2. Проанализировав результаты опытно-поисковой работы, гипотеза
подтвердилась. Навыки целеполагания
и эмоциональной саморегуляции лучше
развиты у подростков, неподверженных
интернет -зависимости, чем у подростков
группы риска развития такого аддиктивного
поведения. Результаты группы подростков,
увлеченных сетью Интернет, находятся
посередине. Из чего был сделан вывод,
что данные факторы являются факторами
риска возникновения интернет-аддикции.
Коммуникативные навыки в норме у всех
респондентов, однако проективная методика
указала на компенсаторный характер общения
у подростков группы риска. В целом, ни
одна методика не выявила патологий.
Для разработки последующих
профилактических работ проанализировали
отдельно каждого респондента из группы
риска, выявили те аспекты, которые, по
нашему мнению, нуждаются в коррекции.
3. Выяснилось, что существует необходимость усовершенствования
навыкам общения, навыкам саморегуляции,
целеполагания и планирования своего
времени у группы риска.
Полученные в результате опытно-поисковой работы, данные
позволили выработать методические рекомендации
семье по профилактике интернет-зависимости
детей и подростков. Система комплексной
работы с интернет-зависимостью включает
в себя лекторий для родителей, рекомендуемая
литература для защиты детей от вредного
воздействия Интернета; разработку конкретных
рекомендаций по предупреждению формирования
интернет-зависимости, а также конкретные
рекомендации психологам для профилактики
интернет-зависимости у подростков.
Заключение
В ходе выполнения выпускной
квалификационной работы нами были изучены теоретические
основы профилактики интернет-зависимости
детей подросткового возраста. Проанализированы
особенности проявления интернет-зависимого
поведения у детей подростков способствующие формированию
интернет-зависимости и рассмотрена
система мероприятий, направленных на
профилактику интернет-зависимости детей
подростков. Таким образом, сформулируем
основные выводы:
- Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают
практику повседневной жизни. Сегодня подростки живут уже в мире, отличном от того, в котором выросли их родители.
В современном обществе дети
и подростки в значительной мере усваивают
роли и правила поведения из сюжетов компьютерных
игр, телевизионных передач, фильмов и
других средств массовой коммуникации.
Символическое содержание, представленное
в этих медиа, оказывает глубокое воздействие
на процесс социализации, способствуя
формированию определенных ценностей
и образцов поведения. Некоторые исследователи
считают, что воздействие компьютерных
игр на процесс социализации почти также
велико, как влияние родителей.
- Проверенным
способом не дать подростку оказаться
в зависимости от компьютера – это привлечь
его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
- По итогам проведения опытно-поисковой
работы были выделены факторы, определяющие
попадание в группу риска. Навыки целеполагания и эмоциональной
саморегуляции лучше развиты у подростков,
неподверженных интернет -зависимости,
чем у подростков группы риска развития
такого аддиктивного поведения. Результаты
группы подростков, увлеченных сетью Интернет,
находятся посередине. Из чего был сделан
вывод, что данные факторы являются факторами
риска возникновения интернет-аддикции.
Коммуникативные навыки в норме у всех
респондентов, однако проективная методика
указала на компенсаторный характер общения
у подростков группы риска. В целом, ни
одна методика не выявила патологий.
- В целях помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей и подростков была разработана система комплексной работы, которая включает в себя лекторий для родителей, составлен перечень рекомендуемой литературы для родителей; разработаны конкретные рекомендации по предупреждению формирования интернет-зависимости,
а также конкретные рекомендации психологам
для профилактики интернет-зависимости
у подростков.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова
Г.С. Практическая психология. - М.: Академический
Проект, 2011. – 480 с.
- Азарова
Л.А. Девиаетное поведение и его профилактика.
- Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. – 732 с.
- Алешина Ю. Индивидуальное и
семейное психологическое консультирование.
- М.: Класс, 2010. – 73 с.
- Алюшин
В. Есть ли жизнь без "Контакта"?
// Наша молодежь. - 2014. - №3 (32). - С. 34-37.
- Асмолов
А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2010. – 272 с.
- Ацвазова А.Е. Психологические
аспекты зависимости. – Спб.: Речь, 2013. – 271 с.
- Бабаева
Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет:
воздействие на личность. Гуманитарные
исследования в Интернете. – М.: Можайск-Терра,
2010. – 431 с.
- Батина
Е.А. Интернет:
добро или зло? // Информатика
в школе.
- 2013. - № 1 (84).
- С. 16-21.
- Бенедиктова
А.В. Исслдование интернет-аддикции и ее социально-психологической
зависимости в студенческих группах. –
М.: Речь, 2013.- 429 с.
- Братченко
С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу
образования (психологические аспекты).
- М.: Смысл, 2010. – 137 с.
- Бурова
В.А. Интернет-зависимость, как форма нехимических
аддиктивных расстройств. - Новосибирск: Олсиб, 2011.- 286 с.
- Венгер
А.Л Индивидуальные особенности психического
развития и практические задачи психологии
развития. – М.: АСТ, 2010. – 34 с.
- Возьмитель
А.А., Осадчая
Г.И. Образ
жизни в России: динамика изменений // Социологические
исследования. -
2010. - №1. - С. 36-39.
- Войскунский
А. Е. Актуальные
проблемы психологии зависимости от Интернета
// Психол.
журн. -
2012. - №1. - С. 90-100.
- Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Изд-во «Можайск-Терра», 2000. — 431 с.
- Воронов
Р.В., Гусев
О.В., Поляков
В.В. О
проблеме обеспечения безопасного взаимодействия
с сетевыми образовательными ресурсами
// Открытое
образование. -
2012. - № 3. - С. 20-23.
- Гордеева
А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект.
– К., 2014. – С. 11–16.
- Гурьева
В.А. Психопатология подросткового возраста.
– Томск.: НИИ ФСИН, 2012. – 287 с.
- Гурьева
Л.П. Психологические последствия компьютеризации:
функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы Психологии. –
2010. – №3. – С. 15–16.
- Джишкариани
Т.Д., Кокарев
И.С. Влияние
СМИ на формирование личности подростков
как педагогическая проблема // Проблемы
педагогического процесса. - 2012. - №7.
- С. 45-47.
- Жичкина
А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2010. – №7. – С. 34–40.
- Здоровье
и безопасность детей в мире компьютерных
технологий и Интернет. Учебно-методический
комплект. — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. — 176 с.
- Зубакина
О.В. Сетевая
поддержка профессионального самоопределения
старших школьников // Открытое
образование. -
2012. - № 2. - С. 77-85.
- Иванов
М. Влияние ролевых компьютерных игр на
формирование психологической зависимости
человека от компьютера // Психол. Журнал. –
2013. – №2. – С. 10–14.
- Как
оградить детей от опасностей Интернета?
// Наша молодежь. - 2014. - №3 (32). - С. 34-37.
- Козловская
Г.В., Кремнева, Л.Ф. Психогигиена детей
и подростков. – М: Медицина, 2010. – 191с.
- Компьютерные
игры и их возможное влияние на здоровье
детей и подростков / М.Л. Кочина, Л.В. Подригало,
В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН.
психоневрологи. – 2011. – №1. - С. 109–112.
- Короленко
Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика
и закономерности развития / Обзор психиатрии
и мед. психологии / Ц.П. Короленко. – 2010
– №3. - С. 45-48.
- Корытникова
Н.В. Интернет-зависимость
и депривация в результате виртуальных
взаимодействий // Социологические
исследования.
- 2010. - №3. - С. 45-48.
- Котляров
А.В. Другие
наркотики или Homo Addicts: Человек зависимый.
- М.: Психотерапия, 2011. - 480с.
- Лапченко
Н.Н. Проблемы
информационной безопасности в молодежной
среде // Социологические
исследования. -
2009. - №8. - С. 35-38.
- Марченкова Н.Г. Социально-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости учащихся: учеб. пособие для широкого круга исследов. и практик. - Оренбург.: Изд-во «Принт-сервис», 2009. — 54 с.
- Менделевич
В.Д., Садыкова
Р.Г. Зависимость
как психологический и психопатологический
феномен (проблемы диагностики и дифференциации)
// Вестник
клинической психологии.
- 2013. - №2. - С.153-158.
- Мулик
Е.О., Коломиец, А.А., Мулик, Ю.В. Пограничные
психические расстройства у подростков,
возникшие в результате компьютерной
зависимости // Материалы научного
симпозиума. – 2013. - № 6. – С. 73–74.
- Нюссбаум
Х., Интрона
Лукас Д. Интернет
в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс,
2006. - 329с.
- Прохоров
А.О., Сережкина, А.Е. Особенности психических
состояний пользователей ЭВМ в процессе
компьютеризированного обучения // Вопросы
психологии. – 2012. - №3. – С 53–61.
- Рудакова
И.А. Девиантное поведение. – М., 2014. – 156
с.
- Саглам
Ф.А. Педагогические
условия коррекции Интернет-аддикции
у подростков: автореф. дис…канд. пед.
наук. - Казань, 2009. - 23 с.
- Сельченок
К.В. Психология зависимости: Хрестоматия
/ Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2014. - 592 с.
- Спиркина
Т.С. Особенности эмоционально-личностной
сферы пользователей сети интернет, склонных
к интернет-зависимости. - М.: ДеЛи Принт, 2011. - 632с.
- Таланов
С. Л. Социальные
сети и развитие личности // Alma mater.
-2011. - № 11. - С. 29-31.
- Усков
А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни: предисловие
к сборнику // Психология и лечение зависимого
поведения/ Под ред. Даулинга. Пер. с англ.
Р.Р. Мурзатина, под ред. А.Ф. Ускова. – М.:
«Класс», 2010. – 240 с.
- Федоров
А. В. Права ребенка и проблема насилия на
российском экране. - Таганрог: Изд-во Кучма,
2011. - 414 c.
- Чеботарева
А.А. Совершенствование
форм и методов борьбы с распространением в
сети Интернет средствами массовой информации
диффамационных материалов: дис.. к.ю.н.
/ Российская правовая академия Министерства
юстиции Российской Федерации. - М., 2008.
- 109с.
- Чеботарева
А.А. Средства
массовой информации в сети Интернет:
проблемы юридической ответственности.
- Чита: ЧитГУ, 2009. - 129 c.
- Чипига
А.Ф. Методология обнаружения и предотвращения угроз и компьютерных атак на информационные системы и психику людей // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 429с.
- Шапкин
С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. – Психологический журнал. - 2010. - №1. - С. 34-38.
- Юрьева
Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость:
формирование, диагностика, коррекция
и профилактика. – Дн.: Пороги, 2014. – 196
с.
- Якушина
Е.В. Подростки в Интернете: специфика
информационного взаимодействия. – Педагогика,
2011. – №4. – С. 45–62.
- Янг К.С. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2010. - № 2. - С.
34-37.
Приложение
1
Скрининговая диагностика компьютерной зависимости
(Л.Н.Юрьева и Т.Ю. Больбольт)
Инструкция: внимательно прочитайте
каждый вопрос. Выберете один, наиболее
близкий вам вариант ответа. Обведите
букву или поставьте галочку рядом с вашим
ответом. Старайтесь не пропускать вопросы.
Отвечайте быстро, не задумываясь.
- Как часто Вы чувствуете оживление, удовольствие,
удовлетворение или облегчение, находясь
за компьютером (в Интернете)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вы ожидаете работу за компьютером
(в Интернете), рассуждая o том, как окажетесь за компьютером, откроете определенную вкладку, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вам нужно увеличивать время
провождения за компьютером (в Интернете) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же чувства?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вам удаётся самостоятельно
остановить работу за компьютером (в Интернете)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вы ощущаете нервозность, упадок настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне Интернета)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вы чувствуете необходимость
возобновить деятельность за компьютером
(в Интернете) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
Приложение 1
- Как часто Вы игнорируете семейные, общественные
обязанности и учебную деятельность из-за
частого времяпровождения за компьютером
(в Интернете)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вы утаиваете от родителей
или учителей количество времени, проводимого
за компьютером (в Интернете)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто присутствует угроза потери
дружеских и/или семейных отношений, изменения материального положения,
успехов в учебной деятельности из-за
частой работой за компьютером (в Интернете)?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
- Как часто Вы наблюдаете у себя: онемение
и боли в кисти руки, боли в спине, сухость
в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи возле компьютера?
a) никогда b) редко c) часто d) очень часто
11. Как часто Вы наблюдаете
нарушения сна или изменения
режима сна из-за частой работой
за компьютером (в Интернете)?
Приложение 2
Оценка уровня общительности ( В.Ф. Ряховский)
Инструкция: внимательно прочитайте
каждый вопрос. Выберете один, наиболее
близкий вам вариант ответа. Обведите
букву или поставьте галочку рядом с вашим
ответом. Старайтесь не пропускать вопросы, отвечайте быстро, не задумываясь.
- У Вас намечается рядовая или деловая
встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из
колеи? a) да b) нет c) иногда
- Вызывает ли у вас тревогу и беспокойство
задача выступить с докладом, сообщением
на каком-либо совещании, собрании или ином мероприятии?
a) да b) нет c) иногда
- Не откладываете ли вы посещение врача
до последнего момента? а) да b) нет c) иногда
- Вам предлагают отправиться в командировку
в незнакомый город. Используете ли вы максимум усилий, чтобы уклониться
от этой командировки?
a) да
b) нет c) иногда
- Любите ли вы рассказывать о своих переживаниях
другим?
a) да
b) нет c) иногда
- Вызывает ли у Вас раздражение, когда посторонний человек на
улице обратится к вам с просьбой (показать
дорогу, назвать время)?
a) да b) нет c) иногда
- Верите ли вы в существование проблемы
отцов и детей и что людям разных поколений
нелегко понимать друг друга?
a) да
b) нет c) иногда
- Постесняетесь ли вы напомнить знакомому,
что он не вернул вам деньги, которые занял
несколько месяцев назад?
a) да
b) нет c) иногда
- В ресторане или в кафе вам принесли явно
некачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь
гневно отодвинув его?
a) да
b) нет c) иногда
- Очутившись один на один с посторонним
человеком, вы не вступите с ним в диалог
и будете тяготиться, если первым заговорит
он. Это так?
a) да
b) нет c) иногда
- Вас ужасает любая длинная очередь, где
бы она ни была. Откажетесь ли вы от своего
намерения, если вам необходимо стоять
в очереди?
a) да
b) нет c) иногда
- Боитесь ли вы принимать участие в какой-либо комиссии
по рассмотрению конфликтных ситуаций?
a) да
b) нет c) иногда
- У вас есть свои сугубо индивидуальные
критерии оценки произведений литературы,
искусства, культуры, и посторонних мнений
на этот счет вы не приемлите. Это так?
a) да b) нет c) иногда
- Услышав где-либо рассуждение явно ошибочной
точки зрения по хорошо известной вам
теме, вы промолчите и не вступите в разговор.
Так ли это?
a) да
b) нет c) иногда
- Вызывает ли у вас недовольство чья-либо
просьба помочь разобраться в том или
ином служебном вопросе или учебной теме?
a) да
b) нет c) иногда
- Охотнее ли вы описываете свое мнение,
оценку письменно, чем в устной форме?
a) да b) нет c) иногда
Приложение 3
Умение организовывать
время (Д.Льюис)
Инструкция: внимательно прочитайте
каждое утверждение. Обведите вариант
с ответов «да», если это утверждение вам
подходит, вариант с ответом «нет» - если
это утверждение вам не подходит. Старайтесь не пропускать вопросы, отвечайте
быстро, не задумываясь.
- Я нахожу себя неорганизованным человеком.
а) да б) нет
- Усердие - лишь один способ сделать больше.
а) да б) нет