Основные теоретические положения о семье как психологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Semya.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Основные теоретические положения о семье как психологической категории.

 

 

 

Теория. Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, которая построена на взаимном согласии и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, а также другими родственниками, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство. Семья в целом подходит под определение понятия малой социальной группы, отличаясь только характером объединения её членов (кровнородственным или личностным). Брак — юридическое понятие, которое используется как синоним узаконенного семейного положения, санкция общества.

 

Функции семьи. Функцией семьи называют её жизнедеятельность, которая непосредственно связана с удовлетворением определённых потребностей её членов. Функций семьи столько, сколько видов потребностей она удовлетворяет.

РОП. Функции семьи мы сейчас рассмотрим на практике. Методика РОП очень хорошо даёт возможность проанализировать основные функции семьи через семейные ценности (сферы по РОПу). Сейчас вы протестируете себя по методике РОП. Затем вместе проанализируем полученные результаты. Заполняют и обрабатывают. Инструкция: «Представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить ваше личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20-25 минут. Выбрать подходящие варианты ответов».

 

Анализ.

ІІІ. Хозяйственно-бытовая функция. Как вы понимаете что подразумевается под этой функцией. Обсуждение. Хозяйственно-бытовая функция — обеспечение материального бытового благополучия членов семьи, организация совместного быта и хозяйства. Ролевое ожидание (РО) — рассматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовой функции семьи. Ролевое притязание (РП) — выражение установки на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслуживании. Чем выше оценка по этой шкале, тем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеют для него хозяйственно-бытовые навыки и способности партнёра.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели? (Например, как вы планируете распределение обязанностей по хозяйству? Что вы хотите что бы выполнял партнёр по хозяйству? Что вы готовы взять на себя? Чего вы не любите делать? Как строились отношения в плане ведения хозяйства в ваших родительских семьях? И т.д.).

 

IV. Родительско-воспитательная функция. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Родительско-воспитательная функция — воспитание и уход за детьми. РО — мера того, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмёт на себя супруг. РП — мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокий показатель — основная семейная ценность.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели?  (Например, что хорошее вы хотели бы взять из Ваших родительских семей? Чего нельзя делать с детьми? Что вы не хотите брать из родительской семьи? Как были распределены обязанности по воспитанию детей в ваших родительских семьях? Сколько вы хотите детей? Кто занимал ведущую роль по воспитанию детей в ваших родительских семьях? И т.д.).

 

V. Социальная функция. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Социальная функция — включает внешнюю социальную активность, профессиональную деятельность, общественную, любую другую деятельность вне семьи. РО — установка субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнёр. Поощрение профессиональной, деловой, общественной активности. РП — личная установка на социальную активность.

 

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели?  (Например, вам нравится работа вашего партнёра? Что готовы принять/не принять в деятельности партнёра вне семьи? Ревность?  И т.д.).

 

VI. Психотерапевтическая функция. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Психотерапевтическая функция (рекреационная или экспрессивно-рекреативная) — восстановление физических и психических сил, установка на эмоционально-терапевтическую форму семьи. РО — мера ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректировать психологический климат в семье, создавать моральную поддержку, то есть выступать в роли психотерапевта). РП — эмоциональная установка субъекта на собственную роль эмоционального лидера в семье. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придаёт взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки  и релаксации.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели?  (Например, как вы понимаете психотерапевтическую функцию семьи? И т.д.

 

VII. Внешняя привлекательность. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Внешность — значение для субъекта внешней привлекательности супруга, его соответствие внешним общепринятым стандартам. РО — выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. РП — установка на собственную привлекательность. Средняя оценка — ориентация на внешнее благополучие, социальное мнение.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели?  (Например, Какое внимание вы уделяете внешности, внешнему благополучию? На сколько важно, что бы партнёр следил за собой, хорошо выглядел? И т.д.).

 

II. Функция идентификации с партнёром. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Функция идентификации с партнёром — общность интересов, личностная идентификация с партнёром.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?
    • Какие вопросы можно задать Клиенту если высокие показатели, низкие показатели, если средние показатели?  (Например, что у вас общего? Чем вы похожи? Чем отличаетесь? Какие интересы, занятия вы готовы принять/не принять в партнёре? Назовите качества которые вы цените/отвергаете в других? Какие качества партнёра вы цените? И т.д.).

 

І. Функция сексуальной гармонии. Как вы понимаете эту функцию? Обсуждение. Функция сексуальной гармонии — отвечает за сексуальное благополучие супружеских отношений. Высокие показатели — указывают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских отношений. Низкие показатели — субъект недооценивает важность сексуальных отношений в семье.

    • Теперь посмотрите как эта функция проявилась у вас?
    • Проблемы при высоких, низких показателях?

Вопросы для прояснения ситуации с  Клиентом можно задавать при наличии  его готовности.

 

 

Тема: Основные теоретические положения о семье как психологической категории.

