Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;
Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………
1.1.Понятие интернет-
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого
поведения у детей подростков……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
В настоящей квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Компьютеризация - процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.
Интернетизацизая - распространение интернета.
Азартная
игра (фр. jeu de hasard — букв. «игра
случая», до революции в России писали «азартная
игра», от устаревшего «азартовать» -
рисковать), иногда гэмблинг (от англ. gamb
Моногра́фия - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Аддиктивное поведение (от английского «addiction» - пагубная, порочная склонность) - одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния.
Виртуальное общение - это разновидность коммуникаций, которая имеет опосредствованный компьютером характер и реализуется с помощью телекоммуникационных систем.
Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Скрининг (от англ. screening - отбор, сортировка) - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний.
Киберпространство - является (
Геймер - человек, играющий в компьютерные игры.
ПК - персональный компьютер.
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
УСК - Уровень субъективного контроля - методика, предназначенная для диагностики интернальности – экстернальности, т. е. степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него.
ИНП - Идеальные навыки планирования.
РНП - Рациональные навыки планирования.
ОНП - Отсутствие навыков планирования.
Интернальность (от лат. internus - внутренний) - если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего контроля.
Экстернальность - (от лат. externus - внешний) - если доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.
ИО - шкала общей интернальности.
ИП - шкала интернальности в области производственных отношений.
Психологический инфантилизм - детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).
Игровая зависимость - аддикция, зависимость от процесса игры.
Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.
Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей.
Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
ЧитГУ - Читинский государственный университет
Актуальность исследования: в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема широкого использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2014 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 18% - участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости. [6]
Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов.
В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости детей-подростков нами были обнаружены противоречия:
1) не достаточно практических
советов для родителей по
2) между возможностью
применения компьютерных
3) между развитием компьютерных
технологий и их
Исходя из выше сказанного, мы определили тему нашего исследования «Помощь семье в профилактике интернет-зависимости детей подросткового возраста».
Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические
основы профилактики интернет-
2. Проанализировать осебнности
способствующие формированию
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;
4. Разработать методические
рекомендации по оказанию
Объект исследования - интернет-зависимости детей подросткового возраста.
Предмет исследования - особенности профилактики интернет-зависимости в семье.
Гипотеза: профилактика интернет - зависимости будет эффективной, если:
- определить условия
- определить основные
направления и виды
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования.
2) практические: наблюдение, опросные методы, эксперимент.
Степень и уровень научной разработанности темы. В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева), факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), а также психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский).
Имеется также ряд исследований, в которых анализируются особенности отношения подростков к компьютерным играм и факторы компьютерной зависимости (Е.В. Змановская).
В данных исследованиях в качестве основного фактора возникновения компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности пубертатного периода: высокая ощущения к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).
Теоретико-методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (C.Л. Рубинштейн, Л.A. Венгер, И.С. Кон и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития Л.C. Выготского; положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения В.Ю. Завьялова, В.Я. Семке, H.A. Бохана, Е.П. Ильина.
Научная новизна заключается в разработке рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков. Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны школьным психологам, социальным педагогам, в работе с семьей в целях профилактики интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В 1994 г. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г. как замечает Сурратт Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. По данным различных исследований Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. она не приводит к разрушению организма. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. По данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие пользователя по изменениям в его поведении, распорядке дня. [15, С.34]