается аффективный компонент феномена готовности к помощи как состояния мотивационно-аффективной сферы личности, инициирующей альтруистический поступок. Результаты исследований, проведенных автором, свидетельствуют о том, что необходимым (хотя и недостаточным) условием оказания помощи является устойчивость альтруистического намерения.

В некоторых  работах поведенческий аспект эмпатии (в ситуации общения) представлен целым рядом характеристик. Рассмотрим эти характеристики: регуляция средств общения, используемых партнером (при этом именно оценка обратной связи приводит к корректировке поведения); сопровождение помогающего поведения; выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнеров по общению на взаимную эмпатию; выражение суждений, по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта; использование форм обращения, которые не причинят вред другому человеку.

Таким образом, структуру эмпатии можно представить в виде таблицы

Таблица № 1

Структура эмпатии

Компонент развития эмпатии

Критерии развития эмпатии

эмоциональный

Распознание эмоциональных состояний  другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики

когнитивный

Восприятие понимание внутреннего  мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуются сочувствием

поведенческий

Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию


 

1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эмоциональное развитие дошкольника, которое, как  было сказано выше, определяет успех  в развитии нравственных чувств, в  том числе и эмпатии, связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П. М. Якобсон) [14]. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно  дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств, с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны  с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Источником  нравственных чувств, к которым относится  и эмпатия, выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.

Мощным  фактором развития нравственных, гуманных чувств, в том числе и эмпатии, является сюжетно-ролевая игра.

Ролевые действия и взаимоотношения в  игре помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к  нему. А положительное отношение  к труду дошкольники переносят  и на собственную деятельность (Я.З. Неверович) [37].

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры