Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Нравственные  понятия составляют категориальный  аппарат нравственного сознания, в котором можно выделить 12 категорий.  У Платона, Сократа  и   Аристотеля можно выделить такие  категории как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, свобода. В Средневековье появилось понятие милосердие, а в более позднюю историческую эпоху – долг (И.Кант), вина (Г.Гегель) [20, с.14].

     На основе  развитого категориального аппарата  нравственного сознания у младших  школьников формируются соответствующие  нравственные чувства.

    Можно сделать вывод о том, что на интенсивность и глубину процесса формирования нравственных чувств у младших школьников  оказывают влияние разнообразные факторы. Можно выделить следующие факторы:

  1. демократизация отношений между учителем и учащимися;
  2. личность учителя, его духовно-моральный облик как пример нравственности;
  3. средства и методы, используемые учителем в процессе обучения; правильная организация уроков;
  4. внеклассная работа;
  5. эстетизация всех аспектов жизнедеятельности школьников (приобщение к искусству);
  6. нравственно-ориентировачная игра и создание нравственных ситуаций;
  7. нравственное просвещение родителей (взаимодействие школы и семьи);
  8. включение детей в разнообразные виды деятельности;
  9. работа по формированию категориального аппарата нравственного сознания младших школьников (овладение нравственными понятиями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психологические особенности  патриотизма как высшего нравственного  качества личности

     Одним из наиболее глубоких нравственных чувств считается чувство патриотизма.

     Это важное  качество человека, которое предполагает  любовь к Родине, готовность служить  её интересам, народу, выполнять  гражданский долг и другое [19, с.31].

     Многие мыслители  прошлого тысячелетия глубоко  раскрывали роль патриотизма.

     Белорусский  просветитель Ф.Скорина считал, что  чувство патриотизма роднит человека  со своей землёй, укрепляет её  любовь к ней, порождает стремление  к её защите. Белорусский революционер-демократ  Кастусь Калиновский подчёркивал, что патриотизм выступает в качестве могучего морального стимула, побуждающего людей к борьбе за своё национальное освобождение, за утверждение чести и достоинства своего народа [18, с.378,379].

     О значимости  чувства патриотизма также высказывали  свое мнение великий русский  критик-демократ В.Г.Белинский и  А.Н.Радищев. А.Н.Радищев указывал  на «нравственно-очищающее» влияние  патриотизма на личность, на выработку  чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования.  В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в  себе общечеловеческие ценности  и идеалы, а также делает личность членом общественного сообщества [18, с.379, 380].

     Чувство патриотизма  – это многогранное чувство,  которое выражается не просто  в уважении и любви к своей  Родине, но, а также в приобретении личностью таких высокоморальных чувств и качеств как благородство, совесть, мужество и самоотверженность.

     Чувство патриотизма  формируется под воздействием  некоторых факторов.

     Главным фактором  является процесс патриотического  воспитания, вопросы которого исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей, таких, как В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, М.В.Ломоносов и другие.

      Формирование  патриотизма зависит от воздействия  таких факторов как окружающая  природа (её состояние и развитие), народное искусство и практическая  деятельность человека.

     Для осмысления  сущности и особенностей патриотизма  необходимо знать его историческое  происхождение, которое связано  с образованием и укреплением  отдельных государств в их  борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

     Философы истолковывают  патриотизм как нравственный  и политический принцип, социальное  чувство, содержанием которого  является любовь к отечеству,  преданность ему, гордость за  его прошлое и настоящее, стремление  защищать интересы Родины [18, с.381].

     Чувство патриотизма  и все его составляющие формируются  у каждого по-своему и в свое  время. Сначала это происходит  неосознанно, затем, подрастая,  человек начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу, и только взрослея, набираясь опыта и знаний , он постепенно осознает свою принадлежность к Родине.

     Многие психологи  (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, Д.Б.Фельдштейн  и другие) считают, что наиболее  благоприятный период для формирования  чувства патриотизма – младший  школьный возраст. Именно на  данном возрастном этапе происходит  активный процесс накопления  знаний о положительном и отрицательном  поведении в обществе, о свободе  выбора того или иного поведения,  о взаимоотношениях между людьми.

     Младший школьный  возраст – это такой возрастной период, когда чувства доминируют над всеми сторонами жизни ребёнка и определяют его поступки. В этом периоде доминирующее значение  чаще имеют эмоциональные переживания. По мнению С.П.Баранова, на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом формирования патриотических чувств у детей [19, с.31].

     Одной из  особенностей патриотизма являются  внутренние психологические структурные  компоненты, которые выступают в  качестве носителей этого нравственного  качества. По мнению И.Ф.Харламова  можно выделить в патриотизме  следующие компоненты: потребностно-мотивационный,  интеллектуально-чувственный, поведенческий  и волевой [28, с.383].

     Формирование  и развитие у учащихся потребностно-мотивационного  компонента патриотизма связано  с созданием таких педагогических  условий и ситуаций, в ходе  которых учащиеся смогли бы  переживать чувства любви и  гордости за свою Родину. Этот  компонент связан с возбуждением  у школьников внутренних противоречий  между тем, какой он есть  и каким ему необходимо быть.

     Целью интеллектуально-чувственного  компонента является обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также патриотических чувств, связанных с любовью преданностью Родине. Этот компонент включает в себя углублённое осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видов деятельности учеников.

     Основными  средствами достижения этой цели  является обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы.

     Прежде всего,  нужно формировать у детей  краеведческие знания, а также  чувство привязанности к тем  местам, где они родились и  выросли, и с которыми у них  связаны яркие эмоциональные  переживания.

     Большое значение для развития интеллектуально-чувственного компонента патриотизма уделяется родному языку. Важной стороной развития  патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость Родины, так как долгое время в нашей республике игнорировался наш родной язык [18, с.387].

     Поведенческий  и волевой компоненты связаны  с формированием у школьников  способности к волевым проявлениям  в области патриотизма и культуры  межличностных отношений. Этот  компонент проявляется в различных  видах трудовой, спортивной, туристско-краеведческой  работы и так далее.

     Можно сделать  вывод о том, что именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для интенсивного и успешного развития чувства патриотизма. В формировании патриотизма необходимо учитывать следующие особенности и факторы:

  1. правильная организация учебно-воспитательного процесса;
  2. окружающая природа, её состояние и развитие;
  3. народное искусство;
  4. практическая деятельность каждого человека;
  5. учёт внутренних психологических компонентов: потребностно-мотивационного, интеллектуально-чувственного, поведенческого и волевого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ  ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

      2.1 Описание  методов исследования

     Учебная деятельность  значима на всех возрастных  этапах, но особенно важна в  младшем школьном возрасте, поскольку  для детей младшего школьного  возраста она является ведущей  и в  процессе её формируются новые образования. Именно в учебной деятельности психическое развитие идёт интенсивнее обычного.

     Для изучения  уровня развития нравственных  чувств у  младших школьников  выбран учебно-воспитательный процесс,  так как для детей он является  ежедневным и знакомым процессом.

      С целью изучения уровня развития нравственных чувств у младших школьников был использован диагностический опрос, а также дополнительно метод наблюдения и беседа.

     Базой исследования  было ГУО «Средняя общеобразовательная  школа №16 г. Пинска» 3 «А» класс в количестве 24 учащихся.

     Исследование происходило в три этапа. На первом этапе ученикам был предложен опрос (См. приложение 1), в содержание которого входили следующие вопросы:

  1. Какого человека можно назвать честным?
  2. Кто такой добрый человек?
  3. Как обычно ведёт себя дисциплинированный человек?
  4. Какой человек является ответственным?
  5. Трудолюбивый человек – это какой человек?
  6. Кого называют патриотом?
  7. Какого человека называют справедливым?

     Ответы детей на поставленные вопросы оказались разными. У каждого ребёнка своё понимание нравственных качеств и чувств.

     На первый  вопрос  большинство детей ответили  без затруднений. Наиболее частым  ответом был следующий: «Это  человек, который не врёт, всегда говорит правду». В одном случае встретился следующий ответ: «Это человек, который делает добро и чинит гнёзда».

     На вопрос  «кто такой добрый человек?»  дети отвечали исходя из практического  опыта следующим образом: «Это  человек, который всем помогает, делает добро, не ругается, не совершает плохих поступков». Ученица, которая ответила на первый вопрос, что честный человек – это человек, который чинит гнёзда, ответила на второй вопрос так: «Добрый человек – это человек, который чинит машины». На все последующие вопросы эта же ученица отвечала не так, как её  сверстники. На вопрос «как себя ведёт дисциплинированный человек?» она  ответила следующим образом: «Дисциплинированный человек решает задачи» - а остальные ученики давали следующие варианты ответов: « Дисциплинированный человек всех слушается, хорошо себя ведёт, не бегает, уважает законы, слушает родителей и учителей».

     На вопрос, «какой человек является ответственным?» многие ученики затруднялись дать ответ. Можно выделить следующие варианты ответов: «Это человек, который не подведёт, на которого можно положиться, который отвечает за себя и за свои поступки».

     Многие ученики  затруднялись дать ответ на  вопрос: «Трудолюбивый человек – это какой человек?». Некоторые ученики отвечали, что это человек, который «не знает скуки,  всё любит, любит чистоту».

     Проблемным вопросом для некоторых учеников оказался шестой вопрос: «Кого называют патриотом?». Ученики отвечали по-разному: «Это человек, который хорошо относится к другим людям, это сильный, трудолюбивый и ласковый человек, это человек, который крадёт». Большинство учеников на данный вопрос ответили так: «Патриот – это человек, который  любит свой город и Родину».

     Наиболее затруднительным  оказался седьмой вопрос: «Какого  человека называют справедливым?».  Большинство учеников на данный  вопрос не дали верного ответа. Некоторые ученики ответили следующим  образом: «Это человек, который играет по правилам, который делит всё поровну, любит правду».

     Проанализировав  ответы на данные вопросы можно  сделать вывод о том, что  ученики данного класса обладают  разным уровнем развития нравственных  чувств.

     Для более  точного подтверждения данного  вывода на втором этапе исследования  дополнительно было проведено  наблюдение и беседа на нравственную  тематику во время воспитательных  мероприятий.

Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста