Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 Пинский колледж 

УО «Брестский государственный  университет имени А.С.Пушкина»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ     

ПСИХЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

                                                        

                                                        

                                                        

                                                              

 

                                                                Работу выполнила:

                                                                Мацкевич Дарья Александровна   

                                                                учащаяся 4 курса ш-41 группы

                                                              

                                                                Научный руководитель:

                                                               Н.А. Гузаревич

              

 

 

 

Пинск, 2011

                                             

ОГЛАВЛЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….  3

      ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….  7

 

     1.1.Особенности  развития чувств и эмоциональной  сферы у детей младшего школьного  возраста…………………………………………………7

     1.2.Факторы,  влияющие на развитие нравственных  чувств у детей младшего школьного  возраста…………………………………………………20

     1.3.Особенности  чувства патриотизма как высшего  нравственного качества личности………………………………………………………………………….31

 

     ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

     

     2.1.Описание  используемых методов  изучения  уровня развития нравственных  чувств у детей младшего школьного  возраста………………………………………………………………………….35

     2.2. Результаты  изучения уровня  развития нравственных  чувств у учеников  3-го класса………………………………………………………….. 40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Из века  в век ценилась нравственная  воспитанность людей, которая  заключается не только в соблюдении  нравственных норм поведения,  но и в наличии у личности  сформированных устойчивых нравственных  чувств и качеств, а также нравственного сознания.

     В настоящее  время многих людей можно обвинить  в бездуховности и безнравственности.  Поэтому главной задачей современного  общества должно быть нравственное  просвещение людей с детства,  приобщение их к нравственным  нормам поведения, а также формирование  нравственных чувств и качеств.

     Особенности  нравственных чувств и чувств, в целом, изучали различные  общественные деятели, педагоги  и психологи прошлого тысячелетия,  в частности Ж.Пиаже, Л.Колберг,  В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, П.М.Якобсон  и другие.

     Огромную роль  в изучении нравственных чувств  и нравственного развития детей  младшего школьного возраста  сыграло исследование Ж.Пиаже,  в котором он выделил две  стадии нравственного развития  – нравственный реализм и релятивизм, и раскрыл особенности проявления  нравственных чувств детей на  каждой из данных стадий.

     Самым благоприятным  возрастом для формирования нравственных  чувств является младший школьный  возраст, так как дети только  начинают включаться в общественную  жизнь и деятельность, а также  начинают постепенно осознавать  всё происходящее в современном  мире. Изучению нравственных чувств  младших школьников огромное  значение придавали такие ученые, как М.С.Мухина, И.М.Краснобаев, В.А.Крутецкий,  В.И.Селиванов и другие. Они показали  в своих исследованиях значительные  пробелы в нравственном развитии  младших школьников, а также заблуждения  в области нравственных понятий,  которые раскрывают содержание  нравственных чувств [7,с.215].

 

     На современном  этапе важное внимание уделяется  изучению психологических особенностей  нравственных чувств  детей младшего  школьного возраста. Эти особенности  определяются и особенностями  развития нравственных чувств, и  факторами, влияющими на глубину  и интенсивность протекания данного  процесса.

     Изучение психологических  особенностей нравственных чувств, факторов, особенностей развития  является актуальным на данном  современном этапе.

     Актуальность  данного исследования можно обусловить  следующими положениями:

    Во-первых, наше  общество нуждается в высоконравственных  людях, обладающих личностными  духовно-нравственными качествами, а также высоким уровнем развития  нравственных чувств.

     Во-вторых, в  современном мире ребёнок живёт  и развивается в условиях сильного  на него воздействия позитивных  и негативных факторов. И все  эти воздействия обрушиваются  на ещё несформированные и  неустойчивые чувства и сознание  ребёнка, у которого только  начинают формироваться представления  о хороших и плохих поступках.

     В-третьих,  нравственно – просвещенные школьники   хорошо информированы о нормах  поведения, а также имеют представления  о последствиях, вытекающих из  нарушений данных норм.

     Также для  подтверждения актуальности данного  исследования можно отметить  слова советского этика С.Ф.Анисимова: «Формирование культуры нравственных чувств – непременное условие и признак моральной культуры личности, культуры межличностных отношений в коллективах. На почве этих чувств вырастают и такие коренные общественные чувства, как гражданственность, патриотизм, классовая солидарность …  Можно добавить к этому, что сила нравственных чувств, их острота, интенсивность, многообразие – всё это, строго говоря, лишь количественные характеристики. Важно, чем эти чувства вызваны, на что направлены, какие они вызывают потребности, интересы»[17, с.74].

     На основе  данного положения можно сделать  вывод о том, что именно нравственные  чувства являются основополагающими чувствами в жизни каждого человека, именно от их уровня развития и наличия будет зависеть образ жизни личности и характер отношений к окружающему миру.

     Более интенсивно  развитие нравственных чувств  у младших школьников проходит  в учебной деятельности, которая  для детей младшего школьного  возраста является ведущей.

     Перед каждой  школой ставится задача подготовки  и воспитания ответственного  гражданина, способного самостоятельно  оценивать происходящее в окружающем  мире и строить в дальнейшем  свою деятельность в соответствии  с интересами и нравственными  потребностями общества.

     Для качественного  решения вышепоставленной задачи  необходимо знать психологические  особенности нравственных чувств  младших школьников,  особенности   факторов, влияющих на глубину  и интенсивность развития чувств, а также особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.

    Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование  психологических особенностей нравственных  чувств младших школьников, а  также факторов, влияющих на глубину  и интенсивность процесса формирования.

    Задачи исследования:

    1.Определить сущность  и особенности нравственных чувств  и эмоциональной сферы младших  школьников.

    2.Выделить факторы,  влияющие на глубину и интенсивность  развития нравственных чувств  младших школьников.

    3.Изучить особенности  и уровень развития нравственных  чувств у учеников 3-го класса.

    Гипотеза: интенсивность  и глубина развития нравственных  чувств младших школьников зависит  от учёта психологических особенностей  чувств и эмоциональной сферы детей, а также от учёта психолого-педагогических факторов.

    Объект исследования: нравственные чувства младших  школьников.

    Предмет исследования: психологические особенности нравственных  чувств  младших школьников.

Методы исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической литературы, беседы на нравственную тематику,  наблюдения за особенностями поведения младших  школьников, опрос на тему «Нравственные  качества человека», анкетирование (ранжирование) «Ценностное значение нравственных качеств человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1.1.Особеннсти развития  чувств и эмоциональной сферы  у детей младшего школьного  возраста

    Бесконечное разнообразие  раздражений, действующих на нервную  систему человека, различные воспоминания, образы, мысли возбуждают в нём  различные чувства и эмоции.

     Понятия «эмоции»  и «чувства» отличаются друг  от друга. Основополагающим понятием  является понятие «эмоции». Эмоции  возникли раньше, чем чувства  и они присущи не только  человеку, но и животному, так  как механизм эмоций унаследован  человеком от его животных  предков. Многие эмоции человека  совпадают с эмоциями животных: голод, страх, ярость, гнев и  другие.  Их называют простейшими  эмоциями, так как они связаны   с удовлетворением органических (физиологических) потребностей.

     Эмоции выражают  отношение к удовлетворению физиологических  потребностей. Поэтому понятию «эмоции»  даётся следующее определение: «Эмоции – это элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта» [6, с.8].

     Эмоции в  психологии широко изучены такими  учёными как Ч.Дарвин, Л.Фестингер,  С.Шехтер, П.В.Симонов, С.А.Рубинштейн  и другие [6, с.7].

     Многими учёными  были созданы теории, в которых  раскрываются основные характеристики  эмоций и их соотношения в  психологии. Ч.Дарвином была разработана  эволюционная теория, согласно которой  эмоции развивались в процессе  эволюции живых существ как  жизненно важные механизмы, способствующие  лучшей адаптации организма к  условиям жизни. Согласно когнитивной  теории Л. Фестингера и С.Шехтера  происхождение эмоций связано  с когнициями (взглядами, знаниями) человека. Л.Фестингер связывает возникновение положительных эмоциональных переживаний с ожиданиями человека, которые подтверждаются, а также с когнитивными представлениями, которые воплощаются в жизнь. С.Шехтер утверждает, что на возникновение определённого эмоционального состояния огромное воздействие оказывает прошлый опыт человека и оценка им имеющейся ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей и интересов. Согласно информационной теории П.В.Симонова эмоции возникают на основе рассогласования между тем, что необходимо для удовлетворения своих потребностей, и тем, что на самом деле известно [6, с.7].

     Эмоции неотделимы  от личности, они носят личностный  характер. Они связаны с личностными  потребностями. По эмоциям можно  определить то, что в данный  момент беспокоит человека, то  есть то, какие потребности и  интересы для него являются  актуальными в данный момент.

     Система и  динамика эмоций характеризует  человека как личность. Особое  значение для такой характеристики  имеет описание чувств типичных  для человека.

     Более сложными  переживаниями человека являются  чувства. Их возникновение связано  с развитием разума и высших  человеческих потребностей на  основе эмоций. В отличие от  эмоций, чувства присущи только человеку. Они развивались и развиваются на базе эмоций в ходе формирования общественных отношений.

     Чувства одновременно  содержат в себе и выражают  отношение и побуждение человека, причём то и другое в глубоком  человеческом чувстве обычно  слитно [13, с.382].

Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста