Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
- дети с нарушениями в сфере общения;
- дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);
- дети с недостатками умственного развития;
- дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [21, с. 89] характеризует так:
- циники - вожаки асоциальных
групп со сложившейся
- неустойчивые - не имеют
твёрдых моральных убеждений
и глубоких нравственных
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»
Прежде всего, задача школьного психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины [22].
При анализе причин отклоняющегося поведения подростков наиболее полный подход, на наш взгляд, осуществляется В.Ф. Пирожковым, который в комплексе причин отклонений в поведении несовершеннолетних называет общесоциальные, экономические, идеологические, социально-демографические, социокультурные, социально-бытовые, социально-воспитательные, социально-правовые, социально-медицинские, организационно-управленческие факторы [23, с. 38–39].
Таким образом, в отношении причин отклоняющегося поведения подростков также не существует единой точки зрения. В поисках детерминант отклоняющегося поведения берутся различные психические образования: мотивационная сфера (М.А. Алемаскин, Л.М. Зюбин), особенности характера и темперамента (Э. Кречмер), психопатологические отклонения в механизме противоправного поведения подростков (А.Е. Личко), правосознание и нравственное сознание (Г.Г. Бочкарева), отношение к учебной, общественной деятельности, общению (В.М. Обухов), криминальная заражённость (А.Г. Ковалев) и др. С нашей точки зрения, наиболее значимыми факторами, способствующими формированию и закреплению различных форм отклоняющегося поведения, являются такие индивидуально-психологические особенности подростков, как: неадекватный характер самооценки, высокий уровень личностной тревожности и агрессивности, а также низкий статус подростка в коллективе сверстников, свидетельствующий о недостаточной социальной адаптации ребёнка.
Существование множества причин отклоняющегося поведения различного рода обусловливает, в свою очередь, наличие разных подходов к выбору средств и методов психологической профилактики и коррекции отклонений в структуре личности и поведении детей подросткового возраста.
Первые попытки разработать методы психологической коррекции отклоняющегося поведения были предприняты на рубеже ХIХ–ХХ веков с возникновением педологии. В связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) в отечественной психологии были прекращены как психодиагностические исследования, так и разработка методов психокоррекции и вновь начаты в конце 60-х годов ХХ столетия. В это время возникло множество дискуссий о принципах и методах психологической коррекции, отношении к зарубежному опыту (Ч. Ломброзо, Э. Мойер и др.) [24].
В зарубежных исследованиях методов психологической коррекции отклоняющегося поведения конца ХХ века выделяются следующие направления: описываются отдельные случаи психолого-педагогической помощи (А.М. Дреер и др.), излагаются приёмы психотерапевтической помощи (М. Раттер и др.), даются практические рекомендации для родителей (Р.Т. Байярд, Д. Байярд, Э. Ле Шан и др.) и т.д.
Одним из первых отечественных авторов коррекцию отклоняющегося поведения описал Д.И. Фельдштейн. В своей работе [25] он определил четыре типа трудных подростков в зависимости от мотива правонарушений. Коррекция проводилась им в соответствии с типологией через осуществление индивидуального подхода и включение в специально организованную деятельность. Проблеме перевоспитания правонарушителей в условиях спецшколы посвящены также работы [3, 22 и др.]. Исследования А.И. Кочетова, И.Н. Верцинской затрагивают проблему коррекции «трудных» в условиях общеобразовательной школы [3].
В указанных работах анализируются различные приёмы перевоспитания подростков. Так, В.А. Крутецкий, В.А.Сухомлинский, О.Г. Солодухова и другие исследователи указывают на необходимость осуществления индивидуального подхода в целях коррекции трудных учащихся.
В качестве одного из факторов формирования личности учащегося О.Г. Солодухова рассматривает свободное время [26]. Как средство коррекции «трудных» используется педагогическое внушение (А.С. Новосёлова, Л.А. Богданова и др.), социально-психологический тренинг (Е.Б. Егорова, И.Ф. Мягков и др.), смех (А.И. Кочетов, И.Н. Верцинская), организация спортивной деятельности (В.Г. Баженов, В.В. Трифонов, О.И. Зотова).
На специализированные подростковые клубы как средство ресоциализации трудных подростков указывает в своей работе С.А. Беличева [24]. Е.В. Землянская, С.П. Бочарова предлагают осуществлять комплексный подход в обучении и воспитании трудных подростков [29, 26].
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их создания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного подростка.
Традиционно причины трудновоспитуемости и противоправного поведения ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияние «улицы», неформальных сообществ. Не отрицая важности анализа этих факторов, для психолога первоочерёдное значение должна иметь соответственно психодиагностика. Необходимо выяснить и субъективное отношение ребёнка к себе, своему поведению, окружению.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к [30]. Также семьей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Семья осуществляет следующие функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональная, первичного социального контроля, репродуктивную, сексуальную и другие.
В связи с тем, что семья не всегда в должной степени выполняет перечисленные функции, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это дети, и это делает её одним из главных объектов социальной работы.
Основные социальные проблемы семьи [31, с. 54]:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с
детьми и другими членами
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство -
это явления устранения или
неучастия в выполнении
Одним из главных факторов семейного воспитания, обуславливающих трудновоспитуемость детей, является низкий уровень культуры родителей.
Семьи с остроконфликтными взаимоотношениями и низкой социально значимой направленностью как в сфере труда, так и в сфере организации досуга.
Для этой группы типичны благопристойность внутренних отношений и довольно высокая деловая активность родителей. Вместе с тем их повседневная семейная жизнь часто бывает, не упорядочена или из-за постоянной занятости или из-за взаимного безразличия супругов друг к другу. Семейные отношения поддерживаются либо убеждённостью родителей в необходимости сохранить семью «ради детей», либо из-за боязни испортить репутацию. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания.
Характеризуется низкой общественной ориентацией супругов при положительных отношениях между собой. Родители безразличны к социальным сферам жизнедеятельности ребёнка, прежде всего к тому, как он проводит своё свободное время. Нередко в таких семьях растут дети, мораль и поведение которых пронизаны меркантилизмом, «деловыми» (не по возрасту) интересами.
Типичной педагогической ошибкой является другая крайность - авторитарный подход родителей к воспитанию детей, когда поведение ребёнка, подростка становиться в полную зависимость от воли и требований взрослых. Потеря самостоятельности, инициативы, свободы действий оскорбляет личность. Детей в таких семьях сдавливает кольцо правил, запретов, угроз. Ребёнок не может остаться самим собой ни на минуту. Его на каждом шагу преследует недоверия взрослых. Жизнь в представлении таких детей зачастую теряет всякий смысл, что может привести к драматической развязке. Результат изучения «трудных» подростков показывает, что они часто страдают нервно-психическими расстройствами.
Состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально не одобряемых форм поведения называются нарушениями поведения или социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они всегда характеризуются плохими отношениями с детьми, которые проявляются в драках ссорах или агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они так же могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги.
Первое, что бросается в глаза - это тот факт, что синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Отдельные антиобщественные поступки слишком часто совершаются детьми и поэтому не имеют большого значения. Даже среди совершеннолетних, которые были осуждены за антиобщественные поступки, около половины никогда более не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств поведения в том смысле, в каком мы будем использовать этот термин. И всё-таки прогноз в случаях диагностированных нарушений поведения плохой, особенно в тех случаях, когда они возникают в раннем детстве.
Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них:
- импульсивность
- непослушание
- агрессивность
- самоуверенность
- недостаток внимания к чувствам окружающих.
Дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих по крайней мере четырёх или пяти детей. Причины того, почему в таких случаях дети особенно подвержены риску, пока недостаточно ясны. Это риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большей вероятностью разногласия в большой семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношения.
В семьях со слабой дисциплиной у детей не образуется последовательной системы ценностной ориентации. В результате эти дети довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению, причём типы этого поведения разнообразны и не всегда сводятся только к деструктивным или агрессивным формам активности. Стремление к уклонению под любым предлогом от совершения неприятных дел или различные формы воровства составляют основную часть антиобщественных поступков.
В конце XIX начале XX вв. было проведено множество исследований, с целью установления причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории, которые можно условно разделить на две группы:
- биологические причины;
- психологические причины, подробнее они рассмотрены у Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, Ф.Г. Кадария [1, с. 480.]
Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач, Цезарь Ломброзо и американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера [32, с. 56]. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:
- Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом. Такому человеку свойственно общительность, умение ладить с людьми.
- Мезоморф - тело человека
отличается силой и
- Эктоморф - отличается тонкостью
и хрупкостью тела. Склонность
к самоанализу, человек наделён
повышенной чувствительностью
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками