Основные теоретические положения о семье как психологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Современные ученные рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между членами семьи, между родителями и детьми, а также между родственниками, как малую группу, члены которой связаны семейными или родственными отношениями, совместным бытом и взаимной моральной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Semya.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Функциональне части — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самоопределение с неделикатным, неразборчивым утеснением окружающих, либо любознательность, соучастие в как можно большем количестве мероприятий; завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий — соответственно значению символа (крылья или щупальца). Крылья — творчество, широта интересов, любознательность. Украшения — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность (павлиньи перья, пуговицы и т.д.).

Хвост — отношение к себе, собственным  действиям, мыслям (вправо или влево  направлен).  Вверх — уверенно, положительно, бодро.

Общая энергетика оценивается количеством изображаемых деталей. Соответственно — чем больше составных частей и элементов, тем выше энергия, и наоборот — экономия энергии, астеничность, органика, хроматическое соматическое заболевание.

Механические детали, вмонтированные в живую ткань животного — постановка на постамент, гусеницы, треножник, шестеренки, пропеллеры, антенны и т.п. — наблюдаются у больных шизофренией и глубоких шизоидов (редко).

Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов (щиты, панцири, иглы прорисовки и затемнения). Это — защита от окружающих.

Контур неяркий, неясный — робость, боязливость, астеничность.

Линии слабеющие — истерические тенденции.

Разрыв контура — сфера конфликта.

Длина штрихов: у возбудимых штрихи укорачиваются, у тормозимых — удлиняются.

Контур толстый в отдельных  деталях. Фиксация на данном объекте (детально). Скрытая или явная враждебность к таким образам; нарисованному  объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках. Можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков. Генерализованое напряжение.

Контур прерывистый и несоединенный. Предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые, жесткие часто являются проявлением ригидности.

Контур эскизный, применяемый постоянно. В лучшем случае — мелочность, стремление к точности. В худшем — патоформный  знак, указывающий на неспособность  к четкой позиции.

Рисунки выполнены легко, без излишней мелочности. Способность к равновесию со средой.

Рисунки мелочные, щепетильные. Обцессивно-компульсивные тенденции.

Штриховка — тревожность, подавленность, чрезмерное контролирование ребенка.

 

Тема:  Психологический климат семьи.

 

 

 

Теория. Методика «ценностные ориентации Рокича». Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Наиболее распространенной в настоящее  время является методика изменения  ценностных ориентаций Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному  делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два  списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция вариант I: «Проранжируйте, пожалуйста, набор ценностей по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни».

 Инструкция вариант II: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной  карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберете вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная остается последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в  процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв  карточки местами».

Анализируя иерархию ценностей, следует  обратить внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические ценности, альтруистические ценности и т.д. Нужно попытаться уловить индивидуальную закономерность. Обследование лучше проводить индивидуально. Раздать студентам стимульный материал.

 

Теория. Разводы. В связи с уменьшением роли внешних контрольных факторов наблюдается тенденция к увеличению числа разводов. Вариативность количества разводов (на 1000 населения) за последнее десятилетие в больших городах Украины 3,2-4,2; в Англии 2-5. Коэффициент разводов изменяется в зависимости от фазы развития семьи, наиболее высок он у вновь созданных семей (Украина).

 

Пики  разводов:

0 – 1 год

5 – 7 лет

10 – 12 лет

18 – 21 год.

 

Типичные причины  разводов:

  1. Женщины до 30 лет — пьянство мужа.
  2. Бытовые факторы, которые вызывают высокую конфликтность: низкий материальный достаток, отсутствие жилища, двойная занятость женщины.
  3. Измены и новая любовь.
  4. Сексуальная несовместимость.

Причины разводов полиморфные, то есть смешанные.

 

После развода семья перестает  существовать, изменяется её состав, способ жизни, изменяются проблемы воспитания детей, присмотра за престарелыми членами семьи. Только в 10% случаев пары остаются в дружеских отношениях.

 

Последствия разводов: Последствия можно раз делит на последствия для семьи (как целого), для детей, для супругов.

 

Для семьи: жилищные проблемы, низкого материального статуса (для женщины декомпенсация — возобновить статус), проблемы присмотра за детьми, новые семейные отношения.

 

Для детей: посттравматический синдром, проблемы нарушения поведения: агрессивность, низкий процент участия во внешкольных учреждениях, низкий уровень квалификации в будущем, вдвое меньше внимания близких родственников, низкий материальный статус, большая вероятность несчастливой супружеской жизни.

 

Для супругов: большая вероятность сердечно сосудистых и нервных расстройств, только 50% вступают в повторный брак (ООН), женщины как правило выходят замуж за вдовцов, низкая репродуктивная способность. 

 

Теория. Повторный  брак.

Наиболее часто встречаются  два типа повторных браков:

      1. Женитьба разведенного пожилого мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине. Любовная связь этих партнеров когда-то являлась основной причиной распада прежней семьи. Переживания в первоначально внебрачной связи настолько отличаются от привычной семейной жизни, полной обязанностей, что у мужчины вновь появляются энтузиазм и энергия. Он покидает семью чтобы начать новую жизнь. Молодой женщине импонируют опытность мужчины, его знания и общественное положение, его уверенность в поступках, она восхищается им и одновременно находит в нем отцовские черты.  Несколько другим представляется случай, когда давно разведенный мужчина ищет свободную женщину для создания новой семьи.

Отношения между ними вначале часто  формируются на комбинации «родительско-детского» паттерна. Дальнейшее развитие брака зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течении которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль «ребенка» и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье.

Проблемы: материальная поддержка  детей первого брака, что снижает  уровень жизни новой семьи, отношения  мужа с детьми от первого брака, возможное  неблагополучие в сексуальной сфере.

 

      1.  Женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми. В большинстве случает разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте не велика. Оба были неудовлетворенны первым браком и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, но с другой стороны, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или несколько детей) от первого брака, ее новый муж становится отчимом. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье. У отчима возникают проблемы в общении с ними, с их дисциплинированием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Если отчим снимает с себя ответственность за воспитание детей, то теряет авторитет, чувствует себя изгоем. Когда жена воспитывает по его мнению не правильно критикует её. Эмоциональная напряженность может снизиться за счет рождения совместного ребенка, но может наоборот усилится из-за стычек между «её» и «его» детьми.

Нормальные, адаптивные личности, по-видимому, чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для повторного брака  более адекватного партнёра или  ведут себя более разумно и  тактично.

 

Теория. Модель Стенберга. Р.Стернберг и Сьюзен Гранджек выявили в переживаниях и отношениях влюбленных три составляющие, которые они графически изобразили в форме «треугольника любви». Так называемая трехгранная теория любви.

Страсть — побуждающий аспект любви. По Стернбергу, страсть является мотивационной гранью любви, содержанием которой является в физического присутствия любимого человека, в телесной близости. Со временем эротическая составляющая трансформируется в потребность нахождения рядом.

Дальнейшее развитие таких отношений сопровождается возникновением эмоционального аспекта отношений, то есть рождение дружбы. Эмоциональная грань любви характеризуется желанием делится не только мыслями, эмоциями, но и своим временем, готовностью отдать себя ради другого, помочь материально. Сила дружбы проявляется в готовности поддержать, понять, выслушать, защитить откровением, теплотой отношений. Второй гранью любви является эмоционально-референтные отношения.

Третей гранью любовного чувства  называют моральные соглашения, договоренности, подобие структуры сознания. Это, так называемая, рациональная, целостная когнитивная сторона интимных отношений, духовная, моральная благосклонность.

Модель Стерннберга можно применять  для исследования супружеской пары, сравнивая, насколько сходны его и ее геометрические формы треугольников.

Формула любви  Стернбарга: чем длиннее стороны треугольников пары и чем больше они приближаются к равносторонним и совпадают между собой, тем счастливее любовь мужчины и женщины. Для этого партнеров просят нарисовать свою модель любви. Анализируется совпадение или несовпадение этих «треугольников».

Сейчас вам предлагается графическое  изображение этой модели «треугольника  любви».

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Семейная история.

 

 

 

Теория. Семейная история. Одним из параметров семьи как системы является семейная история. Как же исследуется семейная история? Членам семьи задаются следующие вопросы:

    1. О составе семьи (Кто живет вместе в вашем доме? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Де живут остальные члены семьи?)
    2. Демографическую информацию о семье (имена, пол, возраст, стаж, брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.)
    3. О настоящем состоянии проблемы (Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?)
    4. Об истории развития проблемы (Как проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему, как изменяющуюся? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?)
    5. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.)
    6. О реакциях семьи на важные события семейной истории (Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовал похороны?). Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации
    7. О родительских семьях каждого из супругов (Живы ли ваши родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ваши родители встречались? Когда они поженились? Есть ли у вас братья и сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?). Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации, по крайней мере, о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемлемых детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.
    8. О других значимых для семьи людях (друзьях, коллегах по работе, учителях, врачах и т.д.)
    9. О семейных взаимоотношениях (Есть ли в семье какие либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия имеются в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?). Можно задавать специальные циркулярные вопросы. Например, можно спросить у мужа: «Как вы думаете насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?». Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.
    10. О семейных ролях (Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дисциплинированным? Кто больше всех болеет в семье?). Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу (супермать, железная леди, леший и т.д.). Они являются с важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
    11. О трудных для семьи темах (Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики/алкоголь? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас?). Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи и, поэтому, вопросы должны задаваться особенно тактично и осторожно. И если семья высказывает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

Информация о работе Основные теоретические положения о семье как психологической категории