Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Свойственная  младшему школьнику доверчивость, склонность к подражанию, высокий  авторитет учителя создают благоприятные  предпосылки для формирования  нравственных чувств личности  младшего школьника.

     Формирование нравственных чувств,  в первую очередь, связано с отношением к учителю. У первоклассников быстро складываются чувства доверия, привязанности и уважения к учителю.

     В формировании  чувств большое значение играет  психологическая зрелость. Важнейшим  элементом психологической зрелости  является  нравственное созревание  личности, которое проявляется в  изменении представлений о том,  «что такое хорошо, что такое  плохо» связывается с удовлетворением  или неудовлетворением той или  иной потребности. Действия, которые удовлетворяют потребности, считаются хорошими. Ребёнок начинает понимать необходимость взаимовыгодного сотрудничества: «Необходимо делать приятное другому, чтобы  взамен от него получить что-то хорошее» [9, с.11-13].

     Постепенно  у детей начинает формироваться  понятие долга. Поведение школьника  начинает формироваться с учётом  нравственных ценностей и правил, которые приняты в данном коллективе.

     Высшим этапом  нравственного созревания является  сознательное освоение выработанных  обществом принципов справедливости, равенства, уважения к человеческому  достоинству. На этой основе  формируются  нравственные чувства  [9, с.11-13].

     К третьему  классу интенсивно формируются  чувства товарищества, дружбы, коллективизма.  Они развиваются в результате  удовлетворения потребности ребят  в общении, под влиянием жизни  в коллективе сверстников и  всей школы, совместной деятельности. Осознанность нравственных чувств  проявляется в выборе детьми  друг друга, не по случайным  внешним обстоятельствам, а мотивируя  свой выбор характерными нравственными  чертами [3, с.157].

     У учащихся  начальных классов отчётливо  выступает равнение на другого,  лёгкое подражание поведению  выделившегося одноклассника, желание  дружить с ним.

     В условиях  совместной учебной деятельности  развивается коллективистическое  отношение между детьми. Возникают  чувства настоящего товарищества  и дружбы.

     Оценка товарища  по его основной деятельности  – учению – постепенно сменяется  по другим параметрам.

     У учащихся  третьих классов наблюдаются  частые расхождения между общей  оценкой и личным отношением  к тому или иному товарищу.

     Чувство товарищества  рождает чувство ответственности  за себя и за других [10, с.319 -320].

     В развитии  нравственных чувств  младшего  школьника можно выделить три  уровня: высокий, средний и низкий.

     Дети с высоким  уровнем развития нравственных  чувств характеризуются устойчивостью,  действенностью таких чувств, как  чуткость, ответственность, доброта  и отзывчивость.

     У школьников  со средним уровнем развития  нравственных чувств эти же  качества только проявляются  по отношению к друзьям.

     Дети с низким  уровнем таких чувств редко  проявляют эти качества во  взаимоотношениях со сверстниками [3, с.158].

 Огромное значение  в эмоциональном становлении  личности младшего школьника  играют эмпатические переживания,  которые занимают важное место  среди социальных эмоций.

     С приходом  в школу ребёнок начинает накапливать  эмоциональный опыт общения благодаря  эмпатии. Под эмпатией понимается  проникновение-чувствование во внутренний  мир другого человека. В процессе  эмпатического взаимодействия у  ребёнка начинает формироваться  определённая система ценностей,  которые в дальнейшем определяют  его поведение по отношению  к другим людям.

     Ведущей деятельностью  младшего школьника является  познавательная деятельность, которая  тесным образом  связана с  эмоциями интереса и радости.

     К.Изард рассматривает  интерес как фундаментальную  врождённую эмоцию, которая является  доминирующей среди всех других [1, с.284].

     Интерес связан  с радостью. Их взаимодействие  является эмоциональной основой  творческой деятельности ребёнка.  В ходе эмоционального развития  ребёнка важен положительный  эмоциональный фон, который в  большей степени подкрепляется  интересом.

   Чувство личной ответственности, любознательности, приятные и успешные действия – всё это вызывает интерес у ребенка.

     Интерес и  радость являются основой для  формирования положительных качеств  личности младшего школьника.

     Младший школьник  заинтересован в том, чтобы  быть хорошим – это основная  потребность младших школьников, которая играет огромную роль  в нравственном развитии.

     Эмоциональная  сфера младших школьников характеризуется  следующим особенностями:

  1. лёгкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, воображения, умственная и физическая деятельность эмоций;
  2. непосредственность и откровенность выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
  3. готовность к аффекту страха: в процессе учебной деятельности страх ребёнок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справится с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе;
  4. большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений, склонность к кратковременным и бурным аффектам;
  5. эмоциональными факторами для младшего школьника являются не только игра и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
  6. младшие школьники легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях [24].

     Чувства и  эмоциональная сфера младших  школьников имеет ряд особенностей  в плане их развития и становления:

     Во-первых, чувства  развиваются в процессе усложнения  образа жизни ребёнка, разнообразных  видов его деятельности.

     Во-вторых, с  изменением положения ребёнка   среди сверстников перестраиваются  его чувства и отношения к  другим и себе.

     В-третьих,  формирование высших чувств требует  освоения ребёнком определённой  системы соответствующих знаний.

    В-четвёртых, протекания  чувств у ребёнка связано с  особенностями его нервной деятельности: темпераментом, возбудимостью и  степенью уравновешенности нервных  процессов [10, с.327].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Факторы, влияющие на  развитие нравственных чувств  у младших школьников

 

     Человеку характерны  высшие чувства, которые не  присущи животным. Они тесно связаны  с личностью человека, с отношением  к жизни, к людям и так  далее. Среди таких чувств выделяют  нравственные чувства, которые  выражают отношение человека  к людям, к обществу, к своим  обязанностям и к себе.

     Нравственные  чувства развиваются с самого  детства в процессе усвоения  нравственных норм, принятых в  обществе [4, с.206]. Благоприятным возрастом  для более прочного и интенсивного  развития нравственных чувств  является младший школьный возраст.

     В младшем  школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения,  происходит усвоение нравственных  норм и правил поведения, начинает  формироваться общественная направленность  личности с первого дня прихода  ребёнка в школу.

     Для того  чтобы определить факторы, влияющие  на развитие нравственных чувств  у младших школьников, необходимо  раскрыть особенности нравственного  (морального) развития младшего школьника. 

Моральное развитие детей  было изучено такими психологами  как Л.Колберг и Ж.Пиаже.

     Колбергом  разработана концепция морального  развития ребёнка. Он описал  более 30 сторон жизни, в связи  с которыми люди высказывают  свои моральные суждения. Эти  стороны жизни включают группы  ситуаций, которые относятся к  таким категориям, как:

     1.суждение  о моральных обязанностях и  ценностях; 

     2. элементы  нравственных ценностей или обязательства  (справедливость как свобода и  равенство, уважение);

     3. социальные  проблемы.

     Обобщенное  отношение к данным аспектам  жизни легло  в основу выделения  следующих стадий морального  развития детей:

    1. Доконвенциальный уровень (доморальный) – ребёнок следует в своём поведении установленным в обществе правилам, определяющим, что хорошо, что плохо, причём ребёнок ориентируется только на физические или гедонистические следствия совершаемых поступков, а также на авторитет тех, кто эти правила установил.

Этот уровень включает в себя две стадии. На первой стадии происходит ориентация на наказание  и послушание. Действия оцениваются  как хорошие или плохие в зависимости  от того, к чему они приводят –  к поощрению или наказанию. На второй стадии этого уровня морально оправданное действие рассматривается  как действие, способствующее удовлетворению потребностей индивида и других людей  одновременно.

    1. Конвенциальный уровень – ребёнок подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.

Этот уровень включает также две стадии развития. На первой стадии происходит ориентация на «хорошего  мальчика» и «воспитанную девочку», а на второй – ориентация на требования «закона и порядка». Согласно второй стадии, человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства  и строго следит за соблюдением установленного порядка.

    1. Постконвенциальный уровень (принципиальный или автономный) – ребёнок вначале оценивает поведение исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Этот уровень состоит  из двух стадий, на первой из которых  происходит ориентация на официально принятую общественную мораль, а на второй – ориентация на универсальные  общечеловеческие нравственные принципы справедливости, добра, взаимности [14, с.140, с. 177].

     Ж.Пиаже   также было исследовано нравственное  развитие детей, в котором он  выделил два уровня – уровень  нравственного релятивизма и  реализма.

     Им установлено  то, что у детей от 5 до 12 лет  представления о нравственности  меняется от нравственного реализма  к нравственному релятивизму.

     На стадии  нравственного реализма дети  судят о поступках людей по  их следствиям, а не по намерениям. Любой поступок, который привёл  к отрицательному результату, считается  плохим.

     К 11-летнему  возрасту начинает проявляться  нравственный релятивизм, основанный  на убеждении, что каждый человек  имеет право на справедливое  и уважительное отношение к  себе и в каждом его поступке  можно усмотреть нравственно  оправданное и осуждаемое.

     Ребёнок-реалист  обычно решает моральную диллему  в пользу беспрекословного подчинения  взрослому. Он считает, что  врать нельзя.  Дети, достигшие  уровня нравственного релятивизма,  полагают, что иногда можно пренебречь  мнением взрослых и поступить  в соответствии с иными моральными  нормами. Они считают, что можно  врать, но только в некоторых  случаях.

     На развитие  нравственных чувств влияют различные  факторы, которые в большей  части обусловлены ведущей деятельностью  младшего школьника.

     Новые грани  чувств младшего школьника начинают  формироваться внутри учебной  деятельности и по её поводу. Чувства, приобретённые ребёнком  в дошкольном возрасте, продолжают  развиваться и углубляться, не  только благодаря отношениям с близкими людьми, но и новым отношением в школе, которые приобретают социальную направленность.

Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста