Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Важно отметить  необходимость нравственного просвещения  среди младших школьников, так как в ходе его, ученики приобретают не только нравственные чувства, но также осознают свои учебные цели, оценивают своё поведение и поведение сверстников, а также обогащают свой словарный запас.

     Работа учителей  и родителей должна быть направлена  на формирование и воспитание  положительных и нравственных  чувств и качеств личности, на  воспитание положительного отношения  к взрослым людям и сверстникам,  так как именно от данной  работы будет зависеть дальнейшее  развитие ребёнка как личности и его жизнь.

   В ходе теоретического  анализа литературы и проведённого  исследования была  доказана гипотеза: «Интенсивность и глубина развития нравственных чувств младших школьников зависит от учёта психологических особенностей чувств и эмоциональной сферы детей, а также от учёта психолого-педагогических факторов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998
  2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. И перераб.-Мн.: Нар. Асвета, 1988
  3. Гамезо М.В. Возрастная и психологическая педагогика – М.: Просвещение, 1984
  4. Дубровина И.В. Психология, М.: Академия,2001
  5. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровина – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002
  6. Дыгун М.А. Конспект лекций по общей психологии: пособие для учащихся  шк. отд – ния пед. колледжей. В двух частях. Ч.2/ М.А.Дыгун [и др.]; под. ред. М.А.Дыгуна – Мн.: Жасскон, 2005
  7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976
  8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986
  9. Лук А.Н. Эмоции и личность – М.:Знание, 1982
  10. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., Просвещение, 1971
  11. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания шк-в: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд. Стереотип – М.: Издательский центр «Академия»,1999
  13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. зав. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  14. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высших пед. учеб. зав. В 3 кн. Кн.2. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995
  15. Подласый И.К. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. завед. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – Кн.2. Процесс воспитания
  16. Рогов Е.М. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998
  17. Станчиц М.А. Воспитание нравственности. Из опыта работы учителей этики в БССР – Мн., Нац. асвета, 1991
  18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб./ И.Ф.Харламов – 1-е изд. – Мн.:Университетское, 2002
  19. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №7, 2007
  20. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №9, 2007
  21. Ежемесячный  научно-методический журнал «Начальная школа» №8, 2008
  22. Штоквартальны навукова-метадычны часопіс «Псіхалогія» №2, 1998, Мн.: «Адукацыя і выхаванне»
  23. Штоквартальны навукова-метадычны часопіс «Псіхалогія» №4, 1998, Мн.: «Адукацыя і выхаванне»
  24. www.vashpsixolog.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностический опрос «Нравственные качества человека»

 

  1. Какого человека можно назвать честным?
  2. Кто такой добрый человек?
  3. Как обычно ведёт себя дисциплинированный человек?
  4. Какой человек является ответственным?
  5. Трудолюбивый человек – это какой человек?
  6. Кого называют патриотом?
  7. Какого человека называют справедливым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета (ранжирование) «Ценностное значение нравственных качеств человека».

ответственность

добро

гордость

сочувствие

честность

слава

богатство

милосердие

уважение

отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 1«Уровень развития нравственных чувств младших школьников»


 

 

                     34%                               33%                                       33%


 

 

 

 

 

 

 

         НИЗКИЙ                         СРЕДНИЙ                           ВЫСОКИЙ

         (8 учеников)                   (7 учеников)                        (7 учеников)    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Таблица 2 «Уровень осознанности ценностного значения нравственных чувств младших школьников»

     Ответственность                       Уважение


     Добро                                       Отзывчивость      


     Честность                                  Милосердие 


     Сочувствие                               Богатство  


     Гордость                                   Слава      


 

 

 










 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста