Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:31, курс лекций
Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни
Конфликтология как наука — еще молодая.
Она встала на путь развития
как самостоятельная научная дисциплина
в XX в.. Своими корнями конфликтология
уходит в глубокую древность. На протяжении
многих веков философы стремились понять
суть противоречий в природе и обществе,
в мышлении и в человеческой душе, между
людьми, общественными классами, государствами.
Начиная от Гераклита, Платона, Аристотеля,
позднее в трудах Дж.Локка и Р. Декарта,
И. Канта и Г. В. Гегеля, в трудах русских
философов Вл. Соловьева и Н. Бердяева,
а также многих других мыслителей можно
найти много интересных рассуждений о
конфликте как социальном явлении.
Конфликт поначалу
был предметом изучения философов, а позднее,
уже
с конца XIX в., становится объектом психологии,
искусствоведения, права,
военных наук. Можно сказать, что на протяжении
многих веков люди
жили надеждой на более совершенное будущее,
когда не будет войн,
споров, ссор.
Философы древности по-разному относились к конфликту. Одни из них осуждали ссоры и столкновения и советовали их избегать, другие, наоборот, считали, что противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Гераклит считал, например, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первьх, кто указывал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления всего нового в мире: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей и что все возникает через вражду...»
Отсутствие взаимопонимания и согласия между людьми сегодня часто называют одной из характерных примет именно нашего времени. Однако, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы повсюду обнаруживаем конфликты — распри, вражду, войны. Еще древние философы стремились понять роль конфликта в жизни людей. И хотя понятия «конфликт» еще не существовало, говоря о спорах и противоречиях, древние мыслители по-разному их сменивали: одни считали, что в спорах рождается истина, а другие осуждали ссоры и всячески советовали их избегать.
К сожалению, и сегодня остается множество вопросов, связанных с конфликтами, которые не имеют четких решений, нет единодушия ученых и в отношении оценки перспектив. Одни считают, что мир становится с каждым днем все опаснее и агрессивнее. «Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации», пишут А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов авторы первого отечественного учебника конфликтологии.
Сегодня мы часто слышим недовольство людей по поводу того, как мы живем. Безусловно, хотелось бы жить лучше. Но ведь жизнь — это не только богатство, «не хлебом единым жив человек». В самые тяжелые годы человек учился и создавал то, чего еще не было. Сегодня для нас это прежде всего поле наших отношений. Неплохо было бы научиться уважать и любить друг друга, поступать так, чтобы можно было нас уважать, а также ценить то, что досталось от предков, к примеру наши традиции, научиться вести друг с другом диалог, проявлять терпение и толерантность. Хорошо нам было бы прийти к убеждению, что окружающий нас мир полон ресурсов и что «вселенная станет дружественнее», если каждый из нас будет стремиться проявлять дружеские чувства. Чувства, как бумеранг или эхо, возвращаются к нам обратно. Если посылать в мир негативные чувства — злость, ненависть, раздражение, нетерпимость, то и получишь, в конечном счете, их обратно.
На протяжении всей истории человечества конфликты неизменно сохраняются, меняются, однако, две вещи — поведение в конфликте и его восприятие (отношение к конфликту). Изменить свое отношение к чему-то — значит изменить в определенной мере себя. Это внутренняя работа, требующая от человека усилий и времени.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.
Вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался предельно широко — как категория, охватывающая любые противоречия. Эти противоречия рассматривались либо в самом общем плане — как противостояние сил Добра и Зла, Инь и Янь, Света и Тьмы, либо, наоборот — как одно из проявлений конкретных противоречий (например, несовместимость органов или тканей и их отторжение при пересадке). Особым образом шло рассмотрение конфликта в художественном произведении (в картине, драме и т.д.); отдельная специфическая сфера — военные конфликты; еще одна сфера — психологическое изучение конфликта между бессознательным и сознанием.
Совершенно очевидно, что разработки каждой отдельной области, использующей термин «конфликт», шли своим путем и не стыковались между собой. При этом если в первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта, т. е. его связь с человеком как носителем сознания, то во втором — предметом исследования становились частные особенности того или иного конкретного конфликта. И в том и в другом случае сам конфликт как таковой, его суть и специфика не являлись специальным предметом исследования.
Понять суть конфликта как самостоятельного явления, обладающего набором собственных характеристик и особенностей, пронизывающего все сферы человеческой жизни и типичного для различных ее аспектов, ставит своей задачей современная отечественная конфликтологи.
Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды.
1. Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем: сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм — наскальной живописи, устного творчества (легенд, сказаний) — все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей. Например, древние люди использовали своего рода «тренинга» для подготовки к борьбе.
Основной конфликт данного периода — конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания.
Параллельно с этим человек создает психологические подпорки в своей борьбе и далее постоянно развивает их. На смену наскальным рисункам приходят манекены (глиняные и металлические), а затем соответствующие тексты, напоминающие инструкции. Мифы и легенды дают нам информацию о проблемах и противоречиях того времени. Так, миф о Прометее.
Особый интерес представляют собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий философ Гераклит (530 — 470 гг. до н.э.) считал, например, что все в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Одновременно с этим мы можем видеть, как взгляды философов, развиваясь, переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.
До нас дошли изречения древних философов, которые и ныне неплохо бы иметь в виду. Еще более важно, что все приводимые там мысли содержат идеи толерантности: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «Обуздывай гнев», «Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься».
Русские пословицы также отразили отношение народа к конфликту: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Сор из избы не выноси», «Не зная броду, не лезь в воду», «Не спеши языком, торопись делом», «Не надо делать из мухи слона», «Слово — серебро, молчанье — золото», «В мести будь улиткой, в хороших делах — птицей», «Гнев — плохой советчик», «Раздор зло творит» и т.д.
На данном этапе происходило осмысление
роли конфликтов в человеческой жизни,
хотя самого термина еще не существовало.
В философии вызревало отношение к конфликту
через понимание войны и мира, насилия
и подавления.
2. Монодисциплинарный этап. В XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин — психологии и социологии. Затем еще в целом ряде других наук просыпается интерес к изучению конфликта. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.
В 1820— 1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У. Макдугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты.
В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внутриличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З.Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека.
В 30-е гг. XX в. было положено начало этнологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903— 1989). Главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.
Накопленный на предыдущем этапе большой объем информации, работы выдающихся философов, а также потребности общества, связанные с войнами, экономическими кризисами, революциями, стимулировали разработку новых подходов к изучению социальных проблем. В социологии особо следует выделить социал-дарвинизм и марксистскую теорию.
Сторонники социал-дарвинизма отождествляли общество с организмом. В этот период возникают социологические теории совершенствования социальной системы, где важную роль играет конфликт. В работах английского социолога Герберта Спенсера (1820 — 1903), например, в «Основах социологии», развивалась идея всеобщности и универсальности конфликта. Он утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, животных и человека однотипны. Эти идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Тинбергена (1901—1988).
Источником конфликта Курт Левин (1890— 1947) считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет.
В соответствии с социально-психологической
теорией Я. Морено
(1892—
1974) и его методом социометрии
межличностные конфликты определяются
симпатиями и антипатиями людей по отношению
друг к другу.
В 1950— 1960-е гг. XX в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. В 1960—1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного обеспечивают процесс общественного развития.