 

 

 

Теория. Сегодня мы продолжим тему начатую на первом занятии. Наиболее разработанной теорией и практикой семейной терапии является системный подход к анализу семьи. Системный подход создан на основных понятиях которые использует кибернетика и семейной психотерапии. Основоположником семейной системной терапии является Виржиния Сатир. С точки зрения кибернетического подхода семья рассматривается как:

  • целостная система (все вместе, нет изгоев);
  • как динамическое взаимодействие подсистем (ребенок —мать, мать—отец);
  • как взаимодействие системы с окружающей средой;
  • как способность семьи поддерживать равновесие при внешних влияниях (гомеостаз);
  • эффект обратных связей или циклично взаимосвязанные реакции.

Из семейной психотерапии системный  подход заимствовал:

    • взаимообусловленность поведения (влияние членов семьи друг на друга);
    • терапия семьи через фиксацию всех членов семьи на патологичных моментах.

 Для эффективного анализа  семьи необходимо знать её  параметры, выделенные психологами-системщиками.

Параметры семьи, как системы которую изучает  психолог, следующие:

    • Структура;
    • Коммуникация (интеракция);
    • Стадии/фазы жизненного цикла семьи;
    • Семейная история;
    • Функции патологических симптомов в семейной системе.

 

Структура семьи  — это её состав, количество членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи даёт возможность ответить на вопрос каким образом реализуются функции семьи: кто в семье осуществляет, кто исполнитель, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи (авторитарная система отношений), а также семьи, где очевидно выражено равное участие всех членов в руководстве (демократическая система отношений). Большую значение в структуре семьи имеет эмоциональная близость, сплоченность, внешние и внутренние границы, ролевая структура её динамичность, гибкость семейных ролей. Подструктуры: диады и триады, которые имеют свою иерархию. Дисфункция системы вызывается крайними вариантами: ригидные и хаотичные рамки. С точки зрения системного подхода — система должна быть сбалансированной, не должно быть аутсайдеров, коалиция систем через поколения, перевёрнутой иерархии, не должно быть скрытых систем…

Семья представляет собой дифференцированное целое, подсистемы которой составляют отдельные члены семьи или несколько членов. Каждая подсистема имеет специфические функции и предъявляет специфические требования к своим членам. Естественно, что необходима определенная степень свободы и автономии каждой подсистемы для формирования интерперсональной компетенции её членов.

В.Сатир использует понятие система для раскрытия содержания структуры семьи и всего разнообразия связей, взаимоотношений внутри семьи. Любая система состоит из нескольких отдельных частей, каждая из которых очень важна для достижения определённого результата. Она вступает во взаимодействие с другой частью, оказывает влияние на последующие части. Система организована в соответствии с некоторым порядком и последовательностью, которые определяют её функции, реакции и взаимоотношения. Она жизнеспособна только тогда, когда все компоненты имеются в наличии.

Эффективна система включает следующие  компоненты:

    1. Цель — определяет для чего прежде всего предназначена данная система. Цель семьи — воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех её членов и т.д.
    2. Основные элементы — члены семьи, взрослые и дети, мужчины и женщина.
    3. Порядок функционирования элементов под системы — это те правила и нормы по которым живет семья. Порядок проявляется в связях, общении между её членами и в особенностях их самооценки.
    4. Энергия семьи — необходима для нормального функционирования всех её членов. В семье эту энергетику дают пища, воздух, вода, активность, а также жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом.
    5. Взаимодействие с внешним миром — связано с отношением к изменениям, происходящим в жизни.

 

Упражнение  «Закрытая и открытая системы».

Инструкция: — Сядьте удобно, постарайтесь расслабиться. Закройте глаза и сосредоточьтесь на моих словах.

    • Представьте себя ребенком в одной семье, подумайте сколько вам лет. Попав в эту семью, вы начинаете испытывать неудобство и дискомфорт. Это может быть холод, как будто все оказалась на морозе. Затем члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Вы можете чувствовать себя так, словно балансируете на крутой вершине и никак не можете занять устойчивое положение. Или это может быть ощущение тяжести и напряжения, какое бывает перед грозой, когда дождь и гром могут разразиться в любую минуту. Вам может стать очень грустно без видимых причин. И вы понимаете, что все источники жизни перекрыты. В таких ситуациях ваш организм даёт мгновенную реакцию. Вас начинает поташнивать, плечи опускаются, спина напрягается, в теле появляется скованность, зарождается головная боль. Эти реакции могут казаться страшными и удивительными, но реакция каждого человека на окружающих крайне индивидуальная, кроме того, она не всегда осознаётся.
    • В такой семье лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованы и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица мрачны, угрюмые, печальные или совсем ничего не выражают, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этой семьи, где никто никогда не улыбается. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности, потому что так нужно. Юмор в этой семье чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые всё время заняты, без конца диктуют детям и друг другу, что нужно делать, что у них просто не остаётся возможности для радостного общения. Люди могут просто избегать друг друга. Они настолько погружаются в себя, свою работу или какие-то дела вне дома, что все вы чувствуете безнадежность, беспомощность, одиночество.

Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории