Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа
Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35
2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49
Свойственная
младшему школьнику
Формирование нравственных чувств, в первую очередь, связано с отношением к учителю. У первоклассников быстро складываются чувства доверия, привязанности и уважения к учителю.
В формировании
чувств большое значение
Постепенно
у детей начинает
Высшим этапом
нравственного созревания
К третьему
классу интенсивно формируются
чувства товарищества, дружбы, коллективизма.
Они развиваются в результате
удовлетворения потребности
У учащихся
начальных классов отчётливо
выступает равнение на другого,
В условиях
совместной учебной
Оценка товарища
по его основной деятельности
– учению – постепенно
У учащихся
третьих классов наблюдаются
частые расхождения между
Чувство товарищества
рождает чувство
В развитии нравственных чувств младшего школьника можно выделить три уровня: высокий, средний и низкий.
Дети с высоким
уровнем развития нравственных
чувств характеризуются
У школьников со средним уровнем развития нравственных чувств эти же качества только проявляются по отношению к друзьям.
Дети с низким
уровнем таких чувств редко
проявляют эти качества во
взаимоотношениях со
Огромное значение
в эмоциональном становлении
личности младшего школьника
играют эмпатические
С приходом
в школу ребёнок начинает
Ведущей деятельностью младшего школьника является познавательная деятельность, которая тесным образом связана с эмоциями интереса и радости.
К.Изард рассматривает интерес как фундаментальную врождённую эмоцию, которая является доминирующей среди всех других [1, с.284].
Интерес связан
с радостью. Их взаимодействие
является эмоциональной
Чувство личной ответственности, любознательности, приятные и успешные действия – всё это вызывает интерес у ребенка.
Интерес и
радость являются основой для
формирования положительных
Младший школьник
заинтересован в том, чтобы
быть хорошим – это основная
потребность младших
Эмоциональная
сфера младших школьников
Чувства и
эмоциональная сфера младших
школьников имеет ряд
Во-первых, чувства
развиваются в процессе
Во-вторых, с
изменением положения ребёнка
среди сверстников
В-третьих,
формирование высших чувств
В-четвёртых, протекания
чувств у ребёнка связано с
особенностями его нервной
1.2. Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у младших школьников
Человеку характерны
высшие чувства, которые не
присущи животным. Они тесно связаны
с личностью человека, с отношением
к жизни, к людям и так
далее. Среди таких чувств
Нравственные
чувства развиваются с самого
детства в процессе усвоения
нравственных норм, принятых в
обществе [4, с.206]. Благоприятным возрастом
для более прочного и
В младшем
школьном возрасте
Для того
чтобы определить факторы,
Моральное развитие детей было изучено такими психологами как Л.Колберг и Ж.Пиаже.
Колбергом
разработана концепция
1.суждение о моральных обязанностях и ценностях;
2. элементы
нравственных ценностей или
3. социальные проблемы.
Обобщенное
отношение к данным аспектам
жизни легло в основу
Этот уровень включает в себя две стадии. На первой стадии происходит ориентация на наказание и послушание. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, к чему они приводят – к поощрению или наказанию. На второй стадии этого уровня морально оправданное действие рассматривается как действие, способствующее удовлетворению потребностей индивида и других людей одновременно.
Этот уровень включает также две стадии развития. На первой стадии происходит ориентация на «хорошего мальчика» и «воспитанную девочку», а на второй – ориентация на требования «закона и порядка». Согласно второй стадии, человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства и строго следит за соблюдением установленного порядка.
Этот уровень состоит из двух стадий, на первой из которых происходит ориентация на официально принятую общественную мораль, а на второй – ориентация на универсальные общечеловеческие нравственные принципы справедливости, добра, взаимности [14, с.140, с. 177].
Ж.Пиаже
также было исследовано
Им установлено
то, что у детей от 5 до 12 лет
представления о
На стадии нравственного реализма дети судят о поступках людей по их следствиям, а не по намерениям. Любой поступок, который привёл к отрицательному результату, считается плохим.
К 11-летнему
возрасту начинает проявляться
нравственный релятивизм, основанный
на убеждении, что каждый
Ребёнок-реалист
обычно решает моральную
На развитие
нравственных чувств влияют
Новые грани
чувств младшего школьника
Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста