Ребёнок, пришедший
в школу, начинает общаться
с учителем и с одноклассниками
по законам чётко формулируемых
правил. У него появляются новые
права и обязанности, которые
необходимо соблюдать и выполнять.
В процессе
учебной деятельности через рассказы,
сказки и истории, рассказываемые
учителем, иллюстрации ребёнок учится
эмоционально-целостному отношению
к окружающему миру.
Учитель с
помощью различных средств и
методов учит ребёнка чувству
прекрасного, комического, и ребёнок
через внешнее подражание или
внутренние глубокие переживания
открывает для себя «палитру
новых человеческих чувств».
«Чем больше ребёнок узнаёт
об окружающем мире, тем более
разнообразными и сложными становятся
его чувства» [12, с.316].
Интенсивность
формирования нравственных чувств
зависит от развития нравственного
сознания младших школьников, которое
претерпевает существенные изменения
от первого к третьему классу.
Моральные знания, представления
и суждения к концу возраста
заметно обогащаются, становятся
более осознанными, разносторонними,
обобщенными.
У детей
младшего школьного возраста
интенсивно формируются такие
чувства как любовь к Родине,
сочувствие, чувство коллективизма,
товарищества, а также формируется
моральное поведение. Развитию
этих чувств и формированию
опыта морального поведения способствует
учение, коллективная деятельность,
выполнение определённых обязанностей,
взаимная ответственность друг
перед другом, а также немаловажное
значение играет чтение художественной
литературы и просмотр детских
кинофильмов на моральную тематику.
Одним из
важнейших чувств, которое начинает
формироваться у детей данного
возраста, является чувство ответственности.
Оно представляет собой способность
принимать ситуации и соответствовать
существующим в обществе нормативам.
«Ответственность сопряжена с поступками
и представляет собой чувство, которое
переживает человек по поводу соответствия
или несоответствия поступка ситуации».
Наиболее интенсивно это чувство развивается
в условиях учебной деятельности [12, с.316].
Особое значение
в формировании ответственности
в процессе обучения оказывает
личность учителя. Его духовный
облик раскрывается детям в
системе отношений к учебной
деятельности, к ученикам, к самому
себе и другим людям. Примеры
ответственного, увлеченного отношения
к своему делу, чуткость и забота
к коллегам и ученикам укрепляют
в детях веру в значимость
и торжество норм морали, тем
самым формируя в детях ответственность
и положительное ответственное
поведение [2, с. 10].
В области
межличностных взаимоотношений
ребёнка с другими людьми возникает
и развивается чувство сопереживания
другому человеку.
«Сопереживание
– это переживание чего-либо
вместе с другим человеком, разделение
чьих-либо переживаний; это действие по
отношению к тому, кому сопереживают»
[12, с.317].
Сопереживание
развивается через многообразные
способы воздействия на ребёнка,
при этом особое значения имеет
подражание.
Ребёнок младшего
школьного возраста ещё подражателен.
Подражательность бывает непроизвольной
и произвольной.
Непроизвольная
подражательность ведёт к заимствованию
манеры поведения одноклассников
и учителя. При этом ребёнок
бессознательно заимствует действия.
Эта подражательность основывается
на физиологическом имитационном
механизме – на демонстрируемом
образце.
Произвольное
подражание представляет собой
волевой акт, который надстраивается
над непроизвольным подражанием.
В этом случае ребёнок целенаправленно
воспроизводит то или иное
действие [12, с.318].
Благодаря
подражательности и имитации
учитель может легко сформировать
у ребёнка навыки культурного
поведения, а также положительные
чувства, сам выступая как образец.
Незаменимую
роль в формировании чувства
сопереживания и в накоплении
его опыта играет искусство,
которое позволяет пережить то,
что каждый человек в силу
ограничённости своего опыта
пережить не может. Сострадая
героям художественных произведений,
радуясь их победам, болея их
невзгодами, ребёнок становится
эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее,
зорче.
Использование
произведений искусства развивают
не только нравственные чувства,
но и эстетические.
П.М.Якобсон
отмечал, что «переживание эстетического
чувства возникает в соответствии
тех сторон жизни, которые отражены
в произведениях искусства, но
явления жизни являются также
предметом наших нравственных
оценок и чувств, поэтому и
наши чувства расширяют эстетические
переживания, делают их более
возвышенными и обобщенными» [17,
с.74].
Личность учителя
играет огромную роль в развитии
чувства коллективизма.
Если учитель
проявляет требования к ученику
на фоне уважения его как
личности, помогают утвердиться
чувству его собственного достоинства,
проявляет чуткость, когда он
попадает в трудные ситуации,
доверяем ему, то растущий человек
не раз испытает симпатию, благодарность
и сочувствие. На основе таких
переживаний у детей развиваются
гуманные чувства и чувство
коллективизма.
«Высоконравственное
отношения учителя к учащимся
– важный катализатор всестороннего
развития личности школьника,
потому, что такое отношение содействует
наиболее глубокому, осознанному
усвоению растущей личностью
идей и требований, которые утверждает
учитель [2, с.12].
Нравственное
развитие школьников осуществляется
во всех сферах школьной жизни.
Учебный материал,
изучаемый учениками, способен
глубоко затронуть эмоциональную
сферу, стимулировать развитие
нравственных чувств.
Содержание
не всякого урока развивает
нравственные чувства: необходима
правильная организация, создающая
его положительный эмоциональный
фон. Эту организацию должен
обеспечить каждый учитель.
Правильная
организация урока предполагает:
четкую постановку цели занятия,
побуждение у школьников интереса
к теме урока, использование
средств и методов, активизирующих
логическое и образное мышление,
самостоятельная деятельность учеников,
а также их собственную оценочную
деятельность, своевременную помощь
слабым, благожелательное отношение
учителя к ученикам, справедливую
оценку их деятельности.
Правильно
организованный урок удовлетворяет
потребность детей в новых
впечатлениях, вносит в их настроение
«здоровую эмоцию» (Н.К.Крупская),
стимулируя тем самым развитие
нравственных чувств[2, с.9, 10].
Урок не
может полностью удовлетворить
нравственное развитие ребёнка.
Более полно эта задача реализуется
в процессе внеклассной работы.
В ней удовлетворяются насущные
потребности детей в общении,
более глубоком взаимоузнавании,
самоотверженности в коллективе.
Огромное значение
во внеклассной работе отводится
пропаганде нравственного воспитания.
Многие общественные
деятели, педагоги, психологи и
писатели утверждали, что нравственность
не только оказывает решающее
влияние на формирование положительных
качеств личности, но и является
главной задачей школы и должны
быть в центре её воспитательной
деятельности. Большую роль нравственному
воспитанию отводил Генрих Песталоцци,
который считал, что только нравственное
воспитание формирует добродетельный
характер и сочувственное отношение
к людям [18, с.371].
Интенсивное
и более эффективное развитие
нравственной культуры взаимоотношений
детей, а также формирование
нравственных чувств и основ
поведения эффективно происходит в процессе
нравственно-ориентированной игры. Стимулирующая
функция игры состоит в том, что она направлена
на достижение позитивного эмоционального
состояния, на поиск и решение нравственной
проблемы в жизни ребёнка, способна помочь
ему преодолеть трудности. Именно такая
игра позволяет в более доступной для
детей форме погружаться в мир нравственности.
Во время игры происходит нравственный
выбор ребёнка.
Стимулирующие
игровые приемы и различные
нравственные ситуации, предлагаемые
учителем, позволяют осмыслить проблемы
нравственной жизни, а также
приводит к развитию нравственных
чувств и качеств личности [21,
с.15].
В воспитательной
работе нравственное развитие более
эффективно в том случае, если через процесс
воспитания четко реализуются требования
общества к ученику, организуется его
условия школьной жизни и деятельности,
в которых выражаются эти требования,
обеспечивается целенаправленность и
системность всех воздействий.
С.Л.Рубинштейн
писал: «Всякая эффективная воспитательная
работа имеет своим внутренним
условием собственную нравственную
работу воспитуемого, которая, естественно,
завязывается в каждом сколько-нибудь
вдумчивом и чутком человеке
вокруг собственных поступков
других людей. Успех работы
по формированию духовного облика
человека зависит от этой работы,
от того, насколько воспитание
оказывается в состоянии ее
стимулировать и направлять. В
этом главное» [11,с.99].
Важнейшим
фактором нравственного развития
школьников, а также источником
эмоционального опыта школьников
являются внутрисемейные отношения.
От того, насколько нравственно
развиты родители ребенка, будет
зависеть и нравственное развитие
самого ребенка. Если отношения
родителей построены на любви,
взаимоуважении, доброжелательности и
сочувствии, сопереживании, то и все эти
качества будут приобретаться ребенком
более интенсивно и эффективно.
Учителю необходимо
знать семейное положение своих
учеников, необходимо знать всех
воспитанников, чье положение
в семье неблагополучно. Необходимо
вести специальную работу
с коллективом учителей и учеников,
по возможности нейтрализовать
отрицательное воздействие неблагоприятных
отношений в семье на воспитание,
формируя у ребенка правильные
взгляды на характер внутрисемейных
отношений, и тем самым формируя
положительные качества личности
[2, с.12].
К началу
обучения в третьем классе, под
влиянием возрастающих требований,
под влиянием правильно организованной
учебно-воспитательной работы, у
младшего школьника формируется
трудолюбие, прилежание, дисциплинированность,
аккуратность. Для более интенсивного
формирования этих качеств учащихся
необходимо включать в разнообразные
виды деятельности - учебную, трудовую,
общественную и так далее.
В ходе данных видов деятельности
происходит развитие соответствующих
нравственных чувств [18,с. 375].
В процессе
активного участия в разнообразной
деятельности и при правильной
ее организации у учащихся
развивается нравственное сознание,
формируются чувства совести
и ответственности, вырабатываются
навыки поведения.
В третьем
классе у детей заметно начинает
проявляться осознанное чувство
долга, пока еще недостаточно
устойчивое и не совсем самостоятельное.
Согласно исследованию Н.Б.Андриановой,
можно выделить 4 типа школьников
в зависимости от особенностей
проявления чувства долга. У
первого типа чувство долга
сравнительно устойчиво и распространяется
на широкий круг жизненных
отношений. Второй тип характеризуется
неустойчивостью чувства долга,
которое проявляется лишь в
отдельных нравственных поступках.
У третьих чувство долга проявляется
лишь в сравнительно узкой
сфере. Четвёртый тип имеет
особо развитое чувство долга
[7, с.76].
Чувство долга
связано с борьбой мотивов,
поэтому для качественного формирования
этого чувства, необходимо формировать
у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную
сферу, развивать их взгляды
и убеждения, а также укреплять
волевые свойства [18, с.376].
Одним из
важнейших факторов формирования
нравственных чувств у младших
школьников является работа по
формированию нравственных понятий.
Исследование
психологов И.М.Краснобаева, В.А.Крутецкого,
В.И.Селиванова показали, что у
ряда школьников имеются довольно
значительные пробелы и заблуждения
в области нравственных понятий
[7, с.215].
В процессе
формирования нравственных понятий
у детей формируется нравственное
сознание, на основе которого
развиваются нравственные чувства.
«Овладение нравственными
понятиями осуществляется на различных
уровнях. На первом уровне ученики слабо
анализируют усвояемые понятия, не умеют
дифференцировать их и обобщать; затем
после длительного их осмысливания
уже начинают давать абстрактно-логическое
определение этим понятиям. На третьем
уровне они делают анализ понятия, проявляя
высокую степень обобщения, логически
рассуждают и доказывают. На завершающем
уровне усвоения понятия ученики не только
хорошо его знают, но и умеют свободно
пользоваться им в различных комбинациях»
[11, с.123].
Работа по
формированию нравственных понятий
должна быть не навязчивой; надо,
чтобы к ней проявлялись интерес и желание.