Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа
Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35
2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49
Нравственные
понятия составляют
На основе
развитого категориального
Можно сделать вывод о том, что на интенсивность и глубину процесса формирования нравственных чувств у младших школьников оказывают влияние разнообразные факторы. Можно выделить следующие факторы:
1.3 Психологические особенности
патриотизма как высшего
Одним из наиболее глубоких нравственных чувств считается чувство патриотизма.
Это важное качество человека, которое предполагает любовь к Родине, готовность служить её интересам, народу, выполнять гражданский долг и другое [19, с.31].
Многие мыслители прошлого тысячелетия глубоко раскрывали роль патриотизма.
Белорусский
просветитель Ф.Скорина считал, что
чувство патриотизма роднит
О значимости
чувства патриотизма также
Чувство патриотизма – это многогранное чувство, которое выражается не просто в уважении и любви к своей Родине, но, а также в приобретении личностью таких высокоморальных чувств и качеств как благородство, совесть, мужество и самоотверженность.
Чувство патриотизма формируется под воздействием некоторых факторов.
Главным фактором
является процесс
Формирование
патриотизма зависит от
Для осмысления
сущности и особенностей
Философы истолковывают
патриотизм как нравственный
и политический принцип,
Чувство патриотизма
и все его составляющие
Многие психологи
(Л.С.Выготский, Л.И. Божович,
Младший школьный возраст – это такой возрастной период, когда чувства доминируют над всеми сторонами жизни ребёнка и определяют его поступки. В этом периоде доминирующее значение чаще имеют эмоциональные переживания. По мнению С.П.Баранова, на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом формирования патриотических чувств у детей [19, с.31].
Одной из
особенностей патриотизма
Формирование
и развитие у учащихся
Целью интеллектуально-
Основными
средствами достижения этой
Прежде всего, нужно формировать у детей краеведческие знания, а также чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли, и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.
Большое значение для развития интеллектуально-чувственного компонента патриотизма уделяется родному языку. Важной стороной развития патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость Родины, так как долгое время в нашей республике игнорировался наш родной язык [18, с.387].
Поведенческий
и волевой компоненты связаны
с формированием у школьников
способности к волевым
Можно сделать вывод о том, что именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для интенсивного и успешного развития чувства патриотизма. В формировании патриотизма необходимо учитывать следующие особенности и факторы:
2. ИССЛЕДОВАНИЕ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
2.1 Описание методов исследования
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно важна в младшем школьном возрасте, поскольку для детей младшего школьного возраста она является ведущей и в процессе её формируются новые образования. Именно в учебной деятельности психическое развитие идёт интенсивнее обычного.
Для изучения
уровня развития нравственных
чувств у младших школьников
выбран учебно-воспитательный
С целью изучения уровня развития нравственных чувств у младших школьников был использован диагностический опрос, а также дополнительно метод наблюдения и беседа.
Базой исследования
было ГУО «Средняя
Исследование происходило в три этапа. На первом этапе ученикам был предложен опрос (См. приложение 1), в содержание которого входили следующие вопросы:
Ответы детей на поставленные вопросы оказались разными. У каждого ребёнка своё понимание нравственных качеств и чувств.
На первый
вопрос большинство детей ответили
без затруднений. Наиболее
На вопрос
«кто такой добрый человек?»
дети отвечали исходя из
На вопрос, «какой человек является ответственным?» многие ученики затруднялись дать ответ. Можно выделить следующие варианты ответов: «Это человек, который не подведёт, на которого можно положиться, который отвечает за себя и за свои поступки».
Многие ученики затруднялись дать ответ на вопрос: «Трудолюбивый человек – это какой человек?». Некоторые ученики отвечали, что это человек, который «не знает скуки, всё любит, любит чистоту».
Проблемным вопросом для некоторых учеников оказался шестой вопрос: «Кого называют патриотом?». Ученики отвечали по-разному: «Это человек, который хорошо относится к другим людям, это сильный, трудолюбивый и ласковый человек, это человек, который крадёт». Большинство учеников на данный вопрос ответили так: «Патриот – это человек, который любит свой город и Родину».
Наиболее затруднительным
оказался седьмой вопрос: «Какого
человека называют
Проанализировав
ответы на данные вопросы
Для более
точного подтверждения данного
вывода на втором этапе
Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста