Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция
Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.
Всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч. Более обычным является первоначальное получение информации о семейной истории и возращение к ней время от времени, когда она всплывает в разговоре.
Надо помнить, что когда семья приходит с проблемой, она часто имеет свою собственную точку зрения на ее природу. Как правило, это ригидный, несистемный взгляд, основный на вере, что только один человек, носитель симптомов нуждается в изменении. Любые попытки двигаться непосредственно в другие проблемные зоны семьи часто будут блокироваться яростным их отрицанием. Вопросы же о структуре семьи, по так называемой генограмме, позволяют проникнуть в сердце семейного опыта (рождения, смерти, болезни и интенсивность взаимоотношений) относительно не угрожающим для семьи способом и разблокировать важные темы. Терапевт просто интересуется жизнью семьи, никого ни в чем не обвиняя?
Теория. Генограмма — это схема обозначения семьи. Ее можно составить сразу или в процессе продолжительной работы. Основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса. Генограмма позволяет образно представить себе модель семьи и сохранить данные в памяти.
Тема: Родительские установки, их влияние на формирование личности ребенка в ракурсе транзактного анализа.
Теория. Родоначальником ТА является Эрик Берн. Истоки свои ТА берет в психоанализе.
Философия ТА:
Принципы ТА:
Контрактная терапия:
Контракт бывает организационный (условия работы: где, когда, сколько) и профессиональный (Это цель работы, ее содержание). Часто человек не знает, чего он хочет, важно выяснить, зачем человек пришел. В этом случае, контракт — договор о том, чтобы потратить какое-то время на прояснение цели визита. Если человек ставит негативные цели, их необходимо перефразировать, т.е., что делать вместо этого. Важно, чтобы содержание контракта было видимо и его можно было проверить.
Абсолюты ТА:
Модель личности:
Структура личности в ТА: Эрик Берн выделяет три эго-состояния. Эго-состояния это совокупность мыслей, чувств и поведения (МЧП). родительских фигур, значимых людей в жизни человека (родители, учителя,
Р (эго-состояние родителя) — чувства, мысли, поведение заимствованные у кинозвезды и т.д.). Интроект.
В (эго-состояние взрослого) — МЧП непосредственно связанные с окружающей реальностью. «Здесь и сейчас». Опыт.
Д (эго-состояние дитя) — МЧП которые человек заимствовал из своего прошлого; мысли изнутри, от своих потребностей.
Структурная модель психики, отражающая компоненты личности.
по Фрейду:
Super Ego
Ego
Id
Определение эго-состояний:
РОДИТЕЛЬ — источник уверенности в себе, авторитетность, авторитарность, директивность, задает рамки, быстрое принятие решений, стабильность, стержень. Родитель может мешать: игнорирование, подавление эмоций ребенка
В родительском эго-состоянии человек не принимает новой информации. Вербальные признаки: «всегда», «никогда», «вечно» и т.д. Грамматические конструкции без подлежащего: «Как ты себя чувствуешь», «Надо делать вот так». Невербальные признаки: поза «Наполеона», «руки в боки», задержка дыхания, сдерживание эмоций. Родитель может проявиться прямо и косвенно. Как активное состояние Я или как влияние Родителя. В активном случае человек реагирует так, как реагировал бы отец или мать («Делай как я») в подобных случаях, т.е. человек подражает одному из родителей. При косвенном влиянии — реакция бывает такой, какой от человека ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»), т.е. человек приспосабливается к требованиям родителей. Контролирующий родитель — правила указания, критикует, контролирует, оценивает. Воспитывающий или заботящейся родитель — предложение помощи, сочувствие, спрашивает о чувствах.
ДИТЯ — одна из наиболее ценных составляющих личности, т.к. вносит в жизнь человека: радость, творчество, очарование. Является источником интуиции, творчества, спонтанности, радости, капризность непредсказуемость, эгоцентризм.
Дитя тоже может проявлять себя двумя способами: как приспосабливающееся (адаптивное) Дитя как бунтующее Д и как свободное Дитя. Адаптивное Дитя — следует указаниям других и чужим требованиям, изменяет свое поведение под влиянием Родителя, ведет себя так, как этого хотели бы его отец и мать: очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Бунтующее Дитя — действует на перекор, на зло, наоборот. Свободное Дитя — следует своим внутренним импульсам и побуждениям, проявляет себя в спонтанном поведении: непослушание, бунт, проявление творческого порыва. Вербальные признаки: «Я хочу», «Мне все равно», «Я не знаю», использование уменьшительно ласкательных суффиксов. Невербальные признаки: подчеркнутый восторг, слезы, закатывание глаз.
ВЗРОСЛЫЙ — объективно обрабатывает информацию, рациональность, может признавать свои недостатки, адекватно реагирует на ситуацию, гибкость, «здесь и сейчас», посредник между Р и Д.
Могут возникать проблемы: нерешительность, колебания, слишком серьезно относится ко всему, занудность. Вербальные признаки: подлежащее + сказуемое, «Я думаю этого делать не стоит». Вопросительные слова: «Почему? Сколько? Когда? Как? Где?» — слова направлены на сбор информации. Невербальные признаки: поза прямая, голова нагнута, нога на ногу.
Функциональная модель (типы поведения):
Состояния Я — это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма (для функционирования и выживания). Их изменения необходимы лишь в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации, каждый из них (В, Р, Д) заслуживает одинакового уважения, т.к. каждое состояние делает по-своему жизнь человека полноценно и плодотворной.
Эго-состояние — последовательный паттерн (модель) чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим последовательным паттерном (моделью) поведения (определение Эрика Берна).
Теория. Транзакт, транзакция — единица общения в ТА, социального взаимодействия, один человек выявляет признание присутствия другого человека. Единица социального взаимодействия. Люди находятся в месте в одной группе, неизбежно разговаривают друг с другом или иным путем показывают свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется транзактным стимулом. Человек, к которому обращен стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это транзакционная реакция. На один стимул может быть минимум пять разных реакций. Эрик Берн выделяет 3 типа транзакций или правила коммуникации:
Параллельный — такая транзакция, когда реакция следует из того эго-состояния, куда был направлен стимул.
Правило I. Пока транзакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко и неопределенно долго.
Пересекающиеся — реакция следует не из того эго-состояния, в которое был направлен стимул.
Правило II. При пересекающихся транзакциях коммуникация прерывается. Чтобы восстановить коммуникацию один или оба собеседника должны изменить свои эго-состояния.
Скрытые — такие, в которых одновременно передается два сообщения: на социальном уровне (словами), на психологическом уровне (невербальный компонент, интонация).
Правило Ш.
Тема: Родительские установки, их влияние на формирование личности ребенка в ракурсе транзактного анализа.
Теория. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости (особенно интенсивной) для большинства людей психически не приемлемы. А так как человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, потому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.
Игрой — в ТА называют следующих друг за другом скрытых дополнительных транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это последовательность скрытых транзакций. Есть игры осознанные, например, игра «страхование». Единственная цель страхового агента заполучить добычу. Предметом нашего внимания являются бессознательные игры в которые играют неискушенные люди. Не отдавая себе в этом отчета, они продолжают в процессе игры двойные транзакции. В игре могут участвовать 2,3 и более участника.
Формула игры:
Крючок — скрытое транзактное послание одним игроком, чтобы начать игру, зацепить.
Клев — ответный ход второго игрока о готовности начать игру.
Реакция — взаимодействие, получение отклика на социальном уровне с сопровождением чувств: волнующего, захватывающего.
Переключение — изменяется эго-состояние, при этом игроки испытывают смущение.
Смущение — дискомфорт.
Расплата — результат игры, получают оба.
От силы расплаты зависит степень игры. Различают следующие степени игры:
Функции игр (психологические преимущества):
Способы предотвращения игры:
Примеры игр. Распространенная игра среди супругов которую можно назвать «Если бы не ты», «Посмотри, что я из-за тебя сделал», «Гость — растяпа». Депрессивные: «Опять я за старое», «Бейте меня». (Из книги Э.Берна «Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры»).
Тема: Острые и хронические стрессогены.
Теория. Стрессоген, стресс-фактор — психосоциальная ситуация, которая приводит к стрессовому состоянию.
Рейтинг силы стрессового фактора должен базироваться на оценке того, как этот специфический стресс-фактор переживался бы «среднестатистическим» человеком с подобными социокультурными ценностями в подобных ситуациях. При этом учитывается количество изменений в жизни человека, причиной которых был этот стрессовый фактор, степень желательности или не желательности этого явления и возможность его контролировать, а также количество стрессовых факторов.
Необходимо учитывать все
Примерами преимущественно острых ситуаций могут быть: поступление в новую школу или начало ново роботы, любые несчастные случаи, аварии, смерть любимого человека. Примерами преимущественно хронических ситуаций могут служить постоянные супружеские или родительские ссоры, суровая и жестокая родительская дисциплина. Выделение этих двух типов стрессовых факторов может оказаться очень важным при составлении плана лечения, которое должно убрать психосоциальный стресс-фактор или помочь человеку преодолеть его. Кроме того, очевидно, что продолжительные стрессовые ситуации приводят к развитию психических расстройств у детей, нежели острые ситуации.
Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории