Основные теоретические положения о семье как психологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Semya.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

По Адлеру, порядок  рождения (позиция) ребенка в семье  имеет решающее значение. От того, какое  значение ребенок придает сложившейся  ситуации, зависит, как повлияет порядок  его рождения на стиль жизни.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто  описывал положение первенца при  рождении второго ребенка, как положение  «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным.  Старший склонен отвоёвывать своё верховенство в семье, проявлением трудного поведения на что родители отвечают наказанием. В результате чего первенец приучает себя к изоляции и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Отсюда, может закрепляться консервативность, стремление к власти и предрасположен к лидерству, часто становиться хранителем семейных установок/традиций и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единого ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которым ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок  на протяжении всего детства продолжает быть средоточением жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию со своими сиблингами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй ребенок (средний, «сэндвич»). Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах» [Adler, 1931, р.148].

В результате второй ребенок вырастает соперничающим  и честолюбивым. Его стиль жизни  определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был «сэндвичем».

Младший (последний) ребенок. Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишение трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок  обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого  ребенка стиль жизни полностью  совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем. Интерес Адлер к взаимоотношениям в контексте порядка рождения является, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

 

Теория. Достаточно много проблем возникают в супружеских отношениях из-за недовольства распределением власти в семье. Обращая внимание на это семьи можно разделить на симметричные, комплиментарные и метакомплементарные. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером. Причем этот перекос ощущается лишь тогда когда один элемент системы перестает быть удовлетворенным таким положением вещей.

Частой проблемой также является нарушение верности в браке, вернее проблемой это становиться с момента осознания неверности вторым партнером. Сатир выделила такие типичные модели коммуникативного отношения к нарушению верности. К их типичным представителям относятся следующие:

    1. обвинитель, которого в символике автора можно представить как «статую с указующим перстом»;
    2. примиренец — «статуя грешника с опущенной головой»;
    3. холодный рационалист или горячий «арифмометр» — «выпрямленная фигура с поднятой головой»;
    4. нарушитель и «отвлекатель», который игнорирует вечные темы и проблемы и всегда заводит пустой разговор только о текущих событиях, о сиюминутном, часто в забавной или даже смешной клоунской форме.

 

Известно также, что люди по-разному  реагируют на конфликтные ситуации. Потому можно выделить три типа нарушения  супружеских отношений (Wile):

        • Взаимное уклонение. Оба партнера уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, отворачиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.
        • Взаимное обвинение. Партнеры открыто выражают свое раздражение, беспокойство, неудовлетворенность, подчеркивая свои требования, что нередко ведет к деструктивным ссорам.
        • Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства и стремится  сблизиться с другим, выдвигая требования, аргументируя их, или предъявляет жалобы, другой старается — отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Преследование, натиск и уклонение взаимно потенцируются: чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремиться к нему приблизится и наоборот.

 

 

 

Тема:  Психологический климат семьи.

 

 

 

 

Теория. Во всем мире наблюдается тенденция ослабления роли внешних контролирующих факторов консолидирования семьи (религиозных, юридических, этнических, экономических) и рост роли психологических факторов. Моральнопсихологический климат — это доминирующее настроение в семье и зависит от типа семьи. Это настроение объединяет или наоборот разобщает семью.  Основой гармоничности отношений является согласованность взаимодействия супругов. Психологическая совместимость функционирует на 3-х взаимосвязанных уровнях (Обозов):

    • Нижний уровень — психомоторная совместимость, психофизиологическая или психодинамическая система. Имеется в виду единство психических и физических ритмов (сезонность настроения, временные изменения и т.д.).
    • Психологическая  совместимость или эмоционально-чувственный уровень совместимости: характер, эмоциональность, тип мышления, привычки, темперамент, эмоциональная чувствительность.
    • Социокультурный уровень (личностная совместимость). Это совпадение структуры сознания, это ценностно-ориентационное единство (Рокич), которое является очень важным показателем семейного согласия и означает высокий уровень совпадения мыслей, жизненных позиций. Чем выше уровень совместимости сознания, тем больше у супругов возможностей регулировать расхождения на всех уровнях совместимости, в том числе и на психофизическом уровне.

Есть также семьи психологически проблемные (Волков, 1980):

  • Эмоционально-отчужденные семьи. Характеризуется холодными, сдержанными или безразличными отношениями их членов и низкой вовлеченностью в личную жизнь друг друга. В этой группе выделяется два типа семей: изолированно-раделённые (эмоционально-безразличные, изолированные) и ригидные рационалистические семьи (эмоциональное дистанцирование и невмешательство  в личные дела возведено в принцип взаимного поведения, хотя в ряде случаев в действительности супруги эмоционально привязаны друг к другу).
  • Напряженно-диссоциированные семьи характеризуются частыми конфликтами, деспотическим доминированием одного из супругов, фиксацией ребенка в роли «козла отпущения», обстановкой недоброжелательности, постоянным поиском виновных.
  • Псевдосолидарные семьи. Подчеркнутое внимание и забота, которое, однако, носят формальный характер. Стабильность и взаимность достигаются за счет мистификации действительности и формирования защитных семейных мифов.
  • Симбиотические семьи. В основе этого типа семей лежит психологический симбиоз между одним из родителей и ребенком. «В неполных семья эта связь определяет психологическое слияние матери и ребенка, которое приводит к их взаимному самоотождествлению и крайним формам взаимной зависимости. В полных семьях второму родителю симбиотической парой обычно отводятся второстепенные и зависимые роли. В части случаев это побуждает их занимать критическую или даже конфликтную позицию. Симбиотические связи в этих случаях не столь глубоки и порой можно отчетливо различать случаи, в которых мать поддерживает привязанность ребенка, сохраняя критическое понимание ситуации, и случаи, в которых она активно формирует эту привязанность, противодействуя любой возможности ее рарыхления Психокоррекционная работа в этих двух случаях должна строится на принципиально различной основе» [Воловик В.М.].
  • Гиперпротективные семьи, в рамках которых выделяют ригидные и хаотические. Эти семьи характеризует жесткая фиксация ролей, однако в ригидных семьях — это подавляющая гиперпротекция (ограничивающий контроль), либо опекающая гиперпротекция (чрезмерная работа и опека), в хаотических семьях — непоследовательность установок и требований друг к другу, противоречивое поведение доминирующего супруга.

 

Методика «Несуществующее животное».

Обсуждение: Рассматриваются два рисунка пары совместно и выясняются возможные проблемы.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Интерпретация:

Положение на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикально поставленного листа.

Смещения. Вверху — высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; притязания на продвижение, признание, тенденцию к самоутверждению. Внизу — обратный показатель. Неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своём социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или ёё заменяющая деталь). Голова это сфера интеллекта. Крупная — рациональность. Наличие большого количества голов циклотимность, поведенческое разнообразие. Поворот вправо — стойкая тенденция к деятельности. Влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Фас — эгоцентризм.

Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Фильтры — слышит только то, что его устраивает.

Рот — вербальная активность. С языком и без губ — болтливость; с губами чувственность, эмотивность.  Рот открытый зачерненный без языка и губ — легкость в возникновении страхов, недоверия, опасений. Зубы, огонь — вербальная агрессия. Сжаты зубы — контроль.

Глаза — символ страха, особенно с прорисованной радужкой. Ресницы — истероидно-демонстративные манёвры в поведении, для мужчин — феминные черты характера. Ресницы также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Нос — символ сексуальности. Рыло — агрессивность, грубость, жестокость в сексуальных проявлениях.

Шея — контроль над сферою влечения, эмоций.

Детали. Рога — агрессия. Перья — тенденция к самоукрашению и самоопрадыванию, к демонстративности; грива, шерсть, прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Усики бабочек — чувствительность, интуитивность. Руки — манипулятивность, многопалость — склонность к воровству, лжи.

Несущая, опорная часть фигуры. Тело — сфера чувств, ощущений эмоций. Наличие ног (лап), общая устойчивость фигуры говорит о реалистичности, эмоциональной устойчивости, стремление к стабильности. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда (соответственно необычность формы) — даже творческое начало или инакомыслие (ближе к патологии).

Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории