Основные теоретические положения о семье как психологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Semya.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

В третей фазе (роль) прежде всего оценивается совместимость ролей. Партнёры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. При этом оценивается как сходство характеров и наклонностей (например, эстраветивность или интравертивность, одинаковая потребность в половых контактах и др.), так и противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчинённости, стремление одного заботится о другом и др.).

Во всех фазах действует принцип  «соразмерности обмена». Равновесие достигается  только в том случае, когда такой  обмен с точки зрения партнёров является равноценным. Например, внешне не слишком привлекательный мужчина может сделать предложение более привлекательной девушке, давая ей взамен устойчивое материальное положение.

Итак, мы видим что каждый человек  при выборе партнёра опирается на своё виденье его, свои ожидания и т.д. Но кроме этого на человека действуют внешние факторы такие как неосознанные семейные стереотипы и общепринятые мифы.

 Мифы о семье. Мифы, которые деструктивно влияют на установление супружеских отношений:

  • Миф о вечной любви — установка на то, что чувства не изменяются, что партнёр должен меня любить когда я веду себя не лучшим образом.
  • Миф «волшебную силу» любви — главное любить остальное наладится само собой.
  • Миф — сделай меня счастливой, я за настроение в семье не отвечаю.
  • Миф «око за око» — если мне партнёр … то я отплачу ему тем же.
  • Миф о злой несправедливой судьбе — я такого не заслужил.

Мифы ускоряют разрушение отношений  в семье и образует эмоциональную  зависимость экстернального характера (внешнего). Задание психолога, в этом случае, перевести человека на интернальность, на себя.

 

 

Теория. Семейная группа, то есть семья как единое целое не является статичным феноменом, она пребывает в постоянном движении и развитии и претерпевает различные изменения. Понятие развития  семьи неразрывно связано с жизненным циклом семьи. Развитие — закономерная последовательность изменений, или фаз, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии. В развитии всех систем можно выделить определенные фазы и циклы с присущими им специфическими свойствами и задачами. Семья проходит определенный жизненный цикл, включающий серию специфических стадий. Процесс развития семьи — это не то же самое, что процесс психо-сексуального, или какого-либо еще развития, протекающего в ходе жизни людей, составляющих семью. Между тем, каждый член семьи, проживая совместно со своей семьёй цикл её становления, проходит при этом соответствующие фазы собственного развития. Каждой стадии жизненного цикла семьи присущи определённые качества или маркеры, а также специфические задачи, которые решаются тем или иным образом, совместными усилиями её членов. Благодаря решению этих задач семья переходит на следующую стадию развития, привнося в неё качества предыдущей. Развитие семьи может замедляться или останавливаться, иметь прогрессивный или, наоборот регрессивный характер. Как бы то ни было, при нормально протекающем развитии семьи можно предвидеть, какой будет её следующая стадия.

Фазы развития семьи:

    1. Фаза — стадия ухаживания, «фестивальный период» или период инициации (посвящения). В течении 0,5 – 1,5 года оптимальный срок (не менее чем раз в неделю). Минимализация и максимализация приводит или к нестабильности семейных связей, или к «окостенению границ мы». Задание периода: установить систему связей «мы» и «они»; установить границы в системах «мы», «я» и «не я»; развитие умения отстаивать «мы» в разграничении родительскими семьями.
    2. Фаза — стадия «без детей» от начала совместного проживания вдвоем до рождения первого ребенка. Продолжаться сколько угодно до 10 лет (~ 60% имеют ребенка через 6 месяцев после женитьбы). Задание: наладить баланс близости—отдаленности между парой и родительской системой, баланс бытовых и социальных ролей, социокультурная совместимость, переход от личной независимости к взаимозависимости супругов. Этот период психологи считают основополагающим для потенциальных нарушений в будущем системы.

Практическое  задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы: «стань таким как я хочу», бытовая несогласованность семейных ролей, слабость брачных и сила родительских семейных связей, размытость границ Я пары.

    1. Фаза — стадия экспансии, период до рождения последнего ребенка. Задания: перестроение отношений в связи с рождением первенца и последующих детей, стабилизация равновесия в эмоциональных отношениях с детьми, поддержка равновесия в супружеской системе, усиление эмоциональной направленности на взаимозаменяемость бытовых ролей и установление границ семьи с детьми и семьи родителей.

Практическое  задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы: незапланированное родитД/З:ельство, ребенок может стать объектом манипуляций, проблема нарушения иерархии связей в семье, двойная занятость женщины, семейные коалиции.

    1. Фаза — стадия стабилизации или зрелого брака, до момента когда первый ребенок покинет семью. Задания: воспитание детей, упрочнение семейных отношений, постепенная эмансипация детей.

Практическое  задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы. На семейную систему влияют возрастные кризисы которые переживают супруги (30 – 40 лет Я-реальное/ Я-идеальное). Выравнивание социальных статусов мужа и жены в семейных связях, смена привлекательности мужчины и женщины, ослабление статуса женщины и усиление статуса мужчины, смена сфер контроля детей, сенсорный голод (разводы мужчин). Патологии в системе Родители — Дети (выравнивание за счёт договоренностей), Муж — Жена (женщина должна выровнять свой статус с мужем за счёт расширения зоны своей личностной ориентации), Родители — престарелые родители (изменить отношение если не можешь изменить ситуацию, договоренности). Ухудшение моральнопсихического климата из-за ожидания отделения детей, приближение старческого возраста, одиночества.

    1. Фаза — стадия отделения, дети постепенно покидают семью. Задания: адекватное отделений детей от семьи, большая ориентация родителей на собственные интересы, обретение детьми независимости.

Практическое  задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы: дифференциация границ родительской семьи и семьи детей; сохранение баланса в системе родителей за счет увеличения разнообразия ролевых позиций женщины; сохранение гармонии в системе родительская семья и социум.

    1. Фаза — стадия «пустое гнездо», дети покинули семью. Практическое задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы: эмоциональные связи в системе супругов (общие интересы, взгляды, наполненность жизни), сохранение гармоничных отношений за счет хобби, расширения связей, включение в социальную деятельность.
    2. Фаза — завершающая стадия или стадия вдовства. Сопровождается дистрессом. Необходима профилактика депрессии, негативных эмоциональных состояний за счёт включения в социум та психотерапевтические программы. Практическое задание. Мозговой штурм. Инструкция: Как вы думаете какие проблемы будут характерны для этого периода? Проблемы: чувство одиночества, бессмысленности жизни, суицидально опасный период.

Периоды перехода от одной фазы к  другой характеризуется кризисами.

 

Теория. Семейные кризисы. Наиболее крупными семейными кризисами являются такие (детально их описал Plzak, 1973):

Первый критический  период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют уже известные факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнёра в период влюблённости и в повседневном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряжённости в отношениях между партнёрами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Безусловно, присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет её.

В кризисной ситуации нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Второй кризисный  период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических расстройств, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявлять себя на стороне, «пока не поздно».

 

 

 

Тема:  Семейные проблемы.

 

 

 

 Теория. Семейные  проблемы и дети. Часто ребенок, по поводу которого семья обращается к психотерапевту, является зеркалом отражающим семейные проблемы. Потому необходимо рассматривать эти нарушения в контексте внутрисемейных отношений. Ребенок нередко играет очень важную роль в поддержании семейного гомеостаза и получении семьей необходимой для не помощи. В семейной психотерапии ребенок может выполнять следующие функции:

  • поведенческие и эмоциональные нарушения у ребенка являются вершиной «айсберга» или «входным билетом»; они не редко позволяют увидеть семейные проблемы. Ребенок с этими нарушениями может быть лишь небольшой «частью» семейных проблем;
  • поведенческие и эмоциональные нарушения у ребенка могут отражать его реакцию как наиболее здорового члена семьи на имеющиеся в ней проблемы;
  • ребенок может выступать в качестве союзника психотерапевта в процессе лечения, предоставляя ему важную информацию о семейных отношениях и проблемах, которая не может быть получена от взрослых, склонных к ее искажениям и рационализации;
  • эмоциональные и поведенческие нарушения ребенка могут отражать проблемы, которые могут появиться в семье в будущем, тем самым помогая их раннему распознаванию и предупреждению. В противном случае, на начальных этапах своего развития эти проблемы могут остаться незамеченными;
  • имеющиеся у ребенка нарушения могут помочь в осознании особенностей взаимодействия членов семьи и внутрисемейной динамики. Даже обстоятельное обсуждение с членами семьи ее истории зачастую не может дать возможности для подобной оценки. Исключение ребенка из процесса диагностики семейных дисгармоний лишает специалиста шанса получения важной информации.

 

Методика: «Кинестетический рисунок семьи».

Анализ рисунков. Анализ кинестетических рисунков фокусируется на действии или движении, не на инертных фигурах. Некоторые характеристики КРС и их значение.

  1. Стиль
    1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение.
    2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для детей из неустойчивых семей.
  1. Действия
    1. Мать:
      1. Готовка. Это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей.
      2. Уборка. Это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены домом, чем людьми в доме. Уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению.
      3. Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пытающихся дать ребенку «тепло».
    2. Отцы:
      1. Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.
      2. Едет на работу или находится на работе. Обычно обнаруживается у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих вне нее, а не интегрированных в неё.
      3. Резанье. Такие действия как подстригание газона, рубка дров, резанье и т.д. обнаруживаются у «жёстких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).
    3. Соперничество

Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами  семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолётика и т.д. Выступает у сильно конкурирующих или ревнивых детей.

 

Повторяющийся орнамент — навязчивые мысли ребенка.

Пылесос — часто символ кишечника, наблюдается у детей с оральной депривацией.

Прыжки в воду — депрессии, суицидность.

 

 

Тема:  Семейные проблемы.

 

 

 Теория. Порядок рождения. Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальная обстановка различна. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории