Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Чувства отличаются  от эмоций большим разнообразием  качеств, свойств и оттенков. Они  обладают такой особенностью  как полярность или противоположность,  которая зависит от проявления  тех или иных эмоций: смелость  – страх, радость – гнев  и другие [4, с.198].  Чувства делятся  на положительные и отрицательные,  которые  возникают в зависимости   от удовлетворения или неудовлетворения высших потребностей. Положительные чувства возникают при удовлетворении  человеческих потребностей, а препятствующие ему обстоятельства вызывают отрицательные чувства.

     На основании  всех фактов можно дать следующее  определение понятию «чувства»: «Чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам или явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей» [6, с.8].

         Чувства носят исторический характер, то есть у разных народов  чувства различны и по-разному  выражаются в разные  исторические  эпохи. Они играют  важную социализирующую  роль в индивидуальном развитии  человека. Они являются значимым  фактором в формировании личности, следовательно, чувства, как и  эмоции, носят личностный характер [13, с.370; 16, с. 354].

     У разных  людей можно отметить склонность  к определённым чувствам,  что  позволяет о них говорить как  о ведущих. Эта особенность  обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями  личности.

     В исследовании  Б.И.Додонова среди ведущих направленностей  чувств отмечены альтруистическая, интеллектуальная, эстетическая и  гедонистская [16, с. 378].

     Важнейшей  особенностью чувств является  их связь с жизнедеятельностью  организма. Под влиянием различных  чувств изменяется деятельность  внутренних органов человека: органов  кровообращения, дыхания, пищеварения,  желез  внутренней и внешней  секреции. При изменении интенсивности  и длительности переживаний могут  возникнуть нарушения в организме.  М.И.Аствацатуров считал, что сердце  чаще поражается страхом, печень  – гневом, желудок – апатией  и подавленным состоянием [16, с.359].

     У каждого  человека чувства проявляются  по-разному и особенно полно  они проявляются в речи, которая  содержит,  не только мысли, но и отношения к собеседнику. Чувства обладают такими свойствами как степень интенсивности и продолжительность. Некоторые чувства могут быть сильными, но кратковременными – радость, а некоторые слабыми, но длительными - печаль.

     Существуют  чувства, которые отражают всё  богатство человеческих отношений.  Это высшие чувства, которые  основаны на удовлетворении высших  потребностей человека. К ним  относятся интеллектуальные (познавательные), эстетические и нравственные.

     Понятию «нравственные  чувства» даётся много определений,  но более точным является определение, данное Роговым Е.И.: «Нравственные (моральные) чувства – это переживаемые людьми чувства при восприятии явлений действительности и в сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Эти чувства проявляются  в усвоении человеком нравственной нормы  и правила, в знании того, что нужно считать хорошим, а что плохим, что справедливым, а что нет» [16, с.359].

       Чувства  и эмоции связаны между собой  и неразделимы. В системе и  совокупности они составляют  эмоциональную сферу человека.

       Сущность  эмоциональной сферы заключена  в эмоциональных проявлениях  личности, в эмоциональном развитии  каждого человека.

Люди отличаются друг от друга в эмоциональном развитии. Основные различия определяются следующим:

    1. на что направлены чувства, и какое отношение они выражают;
    2. каковы лёгкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний;

            3) устойчивость и глубина чувств [4, с.199].

       С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как:

  1. органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, к которой  относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей;
  2. предметные чувства, связанные с обладанием определёнными предметами и занятиями, отдельными видами деятельности. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические, которые проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим;
  3. обобщённые мировоззренческие чувства, связанные с моралью человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [13, с. 382].

    Люди как личности  в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций, а также силой, глубинно и содержанием чувств.

     Совершенствование  высших эмоций и чувств означает  личностное развитие их обладателя  в эмоциональном плане. Такое  развитие может идти в нескольких  направлениях:

  1. В направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, событий и людей.
  2. По линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека.
  3. В направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм совести,  долга, ответственности [14, с.386].

     Вышеперечисленные  направления играют огромную  роль в эмоциональном развитии  детей младшего школьного возраста.

     Приход ребёнка  в школу вызывает у него  много новых, сложных и часто  противоречивых чувств, обусловленных  новым социальным положением, которое  занимает младший школьник, как  среди детей, так и в семье.

     Изменение  общественного положения маленького  ученика наполняет его различными  положительными эмоциями и чувствами.

     Младший школьник  очень эмоционален и эта эмоциональность  проявляется в том, что восприятие, наблюдение, воображение младших  школьников обычно окрашены эмоциями. Младшие школьники ещё не умеют  сдерживать своих чувств; они  очень непосредственны и откровенны  в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия и неудовольствия; они отличаются большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой  настроений, склонностью к аффектам  и так далее.

     С поступлением  в школу резко изменяется уклад  жизни ребёнка, изменяются его  отношения к взрослым и сверстникам,  в нём укрепляется сознание  нового положения школьника, новых  обязанностей в семье, коллективе. У детей существенно изменяется эмоциональная жизнь, постепенно формируется умение владеть своими эмоциями. Чувства ребёнка определяются не столько игрой и общением с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процессом и результатом его учебной деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил [24].

    В процессе  обучения изменяется содержание  чувств младшего школьника   и происходит их дальнейшее  развитие в плане всё большей  осознанности, сдержанности и устойчивости. Становление личности младшего  школьника в эмоциональном плане  происходит под воздействием  новых отношений с учителем, одноклассниками,  а также под влиянием нового  вида деятельности и включения  в систему коллективных взаимоотношений.

     Ученики, пришедшие  в школу, ещё не могут сдерживать  проявления своих чувств, обычно  лица и позы детей очень  ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга ещё недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления. Этим объясняется возникновение у детей аффектных состояний, то есть их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Такие эмоциональные состояния младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети данного возраста также легко успокаиваются, как и возбуждаются [24].

     Возникновение  чувств у младших школьников  связано с конкретной обстановкой,  в которую попадают дети. Непосредственные  наблюдения тех или иных событий  или яркие жизненные переживания  – всё вызывает у детей данного  возраста чувства. 

     Чувства ребёнка  начинают определяться в первую  очередь оценкой учителя его  успехов и неудач, выставленной  отметкой, а также связанным с  ней отношением окружающих.

     Огромную роль  в эмоциональном развитии младшего  школьника играет учитель. Настроение  ребёнка и вообще его самочувствие  во многом обусловлено отношением  учителя к детям, его оценки  и высказывания. Уже у первоклассников  складывается особое отношение,  которое очень остро переживается. Положительное отношение проявляется,  когда ребёнок принимает личность  учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним,  отрицательное – когда он ведёт  себя агрессивно, грубо или замкнуто, конфликтное отношение, когда  у детей возникает противоречие  между непринятием личности учителя  и скрытым, но острым интересом  к учителю.

     Американский  психолог Э.Берн высказал мысль  о том, что примерно до 10 лет  у ребёнка формируется эмоция, которая будет преобладать в  его жизни [1, с.281].

     С каждым  годом всё более глубокими  и осознанными становятся высшие  чувства школьника, формируются  навыки общественного поведения.

     Возникновение,  сила и особенности протекания  познавательных чувств зависят  не столько от возраста детей,  сколько от содержания и организации  их деятельности.

     Обучение, построенное  на активной, разнообразной мыслительной  деятельности учеников, быстро воспитывает  у них любовь к труду, радость  поисков и большое удовлетворение  от найденных  решений.

     Познавательные  чувства ребёнка данного возраста  вызываются в нарастающей его  любознательности, в ненасытной  жажде знаний. Они усиливаются  чтением книг, журналов, детских  газет. Ученики 1-4 классов интересуются  более глубокими причинами изучаемых  явлений, событий, о которых  они узнают [10, с.318].

     В период  младшего школьного возраста  создаются благоприятные условия  для развития эстетических чувств  детей. Исследования В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской,  О.А.Апраксиной, Е.А.Мальцевой, С.А.Карцевой  и Н.А.Ветлучиной  убеждают в  том, что у младших школьников  легко вызывается любовь к  слушанию музыки и пению [10, с.325].

     Слушая небольшие  музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны достаточно  чутко и тонко разобраться  в музыкальном произведении и  метко его охарактеризовать.

     Эстетические  чувства детей часто невозможно  отделить от их нравственных  переживаний.

     Формирование  эстетических чувств у младших  школьников  в процессе художественно-изобразительной  деятельности, в процессе рассматривания  художественных картин показали  в своих исследованиях И.П.Глинская, Е.И.Игнатьева, О.И.Галкина и другие. Согласно их исследованиям, научить  детей младших классов воспринимать  картину, видеть в ней предмет  искусства можно благодаря организации  последовательно усложняющейся  системы заданий, обучению эстетическому видению и грамотному изображению окружающего [10, с.325].

     Эстетические  чувства не являются врожденными.  Они требуют специального обучения  и воспитания. Формирование эстетических  чувств зависит от обогащения  детей специальными знаниями: знания  биографии композиторов, художников, условий, в которых были созданы  произведения искусства и так  далее.

    Эстетические  чувства – это специфическая  форма отражения окружающего.  Они не могут возникнуть и  развиваться в условиях, в которых  нет тех сочетаний предметов,  форм, красок, звуков, воспринимаемых  как образцы прекрасного [10, с.325].

     Широкое внедрение  в жизнь каждой семьи радио,  телевидения, посещение театра  и кино, красочного оформления  книг и журналов также создают  огромные возможности для развития  разнообразных эстетических чувств  у детей.

     Организация  специальных форм деятельности: наблюдение, слушание, разнообразные  формы воспроизведения – способствуют  развитию эстетических чувств  и видению прекрасного.

Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста