Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;
Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………
Третья методика представляет собой тест на умение распределять время, разработана Д. Льюисом и содержит 10 вопросов, при этом возможным ответам «да» и «нет» присваивается 1 и 0 баллов (Приложение 3). Выявленные группы:
1. совершенное планирование;
2. конструктивное планирование;
3. неконструктивное планирование;
4. отсутствие навыков планирования.
Четвертый метод исследования уровня субъективного контроля разработан в научно-исследовательском институте им. Бехтерева. Тест содержит 44 пункта и позволяет выявить уровень субъективного контроля испытуемого над разными жизненными ситуациями. Опросник УСК состоит из вопросов, измеряющих экстернальность -интернальность в межличностных и семейных отношениях, а так же вопросы, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья (Приложение 4).
Пятой методикой стала проективная методика «Несуществующее животное» М.3. Друкаревича. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций (Приложение 5).
Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Процедура опытно-поисковой работы была единообразной для всех участников. Каждому подростку были предъявлены индивидуальные бланки ответов и стимульный материал. Время проведения методик не было ограничено экспериментатором.
Инструкция к методикам: Вашему вниманию предлагается несколько простых тестов. Отвечайте быстро и однозначно, выбирая наиболее близкий вам вариант ответа.
Самоотчет испытуемых: личностные переживания испытуемых, их отношение к исследованию. Испытуемые ярко и с энтузиазмом отреагировали на предложение поучаствовать в опытно-поисковой работе. Собираемые данные не вызвали испуга и тревоги. Подростки поделились похожими опытами прохождения психодиагностических методик, охотно шли на контакт и с ответственностью подходили к ответам. Особое оживление вызвала методика «Несуществующее животное».
Обратимся к описанию результатов скрининговой диагностики компьютерной зависимости. С помощью метода скрининговой диагностики интернет-зависимости мы выявили 3 группы: группа риска, группа увлеченных пользователей и группа неподверженных Интернет - аддикции (рисунок 1).
Из полной выборки в 50 человек в группу риска попали 8 школьников, 31 испытуемых находятся на стадии увлеченности и 11 человек в группе неподверженных компьютерной зависимости.
Рисунок 1. Распределение уровней выраженности интернет-значимости
Обратимся к описанию результатов диагностики методикой Ряховского. Напомним, что рамками нормы в данной методике будут баллы от 9 -до 24 включительно. Баллы выше - испытуемый замкнут, либо некоммуникабелен. Соответственно ниже - болезненная коммуникабельность, чрезмерная общительность. Анализируя данные по всей выборке, видно, что подростки общительны, иногда сверх меры, они не боятся новых знакомств, легко идут на контакт. Только 11 человек вышли за рамки нормы.
На рисунке 2 представлены результаты группы не подверженных. Мы указали линиями границы нормы, для наглядности и удобства восприятия.
Рисунок 2. Результаты теста на коммуникативные навыки в группе подростков, не подверженных интернет-зависимости
Из рисунка 2 видно, что респонденты под номерами 33, 36 и 37 обладают болезненным характером общительности, коммуникабельность остальных носит нормальный характер.
На рисунке 3 - показаны результаты группы увлеченных.
Рисунок 3. Результаты теста на коммуникативные навыки в группе увлеченных подростков
Из рисунка 3 видно, что семь подростков гиперобщительны, этим респондентам присвоены числа 5, 19, 28, 32, 40, 46 и 48, тогда как один респондент под номером 17, замкнут, не общителен. Но большинство респондентов не вышли за рамки нормы.
Рисунок 4. Результаты теста на коммуникативные навыки у подростков группы риска
На рисунке 4 сопоставив полученные данные этого теста с рисунками «Несуществующего животного», мы выявили, какой характер носит данная общительность. 3 из 8 человек недовольны своим положением в обществе, исходя из чего, мы можем сделать предположение о компенсаторном характере общения. Т.е. не найдя признания среди реального общества, наши подростки могли уйти в виртуальную реальность в поисках своего «места под солнцем».
Обратимся к описанию результатов тестирования с использованием опросника изучения умения распределять свое время по Льюису. С помощью данного теста изучим навыки самоорганизации нашей выборки. Выявив три группы: почти идеальное планирование (1 -3 балла), конструктивное, рациональное, но не совершенное планирование (4-6 баллов) и отсутствие навыков планирования (7 -10 баллов) присвоим им названия «Инп», «Рнп» и «Онп» соответственно. Мы посчитали средний балл нашей выборки: группа риска - 5,4 балла, группа увлеченных - 5 баллов и группа неподверженных - 4,5 балла.
Навыки самоорганизации и подверженность интернет - зависимости имеют прямо пропорциональную связь, хотя разброс в баллах не большой, да и находятся они в одной группе «Рнп», напомним все же - что это средние баллы. Ознакомимся поподробнее с результатами группы риска (рисунок 5).
Рисунок 5. Результаты теста на умение распределять свое время группы риска
Подростки группы риска обладают несовершенными навыками планирования, пятеро из них находятся на границе между «Рнп» и «Онп», т.е. обладают слабым навыком самоорганизации.
В группе не подверженных (см. рисунок 6) два респондента находятся на границе между «Рнп» и «Онп», и только №33 не умеет распоряжаться своим временем. Испытуемые № 36 и 37 обладают почти совершенным планированием.
Рисунок 6. Результаты теста на умение распределять свое время группы не подверженных
Подведем итог, 8 человек из группы риска попали в группу «Рнп». В группе неподверженных респонденты распределились следующим образом: двое в группе «Инп», восемь подростков в группе «Рнп» и 1 - «Онп». В группе увлеченных 5 подростков относятся к группе «Онп», еще 5 к группе «Инп», остальные 21 к группе «Рнп».
Переведем разброс наших респондентов по группам в проценты, чтобы можно было наглядно их сравнить (см. рисунок 7).
Рисунок 7. Процентное сравнение по всем группам навыков распределять свое время
Наиболее рационально используют свое время респонденты группы неподверженных, респондентам из группы риска необходимо работать над навыками саморегуляции, т.к. по результатам теста они наиболее неэффективно распоряжаются своим временем. Результаты группы увлеченных более близки к результатам группы неподверженных, чем группы риска.
Обратимся к описанию результатов опытно-поисковой работы уровня субъективного контроля. В тесте УСК нас будут интересовать шкала общей интернальности (Ио) и шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Баллы от 8 до 10 будем считать высокими, баллы от 1 до 3 - низкими, что соответствует высокому и низкому уровню субъективного контроля. Выше мы уже дали подробное описание шкал, проанализируем результаты.
Уск группы риска (см. таблица 1): интернальность в сфере производственных отношений в среднем выше общей интернальности. Высоких показателей группа риска не продемонстрировала, однако присутствуют низкие показатели, что свидетельствует о низком УСК.
Результаты опытно-поисковой работы уровня субъективного контроля
группы риска
Таблица 1.
В группе неподверженных (см. таблица 2) обратная картина. Ио выше Ип среди большинства. № 6 и 33 достигли высоких баллов по Ио, что свидетельствует о высоком контроле над жизненными ситуациями.
Результаты опытно-поисковой работы уровня субъективного контроля
группы неподверженных
Таблица 2.
В группе увлеченных (см. таблица 3) в среднем показатели Ио выше показателей Ип. У пятерых респондентов низкий показатель Ио, у восьмерых низкий Ип. Высокие показатели по Ио продемонстрировали трое подростков.
Используя такую функцию, как линейное приближение, отмеченное на диаграмме сплошной линией, мы сможем сопоставить результаты по шкале Ио всей выборки (см. рисунок 8). Чтобы нас не отвлекали частные показатели, мы сделаем линию тоньше и пунктиром. Отсюда видно, что УСК выше у группы неподверженных, группа увлеченных находится посередине и группа риска - замыкающие.
Результаты опытно-поисковой работы уровня субъективного контроля
группы увлеченных
Таблица 3.
Следовательно, разрушительное поведение более свойственно тем, кто не берет на себя ответственность за свои жизненные ситуации, кто не умеет ставить целей и не верит, что контролирует свою жизнь. Те же, кто считает себя «хозяином своей судьбы» наименее подвержены Интернет - зависимости.
Рисунок 8. Линейное приближение результатов по шкале Ио всех респондентов
Рисунок 9. Линейное приближение результатов по шкале Ип для всех респондентов
Проследим показатели Уск по шкале Ип у всей выборки с помощью функции линейного приближения, проанализируем результаты (см. рисунок 9). Линия тренда изображена в виде прямой для каждой группы, частные показатели отмечены тонким пунктиром. Как видно на графике, показатели по шкале «Ип» немного выше у группы неподверженных, группа риска обладает же наиболее низким трендовым движением по данной шкале, что свидетельствует о низком уровне интернальности в области производственных отношений. Результаты группы увлеченных находятся между результатами группы риска и группы неподверженных.
Обратимся к описанию результатов диагностики методикой «Несуществующее животное». Данная проективная методика выявила большую тревожность среди молодежи, перспективу к завышению самооценки. Для большинства подростков крайне важна оценка общества, их принятие. Некоторые недовольны своим положением в социуме. У некоторых проективная методика показала нежелание поддаваться тестированию. У других большую скрытность, ранимость. В целом патологий выявлено не было, мы будем использовать тест «Несуществующее животное» для подтверждения наших выводов. С более конкретной интерпретацией данного теста для подростков группы риска ознакомимся ниже, где информация о результатах по всем методикам отображена индивидуально.
Мы проанализировали наши результаты, гипотеза подтвердилась. Навыки целеполагания и эмоциональной саморегуляции лучше развиты у подростков, неподверженных интернет-зависимости, чем у подростков группы риска развития такого аддиктивного поведения. Результаты группы подростков, увлеченных сетью Интернет, находятся посередине. Из чего мы делаем вывод, что данные факторы являются факторами риска возникновения интернет-аддикции. Коммуникативные навыки в норме у всех респондентов, однако проективная методика указала нам на возмещающий характер общения у подростков группы риска.
В целом, ни одна методика не выявила патологий.
Для разработки последующих профилактических работ проанализируем отдельно каждого респондента из группы риска, выявим те аспекты, которые, по нашему мнению, нуждаются в коррекции.
№1: Коммуникативные навыки в норме. По Льюису респондент обладает нерациональными навыками планирования. Общий уровень субъективного контроля близок к высокому показателю, однако уровень субъективного контроля в сфере производственных отношений, наоборот, очень близок к низкому, стоит заметить, что это единственная шкала УСК у данного респондента, которая граничит с низкими баллами. Высокие показатели по шкалам интернальности в области достижений и в области межличностных отношений. Проективная методика выявила у респондента устойчивую тенденцию к деятельности и негативное отношение к своим действиям и поведению. Респондент рационален в принятии решений, контролирует свои суждения и готов их защищать. В рисунке так же присутствуют символы тревожности и некоторой агрессии. Респондент проявляет самостоятельность и готов защищаться против запретов вышестоящих лиц: родителей, учителей и др. Рекомендации: развить навыки эффективного планирования, формирование позитивной мотивации к деятельности.
№2: Коммуникативные навыки в норме, однако общительность носит возмещающий характер. По Льюису респондент обладает рациональными навыками планирования. Общий уровень субъективного контроля низок, крайне низкие показатели наблюдаются по шкале интернальности в области семейных отношений и в области неудач. По шкале интернальности в сфере производственных отношений - средний показатель. Проективная методика выявила у респондента высокую самооценку и недовольство своим положением в социуме. Респонденту свойственны эгоцентризм и проявления вербальной агрессии. Он положительно относится к своему поведению, демонстративен и уверен в себе, весьма инфантилен. Рекомендации: развитие навыков речевой коммуникации, навыков самоорганизации и мотивации к деятельности.