Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить типы интернет - зависимости личности и разработать способы профилактики подростков от интернет - зависимости в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков;
2. Проанализировать осебнности способствующие формированию Интернет-зависимости.
3. Провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты;
Введение………………………………………………………………………..6
1. Теоретические основы профилактики интернет-зависимости детей подростков………………………………….......9
1.1.Понятие интернет-зависимости
1.2 Особенности проявления интернет-зависимого поведения у детей подростков……………………………………………………………………..…16
1.3 Система мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости детей подростков…………………………………………….........19
2. Опытно-поисковая работа по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..25
2.1. Опытно-поисковая работа и ее этапы……………………………………...25
2.2. Результаты опытно-поисковой работы………………………………........28
2.3. Методические рекомендации по оказанию помощи семье в профилактике интернет-зависимости детей подростков…………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….....48
Список использованной литературы………………………
Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов. В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.
Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.
В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют
первичную, вторичную и третичную профилактику.
Предупреждение развития патологического
использования компьютеров относится
к заданиям первичной профилактики. Она
осуществляется по четырем основным направлениям
и представляет, во-первых, широкую воспитательную
работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое
воспитание населения, в-третьих - общественные
мероприятия по работе с компьютерными
технологиями, в-четвертых, административно-
Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями. Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.[21,С.73-74]
В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев.
Главная цель- научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональную поддержку. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером.
Первые признаки зависимого поведения от компьютера
1. Навязчивое желание
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
3. Жалобы окружающих на то, что
человек проводит слишком
4. Жалобы окружающих на то, что
человек расходует слишком
Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.
Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.
Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи - неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.
Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.
Интернет-зависимость психологи сравнивают с любой другой формой зависимости. Замените слово «компьютер» словами «наркотические вещества» или «алкоголь» - и вы поймете, что Интернет-одержимость вписывается в рамки классического определения зависимости. Она предлагает способ убежать от реальности, приятные чувства и альтернативную реальность, которая маскирует депрессию или беспокойство. Она также может вызвать изменения в нормальном функционировании мозга, стимулируя центры удовольствий. Социальные контакты в Интернете представляют большую опасность, чем телевидение, так как предлагают общение с другими людьми. Притворяясь новыми личностями, люди могут начать верить, что их любят и заботятся о них за их новые обличия. Людям нужны друзья, они испытывают потребность принадлежности. Без подобных отношений они могут испытывать серьезные личные и социальные проблемы. Однако способность находить общий язык с людьми вне круга семьи должна воспитываться. Помимо того, что искусственные кибермиры предлагают легкую альтернативу, они являются также соблазнительной заменой, особенно для юных подростков, чья застенчивость может осложнить их социальные отношения. Интернет захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.
Существует «группа риска» среди учащихся, которые могут быть подвержены «Интернет-зависимости». Они необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам. В результате дети, обладающие индивидуальной внутри психологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.
Психиатр Иван Голдберг, создатель интерактивной группы поддержки интернет-зависимых людей, предложил пять советов для преодоления интернет-зависимости:
1. Признайте свою зависимость. «Патологическое
использование компьютера»
2. Определите проблемы, лежащие
в основе зависимости. В зависимости
от возраста человека, такие моменты,
как неуверенность в будущем,
трудность успевать в школе
или проблемы социальных
3. Решайте реальные проблемы. Стараясь
избегать стрессовые ситуации, мы
только усложняем их. Вы можете
найти репетитора, который поможет
с домашним заданием, поможет
начать решать социальные
4. Контролируйте работу на
5. Проводите различие между
По итогам написания 1 главы, можно сделать следующие выводы:
С целью исследования возможностей помощи семьи в профилактике интернет-зависимости подростков была организована опытно-поисковая работа.
Цель опытно-поисковой работы: выявление предпосылок интернет - зависимости у подростков и определение возможностей психологической профилактики данной зависимости с учетом их индивидуально-психологических характеристик.
Гипотеза: Проблемы с развитием коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и эмоциональной саморегуляции являются факторами риска возникновения интернет - зависимости у подростков.
Задачи:
1. Обоснование методов и проведение опытно- поисковой работы интернет-зависимости у подростков.
2. Разработка рекомендаций с целью оказания помощи семье в профилактике интернет-зависимости у детей подростков.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 6 им. П.П.Бажова” г. Сысерть и включала в себя два этапа. В опытно-поисковой работе приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет в общем количестве 50 человек – учащиеся 8 «а» и 8 «б» классов, составляющие одну учебную параллель.
Первая методика: способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости, разработана Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Тест содержит 11 вопросов с вариантами ответов «никогда», «редко», «часто», «очень часто», начисляемые баллы за ответы 1, 2, 3, 4 соответственно (Приложение 1). При оценке результатов выделяются 4 группы, стадии подверженности компьютерной зависимости. Нас будет интересовать именно группа риска, для которой в последующем будет разработан комплекс профилактических работ. Тест так же позволяет одновременно оценить эмоциональное состояние личности, ее волевые свойства, способности к самоконтролю.
Вторая методика по оценке уровня общительности разработана В.Ф. Ряховским. Содержит 16 вопросов с вариантами ответов «да», «иногда», «нет», начисляемые баллы за ответы 2, 1, 0 (Приложение 2). Суммируя полученные баллы, мы можем отнести испытуемого к определенной категории – от полной некоммуникабельности, до чрезмерной общительности.