Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

диплом интернет зависмость.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Доктор М. Орзак выделяет не только психологические, но и физические симптомы, к которым относит:

- поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- боли в спине;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна.

Таким образом, зависимое поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает более комфортное психологическое состояние в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. [15, С.34] 

Причины возникновения зависимости.

Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:

- Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Среди факторов, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:

Недостаток общения в реальном мире: большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения, поскольку виртуальное общения имеет преимущества по сравнению с общением реальным. К. Янг, таким образом, делает вывод, что Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, общаться, обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве.

Чувство защищенности в Сети: по данным опросов, Интернет-зависимых привлекают такие особенности Сети, как анонимность, доступность, безопасность и простота использования.

Возможность ухода от реальности: на сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов «буферной» реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением.

Разумеется, далеко не каждый человек впадает в Интернет-зависимость. К такому поведению склонны люди с особым типом личности, вообще предрасположенные к различным зависимостям. Согласно исследованиям последних лет, распространенность этой патологии среди российских пользователей сети составляет примерно 2–6 %. Среди  западных - около 10%. Часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего уважения, любви и ощущения собственной значимости. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину - и быстро попадают в зависимость.

Итак, на сегодняшний день Интернет-зависимость не признается особым заболеванием. Не существует психологического или психиатрического диагноза: «Интернет-зависимость». По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, зависимость от Интернета в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и, казалось бы, достаточна безопасна.

Виртуальный мир существенно отличается от так называемого интерсубъективного. Ниже перечислены некоторые специфические характеристики виртуального пространства, определяющие сущность психологических переживаний «потребителя» (или жителя) этой социальной реалии.

1. Ограниченное сенсорное переживание.

По большей части люди общаются в Интернете посредством слова печатного. Но даже тогда, когда аудио-видео конференции станут эффективными и несложными в управлении и использовании, шансов на физический контакт не будет никогда - придется забыть про деловые рукопожатия, дружеские похлопывания по спине, не будет ни нежных объятий, ни поцелуев.

2. Идентификация, множественность личности и анонимность.

Разговоры при полном отсутствии контакта глаз и личного присутствия забавно отразились на самоидентификации людей киберпространства. Общаясь с обыкновенным напечатанным текстом, имеется ряд выборов - остаться самим собой, принять выдуманные индивидуальности или остаться полным анонимом - а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой. Мультимедиа-миры вдобавок к этому предлагают шанс выбрать себе другую визуальную личность, надеть виртуальный маскарадный костюм - их называют «аватарами» («avatars»). Анонимности присущ эффект раскрепощения - и на этом повороте дорога разветвляется на две тропинки. Временами люди пользуются этим преимуществом, чтобы излить отрицательные эмоции и удовлетворить нелицеприятные потребности - зачастую путем оскорбления других. А второй путь - это возможность быть откровенным и не закрываться в некоторых очень личных аспектах, если социальные нормы не одобряют их обсуждение или запрещают даже простое упоминание в широком обществе.

3. Уравнивание статусов.

В общем случае каждый затянутый в Интернет имеет равные с другими возможности для самовыражения. Каждый - независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола и так далее - начинает игру с одного и того же нулевого уровня на одинаковом для всех игровом поле по неизменным правилам. Некоторые люди придумали для этого феномена особое название – «сетевая демократия».

4. Размывание пространственных границ.

Географические расстояния не играют ни малейшей роли в лотерее общения - кому и с кем. Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями.

5. Растяжение и конденсация времени.

По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа.

6. Неограниченная доступность контактов.

С неимоверной легкость, в буквально смысле не вставая с места и лишь слегка шевеля пальцем человек может контактировать с людьми изо всех сфер жизни и общаться с сотнями, даже тысячами людей разного возраста.

7. Постоянная фиксация.

Большую часть тех деятельностей и активностей, которые происходят в сети, включая e-mail корреспонденцию и чат-сессии, можно записать и файлом сохранить на компьютере. В киберпространстве можно постоянно иметь под рукой (клавишей) вечные летописи того, что ты говорил, кому и когда. Создается впечатление будто взаимоотношения между людьми задокументированы и что реальность можно в любой момент времени записывать в ее цельности.  Эти записи могут быть весьма удобными - заново пережить и по-новому оценить любую "порцию" взаимоотношений. А партнеру в отместку отправить цитату из его же собственного письма. В зависимости от состояния души написанное слово наделяется всеми мыслимыми значениями и намерениями.

8. Альтернативные и снящиеся миры.

Медитация подле голубого экрана с утра до вечера может стать привычным способом бодрствования. Некоторые люди говорят, что испытывают мистическое переживание слияния собственного сознания с сознаниями людей, письма которых читают или на реплики которых отвечают.

9. Ощущение «черной дыры».

Садясь за клавиатуру, включая монитор и загружая браузер, ожидается положительной ответной реакции от компьютера и от Интернета - проще говоря, партнерского взаимодействия. В этом заключается суть игры и ее правила. Наступает момент, когда мы не получаем ничего, кроме издевательского сообщения об ошибке. Испытываемая в ответ на сбой в электронике ярость говорит о нашем отношении к машинам и к Интернет. Это можно назвать опытом «черной дыры» киберпространства. [14]

Итак, можно сделать заключение, что сущность психологических переживаний, способствующих формированию Интернет-зависимости, состоит в следующем:

  1. Анонимность создает эффект раскрепощения: можно излить отрицательные эмоции или быть откровенным, чего бы при реальном общении не произошло.
  2. Каждый пользователь независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола в Интернете имеет равные с другими возможности для самовыражения.
  3. Сжатость географии позволяет найти себе единомышленника или хотя бы разделяющего взгляды собеседника.
  4. Растяжение и конденсация времени обеспечивает комфортабельную и уютную "зону рефлексии" по сравнению с общением лицом к лицу с партнером.
  5. Возможность контакта с людьми изо всех сфер жизни и общение с сотнями, даже тысячами людей.
  6. Возможность задокументировать взаимоотношения, заново пережить и по-новому оценить любую "порцию" взаимоотношений.
  7. Сюрреалистичность вымышленных мультимедийных миров объясняет притягательность нереальности.
  8. Одушевление компьютера и  Интернета. Сеть поглощает проекции беспокойств и тревог.

 

1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков

 

Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Имеется большое количество сетевых игр - от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, и т. д. Геймерство - самая распространенная среди подростков форма Интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с персональным компьютером (ПК), увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью идентификации с самыми различными героями.[11, С.47]

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации [20, С.11-16]. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

У человека, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности. 

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Подросток, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функции.

Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир.

В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Компьютерный мир привлекателен для подростка: наличием собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствием ответственности; анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе; возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий [21, С.73-74].

Информация о работе Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков