Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция
Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.
При наличии более чем одного стресс-фактора, количественно оценивают силу наиболее тяжелого из них. А в случае существования в большом количестве значительных или наиболее сильных стрессовых факторов следует рассматривать их полнее. Каждый из стресс-факторов должен быть занесен в список по значимости. Берут также во внимание и контекст, в котором действует этот стрессовый фактор.
Типы психосоциальных стресс-факторов, которые беру во внимание. При определении этиологического значения психосоциального стресс-фактора нужно рассмотреть такие сферы отношений:
Супружеские (брачные или внебрачные): например, помолвка, женитьба, семейные ссоры, вынужденная разлука, развод, смерть партнёра.
Родительские: рождение первого ребенка, трудности воспитания, болезнь ребенка.
Другие межличностные: проблемы с друзьями, соседями, знакомыми, коллегами или членами семьи (кроме детей и супругов), например, болезнь близкого друга, конфликт с начальством.
Профессиональные: проблемы на роботе, в школе, в быту, например, безработица, пенсия, школьные проблемы.
Жизненные обстоятельства: смена жилища, угроза личной безопасности, эмиграция.
Финансовые: недостаточное материальное обеспечение, смена финансового статуса.
Правовые: арест, пленение, судебный процесс или рассмотрение дела в суде.
Проблемы связанные с
Соматиче6ские заболевания, травмы: например, болезнь, несчастный случай, хирургическая операция, аборт.
Другие психосоциальные
Семейные факторы (для детей и подростков): холодные, враждебные, конфликтные, оскорбительные или беспорядочные отношения между родителями или такое же отношение к ребенку; соматическая или психическая болезнь члена семьи; отсутствие или недостаток родительской опеки; чрезмерная жестокость или противоречивые родительские требования; недостаточная, чрезмерна или беспорядочная социальная или познавательная стимуляция; аномальные семейные ситуации, например, несовместимый комплекс родительской опеки и наказания; приёмные родители; воспитание в государственных учреждениях, потеря значимых членов семьи.
Шкала выраженности
психосоциальных стресс-
КОД |
Название |
Примеры стрессовых факторов | |
Острые ситуации |
Хронические ситуации | ||
1 |
Не имеет |
Отсутствуют острые ситуации, которые можно было бы отнести к этому расстройству |
Нет хронических ситуаций, которые можно было бы отнести к этому расстройству |
2 |
Легкий |
Разрыв с другом или подругой, начало или окончание учебы, ребенок оставляет дом. |
Семейные ссоры, неудовлетворенность работой, существование в криминогенном окружении. |
3 |
Умеренный |
Женитьба, развод супругов, потеря работы, выход на пенсию, выкидыш. |
Супружеские неурядицы, серьёзные финансовые проблемы, конфликт с руководителем, воспитание ребенка одним из родителей. |
4 |
Тяжелый |
Развод, рождение первенца. |
Безработица, бедность. |
5 |
Чрезвычайный |
Смерть одного из супругов, диагностика серьёзной болезни, изнасилование |
Серьёзная хроническая болезнь (собственная или ребенка), постоянное физическое или сексуальное насилие. |
6 |
Катастрофический |
Смерть ребенка, суицид партнёра, стихийное бедствие. |
Взятие в плен заложником с угрозой для жизни, пребывание в концентрационном лагере. |
7 |
Неадекватная информация или отсутствие изменений в состоянии |
Шкала выраженности психосоциальных стресс-факторов для детей и подростков
КОД |
Название |
Примеры стрессовых факторов | |
Острые ситуации |
Хронические ситуации | ||
1 |
Не имеет |
Отсутствуют острые ситуации, которые можно было бы отнести к этому расстройству |
Нет хронических ситуаций, которые можно было бы отнести к этому расстройству |
2 |
Легкий |
Разрыв с другом или подругой, переход в другую школу. |
Скученность, теснота места жительства, семейные ссоры. |
3 |
Умеренный |
Исключение из школы, рождение брата или сестры. |
Хроническая инвалидизирующая болезнь одного из родителей, постоянные неурядицы между родителями. |
4 |
Тяжелый |
Развод родителей, рождение брата или сестры. |
Жестокость родителей или их отказ от ребенка; хроническая болезнь родителей, которая угрожает их жизни; частая смена детских домов или мест. |
5 |
Чрезвычайный |
Сексуальное или физическое насилие, смерть одного из родителей |
Сексуальное или физическое насилие, которое повторяется. |
6 |
Катастрофический |
Смерть обоих родителей. |
Хроническая болезнь, которая угрожает жизни. |
7 |
Неадекватная информация или отсутствие изменений в состоянии |
Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории