Основные теоретические положения о семье как психологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Semya.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Всесторонний сбор семейной истории  от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч. Более обычным является первоначальное получение информации о семейной истории и возращение к ней время от времени, когда она всплывает в разговоре.

Надо помнить, что когда семья  приходит с проблемой, она часто имеет свою собственную точку зрения на ее природу. Как правило, это ригидный, несистемный взгляд, основный на вере, что только один человек, носитель симптомов нуждается в изменении. Любые попытки двигаться непосредственно в другие проблемные зоны семьи часто будут блокироваться яростным их отрицанием. Вопросы же о структуре семьи, по так называемой генограмме, позволяют проникнуть в сердце семейного опыта (рождения, смерти, болезни и интенсивность взаимоотношений) относительно не угрожающим для семьи способом и разблокировать важные темы. Терапевт просто интересуется жизнью семьи, никого ни в чем не обвиняя?

 

Теория. Генограмма — это схема обозначения семьи. Ее можно составить сразу или в процессе продолжительной работы. Основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса. Генограмма позволяет образно представить себе модель семьи и сохранить данные в памяти.


 

 

Тема:  Родительские установки, их влияние на формирование личности ребенка в ракурсе транзактного анализа.

 

 

 

Теория. Родоначальником ТА является Эрик Берн. Истоки свои ТА берет в психоанализе.

 

Философия ТА:

  1. Все люди ОК (принятие): каждый человек имеет ценность, каждый человек достоин уважения как личность. В любом человеке есть зерно личности.
  2. Каждый человек способен мыслить, все люди могут думать.
  3. Каждый человек принимает решения в своей жизни и эти решения могут быть изменены (ответственность за свою жизнь). Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить принимаемые решения (которые были приняты в детстве). Сценарий закладывается в детстве под влиянием родителей.

 

Принципы ТА:

  1. Открытое взаимодействие, коммуникация. Нужно использовать понятийный аппарат достаточно понятный Клиенту (Э.Берн считал, что Клиент должен знать обо всем, что делает психотерапевт. Диагноз сообщается);
  2. Контрактное взаимодействие или контрактный принцип. Все действия ТА специалиста согласовуются с Клиентом (соглашение с Клиентом: согласование целей и последовательных шагов между терапевтом и Клиентом).

 

Контрактная терапия:

    • Терапевт знакомит с понятиями, интерпретация и обратная связь.
    • Клиент активно работает и делает самостоятельный анализ;
    • Перед началом Клиент оговаривает степень уверенности в хорошем исходе дела.

 

Контракт бывает организационный (условия работы: где, когда, сколько) и профессиональный (Это цель работы, ее содержание). Часто человек не знает, чего он хочет, важно выяснить, зачем человек пришел. В этом случае, контракт — договор о том, чтобы потратить какое-то время на прояснение цели визита. Если человек ставит негативные цели, их необходимо перефразировать, т.е., что делать вместо этого. Важно, чтобы содержание контракта было видимо и его можно было проверить.

 

Абсолюты ТА:

  1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, можно сказать: «Каждый имеет внутреннего родителя (Р)». Каждый человек, который дожил до взрослого возраста имел родителей или людей, которые их заменяли.
  2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы сопутствующие состояния их Я. В каждом человеке есть Взрослый (В). Каждый человек способен откликаться адекватно на происходящее или окружение.
  3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прожитых лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького ребенка, он же дитя (Д)». Каждый взрослый когда-то был ребенком.

 

Модель личности:

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура личности в  ТА: Эрик Берн выделяет три эго-состояния. Эго-состояния это совокупность мыслей, чувств и поведения (МЧП). родительских фигур, значимых людей в жизни человека (родители, учителя,

Р (эго-состояние родителя) — чувства, мысли, поведение заимствованные у кинозвезды и т.д.). Интроект.

В (эго-состояние взрослого) — МЧП непосредственно связанные с окружающей реальностью. «Здесь и сейчас». Опыт.

Д (эго-состояние дитя) — МЧП которые человек  заимствовал из своего прошлого; мысли изнутри, от своих потребностей.

 

Структурная модель психики, отражающая компоненты личности.

 

по Фрейду:


 

 

Super Ego

 

 

 

 

Ego

 

 

 

 

Id

 

 

 

Определение эго-состояний:

РОДИТЕЛЬ — источник уверенности в себе, авторитетность, авторитарность, директивность, задает рамки, быстрое принятие решений, стабильность, стержень. Родитель может мешать: игнорирование, подавление эмоций ребенка

В родительском эго-состоянии человек  не принимает новой информации. Вербальные признаки: «всегда», «никогда», «вечно» и т.д. Грамматические конструкции без подлежащего: «Как ты себя чувствуешь», «Надо делать вот так». Невербальные признаки: поза «Наполеона», «руки в боки», задержка дыхания, сдерживание эмоций. Родитель может проявиться прямо и косвенно. Как активное состояние Я или как влияние Родителя. В активном случае человек реагирует так, как реагировал бы отец или мать («Делай как я») в подобных случаях, т.е. человек подражает одному из родителей. При косвенном влиянии — реакция бывает такой, какой от человека ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»), т.е. человек приспосабливается к требованиям родителей. Контролирующий родитель — правила указания, критикует, контролирует, оценивает. Воспитывающий или заботящейся родитель — предложение помощи, сочувствие, спрашивает о чувствах.

ДИТЯ —  одна из наиболее ценных составляющих личности, т.к. вносит в жизнь человека: радость, творчество, очарование. Является источником интуиции, творчества, спонтанности, радости, капризность непредсказуемость, эгоцентризм.

Дитя тоже может проявлять себя двумя способами: как приспосабливающееся (адаптивное) Дитя как бунтующее  Д и как свободное Дитя. Адаптивное Дитя — следует указаниям других и чужим требованиям, изменяет свое поведение под влиянием Родителя, ведет себя так, как этого хотели бы его отец и мать: очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Бунтующее Дитя — действует на перекор, на зло, наоборот. Свободное Дитя  — следует своим внутренним импульсам и побуждениям, проявляет себя в спонтанном поведении: непослушание, бунт, проявление творческого порыва. Вербальные признаки: «Я хочу», «Мне все равно», «Я не знаю», использование уменьшительно ласкательных суффиксов. Невербальные признаки: подчеркнутый восторг, слезы, закатывание глаз.

ВЗРОСЛЫЙ — объективно обрабатывает информацию, рациональность, может  признавать свои недостатки, адекватно  реагирует на ситуацию, гибкость, «здесь и сейчас», посредник между Р  и Д.

Могут возникать проблемы: нерешительность, колебания, слишком серьезно относится ко всему, занудность. Вербальные признаки: подлежащее + сказуемое, «Я думаю этого делать не стоит». Вопросительные слова: «Почему? Сколько? Когда? Как? Где?» — слова направлены на сбор информации. Невербальные признаки: поза прямая, голова нагнута, нога на ногу.

Функциональная модель (типы поведения):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояния Я  — это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма (для функционирования и выживания). Их изменения необходимы лишь в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации, каждый из них (В, Р, Д) заслуживает одинакового уважения, т.к. каждое состояние делает по-своему жизнь человека полноценно и плодотворной.

Эго-состояние  — последовательный паттерн (модель) чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим последовательным паттерном (моделью) поведения (определение Эрика Берна).

 

Теория. Транзакт, транзакция — единица общения в ТА, социального взаимодействия, один человек выявляет признание присутствия другого человека. Единица социального взаимодействия. Люди находятся в месте в одной группе, неизбежно разговаривают друг с другом или иным путем показывают свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется транзактным стимулом. Человек, к которому обращен стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это транзакционная реакция. На один стимул может быть минимум пять разных реакций. Эрик Берн выделяет 3 типа транзакций или правила коммуникации:

 

Параллельный — такая транзакция, когда реакция следует из того эго-состояния, куда был направлен стимул.


Правило I. Пока транзакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко и неопределенно долго.

 

 

Пересекающиеся —  реакция следует не из того эго-состояния, в которое был направлен стимул.


Правило II. При пересекающихся транзакциях коммуникация прерывается. Чтобы восстановить коммуникацию один или оба собеседника должны изменить свои эго-состояния.

 

 

Скрытые — такие, в которых одновременно передается два сообщения: на социальном уровне (словами), на психологическом уровне (невербальный компонент, интонация).


Правило Ш.

 

 

 

 

Тема:  Родительские установки, их влияние на формирование личности ребенка в ракурсе транзактного анализа.

 

 

Теория. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости (особенно интенсивной) для большинства людей психически не приемлемы. А так как человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, потому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

 

Игрой —  в ТА называют следующих друг за другом скрытых дополнительных транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это последовательность скрытых транзакций. Есть игры осознанные, например, игра «страхование». Единственная цель страхового агента заполучить добычу. Предметом нашего внимания являются бессознательные игры в которые играют неискушенные люди. Не отдавая себе в этом отчета, они продолжают в процессе игры двойные транзакции. В игре могут участвовать 2,3 и более участника.

 

Формула игры:

 


 

 

 

Крючок — скрытое транзактное  послание одним игроком, чтобы начать игру, зацепить.

Клев — ответный ход второго  игрока о готовности начать игру.

Реакция — взаимодействие, получение  отклика на социальном уровне с сопровождением чувств: волнующего, захватывающего.

Переключение — изменяется эго-состояние, при этом игроки испытывают смущение.

Смущение — дискомфорт.

Расплата — результат игры, получают оба.

 

От силы расплаты зависит степень  игры. Различают следующие степени игры:

    1. Игра первой степени социально приемлемая в данном кругу, расплата — это неприятные чувства у игроков после взаимодействия (можно обмениваться результатами).
    2. Игра второй степени — такая игра не грозит непоправимым ущербом, однако игроки предпочитают скрывать ее от посторонних.
    3. Игра третей степени ведется до последней «точки» и может закончиться в операционной, в зале суда или в море (с разрушительным исходом).

 

Функции игр (психологические  преимущества):

  1. внутри психологическая функция — игры помогают избежать пугающих чувств;
  2. внешне психологическая функция — игры помогают избежать ситуаций, в которых возникают пугающие чувства;
  3. внутри социальная функция — удовлетворительное структурирование времени игроков, нет эмоционального взаимодействия;
  4. внешне социальная функция — способ структурирования времени во внешнем кругу общения;
  5. биологическая функция — средство получения поглаживаний, оба получают интенсивные поглаживания;
  6. экзистенциональная функция — подтверждение представлений о мире.

 

Способы предотвращения игры:

  1. «не клевать» — не начинать игру (игнорировать, отвечать на открытые транзакции, проанализировать);
  2. «не расплачиваться» — почувствовав смущение переходить в эго-состояние В.

 

Примеры игр. Распространенная игра среди супругов которую можно назвать «Если бы не ты», «Посмотри, что я из-за тебя сделал», «Гость — растяпа». Депрессивные: «Опять я за старое», «Бейте меня». (Из книги Э.Берна «Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры»).

 

 

 

 

Тема:  Острые и хронические стрессогены.

 

 

 

Теория. Стрессоген, стресс-фактор — психосоциальная ситуация, которая приводит к стрессовому состоянию.

Рейтинг силы стрессового фактора  должен базироваться на оценке того, как  этот специфический стресс-фактор переживался  бы «среднестатистическим» человеком  с подобными социокультурными ценностями в подобных ситуациях. При этом учитывается количество изменений в жизни человека, причиной которых был этот стрессовый фактор, степень желательности или не желательности этого явления и возможность его контролировать, а также количество стрессовых факторов.

Необходимо учитывать все психосоциальные  стрессовые факторы и далее класифицировать  их как: преимущественно острые ситуации (длительностью менее 6 месяцев), преимущественно  хронические (длительностью более 6 месяцев).

Примерами преимущественно острых ситуаций могут быть: поступление в новую школу или начало ново роботы, любые несчастные случаи, аварии, смерть любимого человека. Примерами преимущественно хронических ситуаций могут служить постоянные супружеские или родительские ссоры, суровая и жестокая родительская дисциплина. Выделение этих двух типов стрессовых факторов может оказаться очень важным при составлении плана лечения, которое должно убрать психосоциальный стресс-фактор или помочь человеку преодолеть его. Кроме того, очевидно, что продолжительные стрессовые ситуации приводят к развитию психических расстройств у детей, нежели острые ситуации.

Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории