Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

диплом интернет зависмость.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ……………………....3

Введение………………………………………………………………………..6

1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9

1.1.Понятие интернет-зависимости

1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16

1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19

2. Опытно-поисковая работа по  оказанию помощи семье в профилактике  интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25

2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25

2.2. Результаты  опытно-поисковой работы………………………………........28

2.3. Методические рекомендации по  оказанию помощи семье в профилактике  интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………….....48

Список использованной литературы……………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящей квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Компьютеризация -  процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.

Интернетизацизая - распространение интернета.

Азартная игра (фр. jeu de hasard — букв. «игра случая», до революции в России писали «азартная игра», от устаревшего «азартовать» -  рисковать), иногда гэмблинг (от англ. gambling) -  игра, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.

Моногра́фия  -  научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

Аддиктивное поведение (от английского «addiction» - пагубная, порочная склонность) -  одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния.

Виртуальное общение - это разновидность коммуникаций, которая имеет опосредствованный компьютером характер и реализуется с помощью телекоммуникационных систем.

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Скрининг (от англ. screening - отбор, сортировка) - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний.

Киберпространство - является (виртуальной) реальностью, которое представляет Ноосферу / Второй мир как «внутри» компьютеров так и «внутри» компьютерных сетей.

Геймер - человек, играющий в компьютерные игры.

ПК - персональный компьютер.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.

УСК - Уровень субъективного контроля - методика, предназначенная для диагностики интернальности – экстернальности, т. е. степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него.

ИНП - Идеальные навыки планирования.

РНП - Рациональные навыки планирования.

ОНП - Отсутствие навыков планирования.

Интернальность (от лат. internus - внутренний) - если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего контроля.

Экстернальность - (от лат. externus - внешний) - если доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

ИО - шкала общей интернальности.

ИП - шкала интернальности в области производственных отношений.

Психологический инфантилизм - детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).

Игровая зависимость - аддикция, зависимость от процесса игры.

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей.

Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

ЧитГУ - Читинский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема широкого использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2014 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 18% - участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни,  что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени -  от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости. [6]

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов. 

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости детей-подростков нами были обнаружены противоречия:

1) не достаточно практических  советов для родителей по оказанию  помощи в профилактике интернет-зависимости детей подростков

2) между возможностью  применения компьютерных технологий  детьми и подростками в своей  деятельности и недостаточной  разработанностью вопроса по  профилактике компьютерной зависимости  в теории и практике педагогической науки;

3) между развитием компьютерных  технологий и их разработанностью  применительно к решению современной  проблемы компьютерной зависимости.

Исходя из выше сказанного, мы определили тему нашего исследования «Помощь семье в профилактике интернет-зависимости детей подросткового возраста».

Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические  основы профилактики интернет-зависимости  детей подростков;

2. Проанализировать осебнности  способствующие формированию Интернет-зависимости.

3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;

4. Разработать методические  рекомендации по оказанию помощи  семье в профилактике интернет-зависимости  детей подростков.

Объект исследования - интернет-зависимости детей подросткового возраста.

Предмет исследования - особенности профилактики интернет-зависимости в семье.

Гипотеза: профилактика интернет - зависимости  будет эффективной, если:

- определить условия формирования  феномена интернет-зависимости в  семье;

- определить основные  направления и виды профилактики  интернет-зависимости.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ, синтез  и обобщение литературы по  проблеме исследования.

2) практические: наблюдение, опросные методы, эксперимент.

Степень и уровень научной разработанности темы.  В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева), факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), а также психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский).

Имеется также ряд исследований, в которых анализируются особенности отношения подростков к компьютерным играм и факторы компьютерной зависимости (Е.В. Змановская).

В данных исследованиях в качестве основного фактора возникновения компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности пубертатного периода: высокая ощущения к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).

Теоретико-методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (C.Л. Рубинштейн, Л.A. Венгер, И.С. Кон и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития Л.C. Выготского; положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения В.Ю. Завьялова, В.Я. Семке, H.A. Бохана, Е.П. Ильина.

Научная новизна заключается в разработке рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков. Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны школьным психологам, социальным педагогам, в работе с семьей в целях профилактики  интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков

1.1 Понятие интернет-зависимости

 

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В 1994 г. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1998-1999 гг.  К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г. как замечает Сурратт Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.

Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. По данным различных исследований Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. она не приводит к разрушению организма. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. По данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие пользователя по изменениям в его поведении, распорядке дня. [15, С.34]

Информация о работе Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков