Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;
Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………
№ 3: Коммуникативные навыки в норме, но проективная методика «Несуществующее животное» выявила их возмещающий характер. По Льюису респондент обладает нерациональными навыками планирования. Общий уровень субъективного контроля крайне низок, крайне низкие показатели наблюдаются так же по шкале интернальности в области достижений. Показатели по шкале интернальности в сфере производственных отношений низкие. Проективная методика выявила тенденцию к завышению самооценки, недовольство своим положением в обществе. Присутствует тенденция к размышлениям, респондент основателен в суждениях и выводах и готов их защищать. Респондент чувственен и любознателен, большое значение для данного подростка имеет мнение окружающих, восхищение окружающих его внешней красотой, с другой стороны респондент проявляет легкомысленное отношение к своему окружению. Респондент нерешителен. Неопределенность в оценке своих действий и поведения. Рекомендации: развитие навыков коммуникации, навыков планирования и целеполагания, мотивации к достижению поставленных целей.
№ 4: Коммуникативные навыки в норме. По Льюису - нерациональные навыки планирования. Общий УСК (шкала Ио) имеет средний показатель, как и УСК в сфере производственных отношений. Низкие баллы по шкале интернальности в области неудач. Высокие показатели по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни, крайне высокие - в области достижений. Проективная методика выявила эгоцентризм, заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих, потребность в восхищении внешней красотой, демонстративность поведения. Респондент поверхностен в суждениях и не контролирует их, легкомыслен в выводах. В рисунке присутствуют символы агрессии, данная агрессия носит защитный характер. Рекомендации: развитие навыков планирования, навыков целеполагания и мотивации к достижению цели.
№ 24: Коммуникативные навыки в норме. По Льюису - рациональные навыки планирования. Общий УСК (шкала Ио) - крайне низкий показатель, так же крайне низкие показатели выявлены по шкалам интернальности в области достижений, неудач, в семейных отношениях. Низкие показатели в области производственных отношений. Проективная методика выявила эгоцентризм, большую речевую активность, с другой стороны - замкнутость, скромность, или нежелание поддаваться тестированию. Так же у респондента обнаружены защитная агрессия, некоторая тревожность, переживание страха, защита против насмешек и боязнь осуждения. Испытуемый готов к самозащите в процессе деятельности. Рекомендации: развитие навыков самоорганизации и коммуникативных навыков.
№ 31: Коммуникативные навыки в норме, проективная методика «Несуществующее животное» выявила их компенсаторный характер. По Льюису респондент обладает нерациональными навыками планирования. Общая интернальность и интернальность в сфере производственных отношений имеют средние показатели. Высокие показатели по шкалам в области достижений и здоровья. Проективная методика выявила тенденцию к завышению самооценки, недовольство своим положением в социуме, тенденцию к рефлексии и к размышлениям. Данный подросток свои мнения готов защищать. Агрессия так же носит защитный характер. Это не человек действия, и отношение к своим поступкам и поведению не имеет резкой эмоциональной окраски. Респонденту присуща легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Рекомендации: развитие навыков эффективной коммуникации и мотивации к деятельности, навыков целеполагания.
№ 34: Коммуникативные навыки в норме. По результатам тест Льюиса респондент обладает рациональными навыками планирования. Общая интернальность и интернальность в сфере производственных отношений имеют средние показатели. Высокие показатели по шкалам в области межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни. Проективная методика выявила нормальную самооценку и некоторый эгоцентризм. Респондент ценит рациональное начало в себе и в окружающих, заинтересован в информации, тверд в своих позициях и суждениях, не хочет их менять, защищает их. Отношение к своему поведению положительное, бодрое, мнение окружающих для него крайне важно. Отметим легкость возникновения страхов и опасений, тревожность. Рекомендации: развитие навыков целеполагания и саморегуляции.
№ 47: Коммуникативные навыки в норме. По результатам теста Льюиса респондент обладает нерациональными навыками планирования. Общая интернальность и интернальность в сфере производственных отношений имеют средний показатели, высокий показатель по шкале интернальности в области достижений. Проективная методика выявила тенденцию к рефлексии, размышлениям, чувственность, эмоциональная окраска своих действий и поведения скорее отрицательная. У данного индивида суждения поверхностны и конформны, выводы легкомысленны, респонденту свойственно проявлять тревогу в связи с тем, как он будет принят в социуме. Рекомендации: развитие навыков эффективного планирования, навыков целеполагания, формирование мотивации к деятельности, развитие навыков эффективной коммуникации.
Таким образом, мы видим необходимость усовершенствования навыком общения, навыков саморегуляции, целеполагания и планирования своего времени у группы риска.
Мы видим потребность в создании рекомендаций для повышения качества именно диалогового общения. Не испытывая проблем в коммуникации, они не будут искать средств и способов замены реального общения. Научившись эффективно ставить цели и рационально планировать свое время, подростки смогут сами, без дополнительного контроля с чьей-либо стороны, дозировать время взаимодействий с компьютером. Интернет не будет отвлекать обучающихся от их основной деятельности, а напротив, станет их помощником в поиске необходимой информации.
В начале коррекционных работ целесообразно провести для подростков интерактивный лекторий для информирования об Интернет - зависимости, формирования отношения и адекватной позиции к этой проблеме.
Полученные в результате опытно-поисковой работы, данные позволили нам выработать методические рекомендации семье по профилактике интернет-зависимости детей и подростков. Система комплексной работы с интернет-зависимостью включает в себя лекторий для родителей, рекомендуемая литература для защиты детей от вредного воздействия Интернета; разработку конкретных рекомендаций по предупреждению формирования интернет-зависимости, а также конкретные рекомендации психологам для профилактики интернет-зависимости у несовершеннолетних.
1. Лекторий для родителей (Приложение 6).
Часто причиной возникновения интернет-зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает интернет-зависимости, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях, а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ подростков к интеренет-ресурсам, содержащием сцены насилия, порнографии, ненормативной лексики. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и сети Интернет, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания подростка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от сети Интернет - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
2. Рекомендации для родителей:
1. Всегда нужно оговаривать
2. Нужно больше времени общаться
с ребенком, развивать в нем
гармоничную эмоциональную
3. Категорически запрещается
4. Необходимо привить ребенку
интерес к активным играм и
физическим упражнениям. Пусть он
двигается и испытывает
5. Необходимо следить, чтобы игра
на компьютере не подменяла
реальное общение со
6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
7. Нужно показывать ребенку
8. В
случае серьезных проблем
Литература рекомендуемая родителям в целях профилактики интернет зависимости детей подростков приведена в приложении 7.
3. Рекомендации для психологов:
В первую очередь отметим, что психологи должны обращать внимание на психологические особенности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятную склонность к приобретению интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир.
Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета [9, С. 56]. Не подверженный влиянию Интернета ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается—в Сети или нет.
Нами предложен ряд рекомендаций для психологов:
1. Необходимо регламентировать
время, проводимое ребенком за
компьютером в рамках
2. Необходимо ориентироваться
и активно позитивные
3. Необходимо быть в курсе интересов детей, например, возможно обсуждения игр, интернет-событий вместе с детьми. игры вместе с ребенком.
4. Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Чрезмерное использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой [10, С. 77].
5. Следует помогать ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, можно рассмотреть возможность специального тренинга: поощрять участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.
Важнейшая цель педагогов, как и родителей это — развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.
Выводы по 2 главе:
1. С целью исследования
возможностей помощи семьи в
профилактике интернет-
Цель опытно-поисковой работы: выявление предпосылок интернет - зависимости у подростков и определение возможностей психологической профилактики данной зависимости с учетом их индивидуально-психологических характеристик.
Была выдвинута гипотеза о том, что проблемы с развитием коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и эмоциональной саморегуляции являются факторами риска возникновения интернет - зависимости у подростков.
Опытно-поисковая работа проходила на базе Средней общеобразовательной школы № 6 им. П.П.Бажова г. Сысерть. В нем приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет в общем количестве 50 человек.