Основы конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:31, курс лекций

Описание работы

Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни

Файлы: 1 файл

Теория Основы конф для ОЗО.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

7 Конфликт  в организациях часто приводит  к снижению уровня организации  системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

      Деструктивные функции конфликта на личностном уровне выражаются в следующих последствиях.

   1 Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

   2 Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности.

   3 Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире.

   4 Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.

   5 В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

• отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;

• пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;

• жесткий  формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;

• превращение  дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;

• разговоры  на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

• постоянный поиск виноватых, самобичевание  или обвинение во всех бедах членов коллектива,

     Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.

     В целом конфликт выполняет сигнальную, информационную, дифференцирующую и другие функции. Что касается его негативного восприятия на уровне здравого смысла, то это объясняется тем, что конфликт легче и приятнее осуждать. В результате обыденные дискуссии о том, полезны или вредны функции конфликта, скорее основаны на чувствах и умозрительности, чем на доказательности. 

5. Внутриличностные конфликты. 

     Основанием для построения типологии межличностных конфликтов является ценностно-мотивационная сфера личности, потому что в этой сфере отражаются ее различные связи и отношения со средой. В конфликт вступают те структуры, которые составляют данную сферу, это мотивы и ценности личности, ее самооценка.

     Существуют следующие основные виды внутриличностных конфликтов: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптивный конфликт и конфликт неадекватной самооценки, а также невротический конфликт.

     Мотивационный конфликт может возникнуть между бессознательными устремлениями, между стремлением к обладанию и потребностью в безопасности, между двумя положительными выборами, противоположенными мотивами.

     Нравственный конфликт есть конфликт между желанием и долгом, т. е. «хочу» и «надо». В противоречие могут вступать моральные принципы личности и ее привязанности, желания самого человека и требования взрослых, общества, понимание своего долга и осознание сомнения в необходимости его выполнения.

     Конфликт нереализованного желания основан на комплексе неполноценности. Желания, потребности личности сталкиваются с действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или же сам человек в силу каких-либо своих мнимых или реальных физических недостатков не может эти желания, потребности реализовать. Во втором случае основой возникновения внутриличностного конфликта является неудовлетворенность человека своей внешностью или способностями.

     Ролевой конфликт основан на переживаниях, которые вызваны либо объективной или субъективной невозможностью реализации личностью сразу нескольких ролей, либо противоречиями в понимании личностью своей роли и пониманием этой роли другими людьми. В этом случае окружающие выдвигают соответствующие требования и ожидания, которых личность в силу иного понимания своей роли не выполняет и которым не соответствует.

     Адаптивный конфликт может рассматриваться с двух позиций: в широком понимании это негативное переживание субъектом нарушения равновесия между ним и средой; в узком понимании это переживание, вызванное нарушением процесса социальной или профессиональной адаптации. Адаптационный конфликт понимается как возникновение противоречия между реальными возможностями и способностями человека (в любой сфере жизнедеятельности) и теми требованиями, которые предъявляются к нему окружающей действительностью.

     Конфликт  неадекватной самооценки предполагает существенные расхождения между уровнем притязаний личности и оценкой ею своих реальных возможностей, которые ведут к формированию высокой тревожности, различным эмоциональным срывам и т. п. Данный вид конфликта может возникнуть: между завышенной самооценкой и осознанием своих реальных возможностей; между заниженной самооценкой и осознанием своих объективных достижений; между желанием повысить уровень притязаний для получения максимального успеха и в то же время стремлением к их снижению с целью избегания неудачи и связанной с этим фрустрации.

     Невротический конфликт возникает как следствие длительного сохранения и развития у личности любого «простого» внутреннего конфликта.

     Возникновение любого внутриличностного конфликта  обусловлено влиянием двух факторов, тесно связанных между собой: внешней среды и личностных психологических особенностей индивида. В основе любого конфликта, в том числе и внутриличностного, лежит противоречие. Определение природы противоречия, лежащего в основе внутриличностного конфликта, позволяет разделить эти конфликты на две группы.

     К первой группе относятся внутриличностные конфликты, которые возникают в результате перехода объективных противоречий внешней среды во внутренний мир человека. К таким конфликтам можно отнести моральные и адаптационные виды конфликтов.

     Вторая  группа включает в себя внутриличностные конфликты, которые возникают в результате внутренних противоречий, возникающих у личности и отражающих ее отношение к внешней окружающей среде. К этой группе относятся мотивационные конфликты и конфликт неадекватной самооценки.

     Психологическое противоречие может иметь три уровня развития:

  1. психологическое равновесие, существующее во внутреннем мире личности;
  2. нарушение равновесия, в результате которого возникают трудности в основных для личности видах деятельности, так как психологический дискомфорт, появившийся в результате нарушения равновесия, распространяется, проецируется на основные сферы жизнедеятельности человека. Таким образом могут развиваться внутриличностные конфликты, которые впоследствии становятся основой для конфликта межличностного;
  3. невозможность реализации намеченных целей, планов, а также трудность выполнения своих жизненных функций до момента разрешения возникшего противоречия. Такая ситуация отражает в себе жизненный кризис личности.

     Разрешение  возникшего в самом начале противоречия возможно на любом из этих уровней, и основой для этого служит понимание человеком того, что ему придется изменить и от каких потребностей придется отказаться. Перерастание противоречия во внутренний конфликт личности, т. е. его актуализация, возможно при совместном действии определенных причин и условий - личностных и ситуативных.

     К личностным условиям относятся: сложность  внутреннего мира личности, развитие, актуализация этой сложности; сложно организованная структура, иерархия потребностей, в которой, помимо примитивных первичных, существуют также и более сложные вторичные уровни; сложная организация и высокий уровень развития когнитивных структур личности, высокоразвитая способность личности к рефлексии и самоанализу, высокий уровень осознания.

     Ситуативные условия могут быть внешними и внутренними. Внешние ситуативные условия создают невозможность или сложность для личности удовлетворения каких-то своих значимых, жизненно важных потребностей и мотивов Внутренние ситуативные условия понимаются как внутренние противоречия между несколькими равнозначимыми сторонами одной личности. Осознание человеком субъективной неразрешимости возникшего противоречия, понимание того, что он не может изменить ситуацию, а также переживание ситуации выбора и эмоциональное погружение в нее и создает основу для формирования внутриличностного конфликта. 

     Особенности переживания внутриличностного конфликта 

     Переживание понимается как активное, эмоционально окрашенное состояние личности, которое подвержено постоянным изменениям. Изменения могут носить активационный, отражающий физиологическую обеспеченность организма, и эмоциональный характер, который придает психологическому состоянию определенную субъективность.

    Эмоциональная составляющая внутриличностного конфликта - психоэмоциональное напряжение, которое является явлением эмоциональным.

     Психоэмоциональная напряженность - это определенная форма выраженности в человеческой психике того личностного смысла, которым наделяются происходящие в его жизни события, и степени удовлетворения потребностей. Характеристиками психоэмоциональной напряженности являются модальность, или некое субъективное качество, и предметное содержание.

     На основе субъективного качества психоэмоциональную напряженность можно рассматривать как негативное эмоциональное переживание, которое возникает при отсутствии возможности удовлетворения организмом каких-либо необходимых потребностей. Среди таких эмоциональных переживаний можно выделить неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревогу, дискомфорт.

      С точки зрения предметного содержания психоэмоциональное напряжение возникает в различных жизненных ситуациях, событиях и условиях, которые сам человек воспринимает как препятствия для удовлетворения своих потребностей. Это в первую очередь трудные ситуации, возникающие в результате социального взаимодействия, деятельности и внутренней жизни индивида.

     Переживание можно рассматривать как специфическую  внутреннюю деятельность личности, направленную на то, чтобы личность сумела справиться с возникшей критической ситуацией: перенести трудные жизненные события и восстановить потерянное психологическое душевное равновесие.

     Переживание может быть четырех видов: гедоническое, реалистическое, ценностное, творческое. Переживание возникает, когда происходит отвержение или снижение значимости тех мотивов, которые не соответствуют существующим ценностным ориентациям.

     Второй  разновидностью ценностного переживания  является ситуация, когда уровень  развития ценностных структур личности достаточно высок, и в этом случае не ценность является частью личности, а личность выступает как способ поддержания и развития ценности, когда именно в ней сосредоточен смысл жизни и деятельности индивида.

     Переживание внутриличностного конфликта имеет свои отличительные особенности:

  • выражается в психоэмоциональном напряжении;
  • содержит в себе осознание личностью трудности возникшей ситуации;
  • является процессом, включающим в себя выбор, сомнение и борьбу;
  • отражает изменения, которым подвергается ценностно-мотивационная структура личности.

    Как и любой другой конфликт, внутриличностный конфликт имеет и положительные, и отрицательные последствия, поэтому он может являться конструктивным и деструктивным.

     Конструктивный внутриличностный конфликт определяется как такой, в результате которого конфликтующие стороны испытывают максимальное развитие, а разрешение конфликта осуществляется минимальными усилиями. Это оптимальный конфликт, важный механизм развития, роста и гармонизации всех личностных структур. Он выполняет следующие связанные с этим функции:

  • усложнение внутренней психической жизни и обеспечение ее перехода на новые, более сложные уровни деятельности;
  • является основой морального развития личности;
  • через разрешение внутренних противоречий и конфликтов способствует осознанию индивидом себя как личности;
  • формирует важнейшие адаптивные качества и стабильную направленность личности, а также такие качества характера, как решимость, уверенность в себе, эмоциональную и поведенческую устойчивость, независимость от влияния случайных событий и обстоятельств;
  • способствует формированию адекватной самооценки, что существенно способствует развитию самосознания личности и ее самореализации.

Информация о работе Основы конфликтологии