Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция
Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.
Продолжение. — Представьте себя другим ребенком или тем же самым, но который оказался в другой семье. Здесь совсем другая атмосфера. Вы ощущаете естественность, честность и любовь. Вы чувствуете, что ваша душа, сердце и разум находятся в полной гармонии. Люди окружающие вас, выражают свою любовь, уважение друг к другу. Здесь вас всегда выслушают, и вы с интересом выслушаете других. С вами считаются, вы можете открыто проявлять свою радость и боль, вам не нужно таится. Рассказывая о неудаче, вы не боитесь, что вас поднимут на смех, т.к. все в этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками пробовать что-то новое в жизни можно совершить ошибку, которая лишь означает что вы растете и развиваетесь. Люди в этой семье выглядят по-особому. Их движения грациозны и свободны, выражение лица умиротворённое. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол, они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Члены этой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах. Может быть высказано всё — разочарование, страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала. Эта семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, при изменении жизненной ситуации, эти изменения спокойно оцениваются и план гибко преобразуется, соответствуя новым условиям. Члены этой семьи способны без паники реагировать на различные перемены в жизни. В этой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей — это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо ещё. Родители чувствуют себя лидерами-вдохновителями, а не авторитетными руководителями. Их действия не расходятся со словами. Родители знают, что изначально дети не смогут быть плохими. Они никогда не реагируют на поведение ребёнка так, чтобы унизить его достоинство. Наоборот, спрашивают о том, что происходит, выслушивают, стараются получше понять и вникнуть в переживание ребенка, принимая во внимание естественное желание ребенка учится новому и быть хорошим. Вы чувствуете себя в этой семье полноценным человеком, любимым, самоценным, нужным в окружении людей, которые ждут от вас любви, признания и уважения.
Теория. Существует два типа систем: закрытые и открытые. Основные различия между ними определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе её части неподвижно соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит, независимо от того, откуда поступает информация — извне или изнутри. Открытая — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри неё или выйти за её пределы. В.Сатир считает, что закрытая система функционирует в неблагополучных семьях, а открытая — в гармоничных.
Схемы функционирования систем:
Самооценка |
Низкая |
Общение |
Непрямое, спутанное, неопределённое, неадекватное, препятствующее росту |
Стили |
Обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстранённый |
Правила |
Скрытые, устаревшие, жёсткие, ригидные,
неизменяемые, которые ограничивают,
зажимают; люди изменяют свои потребности,
подстраиваясь под |
Результат |
Случайный, хаотичный, деструктивный |
В закрытых системах чувство самооценки
второстепенно по отношению к
власти и исполнительности; поступки
зависят от прихоти начальника/авторитета/
Самооценка |
Высокая |
Общение |
Прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту. |
Стиль |
Уравновешенный. |
Правила |
Открытые, современные, гуманные, гибкие, меняются, когда возникает необходимость, полная свобода обсуждений. |
Результат |
Основан на реальном положении вещей. |
В открытых системах чувство собственной
оценки первично, сила и исполнительность
второстепенны; поступки отражают принципы
человека; изменения приветствуются,
считаются естественными и
Тема: Основные теоретические положения о семье как психологической категории.
Теория. Как уже говорилось ранее, семья в системной семейной терапии рассматривается как система. А каждая система, как известно, имеет свою динамику — способность меняться. Функции и структура семьи могут меняться в зависимости от этапов её жизнедеятельности. Изменения — это то, что свойственно каждой семье. Семья это единственная социальная группа, которая приспособилась к многочисленным событиям, которые сменяют друг друга в таком небольшом жизненном пространстве на протяжении такого короткого времени.
На основании изучения структуры и динамики семьи, психологи и социологи выделяют такие понятия как типы и виды семей.
Типология моделей семьи.
По размеру семьи разделяют на:
По согласованности ролевых позиций мужчины и женщины:
Сравнение нормативных установок полоролевого поведения в семьях:
Доминаторная семья |
Партнерская семья |
|
|
По кровным связям:
В.С.Торохтий различает семьи по следующим признакам:
По количеству детей (бездетная/ интерфентильная, однодетная, малодетная, многодетная).
По качеству и атмосфере в семье (благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная дезорганизованная).
По характеру психологического здоровья (здоровая, невротическая, виктимогенная).
По национальному составу (моноэтничная и полиэтничная).
Теория. Наиболее распространенная классификация стилей взаимодействия в семье.
Либеральный стиль (попустительский) — отсутствие в семье каких либо отношений между родителями и детьми: отчуждение родителей от детей, их полное безразличие к делам и чувствам детей. Такие родители склонны к одному из известных полярных типов отношений — к гипоопеке (недостаточная любовь, её отсутствие). Они почти не заботятся о своём ребенке. Оставляют все на самотек, не выявляя заинтересованности по отношению к ребенку. Основу отцовства составляют чувство долга, обязанности. В отношениях с ребенком почти нет эмоционального тепла. В родительском отношении преобладает игнорирование потребностей ребенка из-за углубленности в личные дела и переживания. Ребёнок предоставлен сам себе. Может иметь место скрытая гипоопека (то есть контроль и забота о ребенке имеют формальный характер), но и в этом случае родители не удовлетворяют одни из самых главных потребностей ребенка — потребности в любви и принятии. Детям свойственно: чувство «приобретенной незащищённости» (безнадежность и покорность, которая приобретается в случае, когда ребенок не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятностями), что при дальнейшем развитии приводит к появлению апатии и даже депрессии, к избеганию контактов с новыми людьми, к общему недоверию к людям. Этим детям свойственно асоциальное поведение. Отсутствие родительской заботы — очень травмирующий фактор. У детей может быть низкий уровень интеллекта, особенно невербального, эмоциональная незрелость, отсутствие разборчивости в контактах с окружающими (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они бывают агрессивны по отношению к сверстникам, лишены социальной активности.
Авторитарный стиль (контролирующий). Включает значительные ограничения поведения детей, четкое пояснение ребёнку содержания ограничений. Такие родители постоянно предъявляют разные (иногда, достаточно тяжёлые в исполнении) требования к ребенку. Имеет место гиперконтроль. При этом родители не замечают доминантности своего поведения, или воспринимают её как нормальную и естественную: «Я же желаю ей только добра» или «Я лучше знаю как нужно вести себя в таких ситуациях». Это можно назвать гиперопекой или симбиозом: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности в связи со страхом того, что в будущем с ребенком может случиться какое-то горе. В этом случае уменьшение возможностей и способностей ребенка приводит родителей к максимальному контролированию и ограничению. Такие родители отдают предпочтение такому виду влияния как приказ и насилие. Дети — боязливые, безынициативные, нерешительные, неуверенные в себе и в своих возможностях, с плохим самоконтролем поведения, бездейственные или наоборот с жестким саморуководством. Преобладает негативное настроение. Им тяжело устанавливать контакта со сверстниками. Во взаимоотношениях со своими родителями такие дети могут лицемерить, врать, иногда, проявлять откровенную ненависть. В авторитарной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Основное требование — подчинение. Результатом социализации ребенка в такой семье является способность легко «вливаться» в вертикально-организованную общественную структуру. Дети легко усваивают традиционные нормы, но имеют трудности при формировании личных семей. Безынициативные, негибкие, действуют исходя из представлений про то, как должно быть.
Демократический стиль (стиль согласия). Определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, вовлеченностью детей в обсуждение семейных проблем, вопросов (учитывается их мнение), готовностью родителей прийти на помощь, если это будет необходимо, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением личной субъективности в видении ребенка. Такие родители воспитывают в детях: независимость, учат определять личные ценности, и думать самостоятельно. Взаимоотношения в таких семьях предполагают сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также настоящую и полную равноправность всех участников семейного союза. Дети отличаются социальной активностью, присутствием внутреннего локус-контроля, легко вступают в контакты со сверстниками. Преобладает у детей хорошее настроение, они уверены в себе, с развитым самоконтролем поведения, стремятся к исследованиям, поискам, а не избегают новых ситуаций. Цель — взаимное доверие, принятие и автономность её членов.
Тема: Развитие семьи.
Теория. Каждая группа имеет свою «точку зарождения», первичную причину объединения. Семья в этом случае не является исключением. В таком случае нас интересует что же свело супругов и как реализуются первоначальные ожидания, какие факторы их определяют и на каких принципах строятся супружеские отношения в настоящее время. Межличностная привлекательность поддерживается факторами, которые представляют для того или иного индивида особую ценность или вызывают у него определённые надежды на то что социальный контакт с данным партнёром будет благоприятным [Мikula, 1977].
Одной из теорий объясняющих принципы выбора брачного партнёра является комплексная теория Mursteina (1976). В соответствии с этой теорией при выборе действуют три фактора, три силы притяжения: побуждения, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняются. То, что проходит через фильтр, проходит в следующую фазу.
В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Значение побуждения, таким образом, относительно в рамках конкретной ситуации.
Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнёры при встрече узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнёры расходятся, считая что не подходят друг другу.
Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории