Чувства отличаются
от эмоций большим разнообразием
качеств, свойств и оттенков. Они
обладают такой особенностью
как полярность или противоположность,
которая зависит от проявления
тех или иных эмоций: смелость
– страх, радость – гнев
и другие [4, с.198]. Чувства делятся
на положительные и отрицательные,
которые возникают в зависимости
от удовлетворения или неудовлетворения
высших потребностей. Положительные чувства
возникают при удовлетворении человеческих
потребностей, а препятствующие ему обстоятельства
вызывают отрицательные чувства.
На основании
всех фактов можно дать следующее
определение понятию «чувства»: «Чувства
– это одна из основных форм переживания
человеком своего отношения к предметам
или явлениям действительности, характеризующаяся
относительной устойчивостью и возникающая
при удовлетворении или неудовлетворении
высших потребностей» [6, с.8].
Чувства носят исторический характер,
то есть у разных народов
чувства различны и по-разному
выражаются в разные исторические
эпохи. Они играют важную социализирующую
роль в индивидуальном развитии
человека. Они являются значимым
фактором в формировании личности,
следовательно, чувства, как и
эмоции, носят личностный характер
[13, с.370; 16, с. 354].
У разных
людей можно отметить склонность
к определённым чувствам, что
позволяет о них говорить как
о ведущих. Эта особенность
обычно связана с мировоззрением,
жизненными интересами, убеждениями
личности.
В исследовании
Б.И.Додонова среди ведущих направленностей
чувств отмечены альтруистическая,
интеллектуальная, эстетическая и
гедонистская [16, с. 378].
Важнейшей
особенностью чувств является
их связь с жизнедеятельностью
организма. Под влиянием различных
чувств изменяется деятельность
внутренних органов человека: органов
кровообращения, дыхания, пищеварения,
желез внутренней и внешней
секреции. При изменении интенсивности
и длительности переживаний могут
возникнуть нарушения в организме.
М.И.Аствацатуров считал, что сердце
чаще поражается страхом, печень
– гневом, желудок – апатией
и подавленным состоянием [16, с.359].
У каждого
человека чувства проявляются
по-разному и особенно полно
они проявляются в речи, которая
содержит, не только мысли, но и отношения
к собеседнику. Чувства обладают такими
свойствами как степень интенсивности
и продолжительность. Некоторые чувства
могут быть сильными, но кратковременными
– радость, а некоторые слабыми, но длительными
- печаль.
Существуют
чувства, которые отражают всё
богатство человеческих отношений.
Это высшие чувства, которые
основаны на удовлетворении высших
потребностей человека. К ним
относятся интеллектуальные (познавательные),
эстетические и нравственные.
Понятию «нравственные
чувства» даётся много определений,
но более точным является определение,
данное Роговым Е.И.: «Нравственные (моральные)
чувства – это переживаемые людьми чувства
при восприятии явлений действительности
и в сравнении этих явлений с нормами,
выработанными в обществе. Эти чувства
проявляются в усвоении человеком
нравственной нормы и правила, в знании
того, что нужно считать хорошим, а что
плохим, что справедливым, а что нет» [16,
с.359].
Чувства
и эмоции связаны между собой
и неразделимы. В системе и
совокупности они составляют
эмоциональную сферу человека.
Сущность
эмоциональной сферы заключена
в эмоциональных проявлениях
личности, в эмоциональном развитии
каждого человека.
Люди отличаются друг от
друга в эмоциональном развитии.
Основные различия определяются следующим:
- на что направлены чувства, и какое отношение они выражают;
- каковы лёгкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний;
3) устойчивость и глубина чувств [4, с.199].
С.Л.Рубинштейн
считал, что в эмоциональных проявлениях
личности можно выделить три сферы: её
органическую жизнь, её интересы материального
порядка и её духовные, нравственные потребности.
Он обозначил их соответственно как:
- органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, к которой относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей;
- предметные чувства, связанные с обладанием определёнными предметами и занятиями, отдельными видами деятельности. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические, которые проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим;
- обобщённые мировоззренческие чувства, связанные с моралью человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [13, с. 382].
Люди как личности
в эмоциональном плане отличаются
друг от друга по многим параметрам: эмоциональной
возбудимости, длительности и устойчивости,
возникающих у них эмоциональных переживаний,
доминированию положительных или отрицательных
эмоций, а также силой, глубинно и содержанием
чувств.
Совершенствование
высших эмоций и чувств означает
личностное развитие их обладателя
в эмоциональном плане. Такое
развитие может идти в нескольких
направлениях:
- В направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, событий и людей.
- По линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека.
- В направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм совести, долга, ответственности [14, с.386].
Вышеперечисленные
направления играют огромную
роль в эмоциональном развитии
детей младшего школьного возраста.
Приход ребёнка
в школу вызывает у него
много новых, сложных и часто
противоречивых чувств, обусловленных
новым социальным положением, которое
занимает младший школьник, как
среди детей, так и в семье.
Изменение
общественного положения маленького
ученика наполняет его различными
положительными эмоциями и чувствами.
Младший школьник
очень эмоционален и эта эмоциональность
проявляется в том, что восприятие,
наблюдение, воображение младших
школьников обычно окрашены эмоциями.
Младшие школьники ещё не умеют
сдерживать своих чувств; они
очень непосредственны и откровенны
в выражении радости, горя, печали,
страха, удовольствия и неудовольствия;
они отличаются большой эмоциональной
неустойчивостью, частой сменой
настроений, склонностью к аффектам
и так далее.
С поступлением
в школу резко изменяется уклад
жизни ребёнка, изменяются его
отношения к взрослым и сверстникам,
в нём укрепляется сознание
нового положения школьника, новых
обязанностей в семье, коллективе.
У детей существенно изменяется эмоциональная
жизнь, постепенно формируется умение
владеть своими эмоциями. Чувства ребёнка
определяются не столько игрой и общением
с детьми в процессе игровой деятельности,
сколько процессом и результатом его учебной
деятельности. Ведущей деятельностью
младшего школьника становится учение,
которое существенно изменяет мотивы
его поведения, открывает новые источники
развития познавательных и нравственных
сил [24].
В процессе
обучения изменяется содержание
чувств младшего школьника
и происходит их дальнейшее
развитие в плане всё большей
осознанности, сдержанности и устойчивости.
Становление личности младшего
школьника в эмоциональном плане
происходит под воздействием
новых отношений с учителем, одноклассниками,
а также под влиянием нового
вида деятельности и включения
в систему коллективных взаимоотношений.
Ученики, пришедшие
в школу, ещё не могут сдерживать
проявления своих чувств, обычно
лица и позы детей очень
ярко выражают их эмоциональные
переживания. Такое непосредственное
обнаружение своих чувств объясняется
недостаточным развитием у детей этого
возраста тормозных процессов в коре головного
мозга. Кора больших полушарий мозга ещё
недостаточно регулирует деятельность
подкорки, с которой связаны простейшие
чувства и их внешние проявления. Этим
объясняется возникновение у детей аффектных
состояний, то есть их склонность к кратковременным
бурным вспышкам радости, печали. Такие
эмоциональные состояния младших школьников
не являются стойкими и часто переходят
в противоположные. Дети данного возраста
также легко успокаиваются, как и возбуждаются
[24].
Возникновение
чувств у младших школьников
связано с конкретной обстановкой,
в которую попадают дети. Непосредственные
наблюдения тех или иных событий
или яркие жизненные переживания
– всё вызывает у детей данного
возраста чувства.
Чувства ребёнка
начинают определяться в первую
очередь оценкой учителя его
успехов и неудач, выставленной
отметкой, а также связанным с
ней отношением окружающих.
Огромную роль
в эмоциональном развитии младшего
школьника играет учитель. Настроение
ребёнка и вообще его самочувствие
во многом обусловлено отношением
учителя к детям, его оценки
и высказывания. Уже у первоклассников
складывается особое отношение,
которое очень остро переживается.
Положительное отношение проявляется,
когда ребёнок принимает личность
учителя, проявляя доброжелательность,
открытость в общении с ним,
отрицательное – когда он ведёт
себя агрессивно, грубо или замкнуто,
конфликтное отношение, когда
у детей возникает противоречие
между непринятием личности учителя
и скрытым, но острым интересом
к учителю.
Американский
психолог Э.Берн высказал мысль
о том, что примерно до 10 лет
у ребёнка формируется эмоция,
которая будет преобладать в
его жизни [1, с.281].
С каждым
годом всё более глубокими
и осознанными становятся высшие
чувства школьника, формируются
навыки общественного поведения.
Возникновение,
сила и особенности протекания
познавательных чувств зависят
не столько от возраста детей,
сколько от содержания и организации
их деятельности.
Обучение, построенное
на активной, разнообразной мыслительной
деятельности учеников, быстро воспитывает
у них любовь к труду, радость
поисков и большое удовлетворение
от найденных решений.
Познавательные
чувства ребёнка данного возраста
вызываются в нарастающей его
любознательности, в ненасытной
жажде знаний. Они усиливаются
чтением книг, журналов, детских
газет. Ученики 1-4 классов интересуются
более глубокими причинами изучаемых
явлений, событий, о которых
они узнают [10, с.318].
В период
младшего школьного возраста
создаются благоприятные условия
для развития эстетических чувств
детей. Исследования В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской,
О.А.Апраксиной, Е.А.Мальцевой, С.А.Карцевой
и Н.А.Ветлучиной убеждают в
том, что у младших школьников
легко вызывается любовь к
слушанию музыки и пению [10,
с.325].
Слушая небольшие
музыкальные произведения, учащиеся
2-3 классов способны достаточно
чутко и тонко разобраться
в музыкальном произведении и
метко его охарактеризовать.
Эстетические
чувства детей часто невозможно
отделить от их нравственных
переживаний.
Формирование
эстетических чувств у младших
школьников в процессе художественно-изобразительной
деятельности, в процессе рассматривания
художественных картин показали
в своих исследованиях И.П.Глинская,
Е.И.Игнатьева, О.И.Галкина и другие.
Согласно их исследованиям, научить
детей младших классов воспринимать
картину, видеть в ней предмет
искусства можно благодаря организации
последовательно усложняющейся
системы заданий, обучению эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего
[10, с.325].
Эстетические
чувства не являются врожденными.
Они требуют специального обучения
и воспитания. Формирование эстетических
чувств зависит от обогащения
детей специальными знаниями: знания
биографии композиторов, художников,
условий, в которых были созданы
произведения искусства и так
далее.
Эстетические
чувства – это специфическая
форма отражения окружающего.
Они не могут возникнуть и
развиваться в условиях, в которых
нет тех сочетаний предметов,
форм, красок, звуков, воспринимаемых
как образцы прекрасного [10, с.325].
Широкое внедрение
в жизнь каждой семьи радио,
телевидения, посещение театра
и кино, красочного оформления
книг и журналов также создают
огромные возможности для развития
разнообразных эстетических чувств
у детей.
Организация
специальных форм деятельности:
наблюдение, слушание, разнообразные
формы воспроизведения – способствуют
развитию эстетических чувств
и видению прекрасного.