Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35

2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа =).docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Через проведение  этической беседы происходило  наблюдение за активностью детей.  Было отмечено, что в беседе активно принимали участие ученики с высоким и средним уровнем развития нравственных чувств, то есть те дети, которые на вопросы диагностического опроса отвечали без затруднений. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств во время беседы были более пассивны и не всегда могли сформулировать ответ на поставленный вопрос.

      Наблюдения  показали то, что дети с высоким  развитием нравственных чувств  обладают четкой, богатой, эмоциональной  речью. Дети  с низким уровнем  развития нравственных чувств  имеют узкий словарный запас.

     С целью  изучения уровня осознанности  ценностного значения нравственных  качеств личности на втором  этапе исследования был проведён  метод ранжирования.

     Для проведения  ранжирования учащиеся получили  анкету с заданием:

«Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: ответственность, добро, гордость, сочувствие, честность, слава, богатство, милосердие, уважение, отзывчивость» (см. приложение 2).

     Многие учащиеся  затруднялись пронумеровать данные  качества и ставили цифры просто по порядку. В целом большинство учащихся понимают и осознают ценностное значение нравственных качеств. Каждый ученик поставил на первое место то качество, которое у него доминирует над остальными.

     Так как  ведущей деятельностью в младшем  школьном возрасте является учебная  деятельность, а успех в учебе  достигается путём ответственного  и добросовестного отношения  к заданиям учебной программы,  то исходя из этого, учащиеся третьего класса главным качеством выбрали ответственность.

     На последние  места учащиеся определили такие  качества, как богатство и слава.  Богатство учащиеся поставили  на предпоследнее место, славу  – на последнее.

     В целом  дети осознают значимость нравственных  качеств человека.

     На заключительном  третьем этапе исследования дополнительно  была проведена методика «10 моих  я», изучающая самооценку детей. Благодаря данной методике были изучены нравственные качества, которыми обладают дети по их мнению.

     У всех детей  на первом месте в своей  самооценке стоит качество «добро».  Некоторые ученики описывали  свои внешние качества, не основываясь  на нравственные качества. В основном  все дети описывали себя с  положительной стороны, но некоторые  дети в самооценку включали  и свои отрицательные качества, которые действительно у них  проявлялись (например, драчливый,  злой и так далее).

     Анализ данной  методики показал, что дети  с высоким  и средним уровнем  развития нравственных чувств  сумели себя оценить и написать более пяти качеств. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств затруднялись оценить себя и написали в своей самооценке не более трёх качеств.

      Исходя  из данных исследования, можно сделать вывод о том, что дети с высоким и средним уровнем развития нравственных чувств  в учебно-воспитательном процессе проявляют высокую активность, обладают богатым словарным запасом и умеют себя оценивать. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств более пассивны, обладают узким словарным запасом и затрудняются себя оценивать.

 

      2.2 Анализ результатов исследования

 

     Анализ диагностического  опроса, проведенный на первом этапе исследования, показал, что в классе ученики обладают разным уровнем развития нравственных чувств. Результаты анализа показаны  в таблице1 «Уровень развития нравственных чувств младших школьников» (см. приложение 3).

      Дети обладают  низким, средним и высоким развитием  нравственных чувств.

     34% (8 учеников) обладают низким уровнем развития  нравственных чувств, 33% (7 учеников) – средним и 33% (7 учеников) –  высоким.

     Следует отметить  тех учеников, которые обладают  низким уровнем развития нравственных  чувств, так как у них не  имеется четких представлений  о нравственных качествах личности, нормах поведения. 

     Для подтверждения  результатов опроса дополнительно  была проведена беседа на нравственную  тематику с включением и анализом  различных нравственных ситуаций. Беседа была проведена в ходе  воспитательного мероприятия. Она  сопровождалась непосредственным  наблюдением, которое дало возможность  определить характер поведения  учащихся в зависимости от  уровня развития нравственных  чувств.

     Наблюдения  показали, что у учащихся с  высоким уровнем развития нравственных  чувств имеются осознанные представления  о нравственных качествах личности, а также знания о нормах  поведения. У них сформировано  положительное отношение к соблюдению  правил и норм нравственного  поведения. У них развиты такие  нравственные качества, как сочувствие, умение сопереживать, совесть, чувство  долга и ответственности. Эти  учащиеся активно принимают участие  во всех видах деятельности, легко вступают в общение с одноклассниками, а также четко и аргументировано формируют свои мысли и делают выводы.

     У учащихся  со средним уровнем развития  нравственных чувств имеются  представления о некоторых нравственных  качествах, а также знания о  нормах поведения. У них сформировано  положительное отношение к соблюдению  правил и норм нравственного  поведения; развиты некоторые  нравственные чувства. Учащиеся  с данным уровнем развития  нравственных чувств могут проявлять  вежливость, доброжелательность, готовность  прийти на помощь товарищу  в зависимости от ситуации  и при воздействии на них  взрослого.

     Учащиеся с низким уровнем развития нравственных чувств проявляют наименьшую активность в обсуждении определённых вопросов и ситуаций. Они также соблюдают нравственные нормы в общении с взрослыми и сверстниками, но только при контроле со стороны взрослого.

      В проведённой  беседе стоял ряд нравственных  вопросов, на которые должны были  ответить дети:

  1. Что лучше - сладкая ложь или горькая правда? Объясните почему?
  2. Почему нужно говорить правду?
  3. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
  4. Вы когда-нибудь обманывали? Почему?

     На поставленные  вопросы дети отвечали исходя  из своего жизненного опыта.  Активное участие принимали дети  с высоким и средним уровнем  развития нравственных чувств. На  вопрос «Что лучше - сладкая  ложь или горькая правда?» дети  отвечали по-разному. Одни считали,  что лучше сладкая ложь, потому  что горькая правда может расстроить  человека. Другие ученики утверждали, что лучше горькая правда, потому  что врать нельзя, и правда  всегда будет известной.

     На вопрос  жизненного характера «Вы когда-нибудь обманывали? Почему?» активно отвечали все учащиеся, так как этот вопрос на прямую связан с их жизненным опытом.

     Можно сделать  вывод о том, что уровень  развития нравственных чувств  младших школьников определяется  их активностью, а также имеющимся  у них жизненным опытом.

     Уровень развития  нравственных чувств младших  школьников зависит от уровня  осознанности ценностного значения  нравственных качеств личности, поэтому на втором этапе исследования был проведён метод ранжирования с целью изучения уровня осознанности ценностного значения нравственных качеств младшего школьника.

     Для проведения  ранжирования учащиеся получили  анкету со следующим заданием: «Пронумеруй по порядку те  качества человека, которые ты  оцениваешь выше: ответственность,  добро, гордость, сочувствие, честность,  слава, богатство, милосердие, уважение, отзывчивость».

     После проведения  анкеты было проведено ранжирование, результаты которого показаны  в таблице 2 «Уровень осознанности  ценностного значения нравственных  чувств младших школьников» (см. приложение 4).

     Ранжирование  показало, что главным качеством  человека учащиеся считают ответственность  – 43 балла, затем следует добро  – 46 баллов, честность – 65 баллов, сочувствие – 83 балла, гордость – 113 баллов, уважение – 123 балла, отзывчивость – 127 баллов, милосердие – 131 балл, богатство – 147 балла, слава – 153 балла.

     В целом  учащиеся понимают и осознают  ценностное значение нравственных  качеств человека, и каждый для  себя выделил первым то качество, которое у него доминирует  над всеми.

     Ведущей деятельностью  младшего школьника является  учебная деятельность. Успех в  учёбе достигается путём ответственного  отношения к заданиям и требованиям учебной программы, поэтому дети выбрали главным качеством ответственность.

     На заключительном  этапе  исследования  дополнительно  была проведена методика «10 моих  я», определяющая адекватность самооценки  детей. 90% (19 учеников) учащихся смогли себя оценить и написать более пяти качеств, а 10% (2 ученика) - смогли написать не более пяти качеств.

     В целом  ученики оценивали себя объективно, и в некоторых случаях определяли свои отрицательные качества, что доказывает уровень осознанности детьми своего поведения и поступков.

      Проведённое  исследование дало возможность  определить уровень развития  нравственных чувств младших школьников, уровень осознанности ценностного значения нравственных качеств и дополнительно уровень адекватности самооценки.

     Большинство  учеников третьего класса обладают  рядом нравственных чувств и  качеств, соблюдают нормы нравственного  поведения и объективно оценивают  себя и поступки.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проблема нравственно-чувственного  развития младших школьников  актуальна в современное время.

       Поступление  ребёнка в школу коренным образом  меняет его положение в обществе. Основным видом деятельности  становится учение, в ходе которого изменяется содержание чувств ребёнка и происходит их дальнейшее развитие в плане всё большей осознанности, сдержанности и устойчивости. У детей резко изменяется уклад жизни, изменяются его отношения к взрослым и сверстникам, в нём укрепляется сознание нового положения школьника, существенно изменяется его эмоциональная жизнь.

     Ученики, пришедшие  в школу, ещё не могут сдерживать  своих чувств и эмоций. Это  связано с недостаточным развитием  у детей тормозных процессов  в коре головного мозга. Чувства  и эмоции младших школьников  имеют ряд особенностей, которые  необходимо учитывать для формирования  устойчивых и положительных чувств.

     Анализ психолого-педагогической  литературы и проведённых исследований  показал, что именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для интенсивного и глубокого формирования и развития нравственных чувств и качеств личности.  Интенсивность и глубина развития нравственных чувств зависит от учёта педагогами и родителями психологических особенностей  чувств и эмоциональной сферы младших школьников, а также  психолого-педагогических факторов, к которым можно отнести следующие:

    1. демократизация отношений между учителем и учениками;
    2. личность учителя, его духовно-моральный облик;
    3. правильная организация уроков и внеклассной работы;
    4. приобщение к искусству;
    5. создание нравственных ситуаций;
    6. нравственное просвещение родителей;
    7. включение детей в разнообразные виды деятельности;
    8. работа по формированию нравственного категориального аппарата сознания младших школьников.

      Нравственные  чувства являются основополагающими  чувствами в жизни каждого  человека. Именно от их уровня  развития и наличия будет зависеть образ жизни личности и характер его отношений к окружающему миру.

     Перед каждой  школой стоит задача подготовки  воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее в окружающем мире  и строить свою деятельность  в соответствии с интересами  и нравственными потребностями  общества. Для качественного решения  данной задачи необходимы знания  психологических особенностей чувств  младших  школьников.

     Проведённые  исследования  показали, что у  учеников  третьего класса развиты  такие нравственные чувства как  доброта, ответственность, чувство долга. Они проявляются на практике в отношении детей к учёбе и сверстникам, но не каждый ребёнок способен словесно раскрыть содержание данных чувств. Поэтому анализ исследований показал, что ученики третьего класса обладают разным уровнем развития нравственных чувств. От определённого уровня зависит работоспособность и активность детей на уроках и воспитательных мероприятиях. Было отмечено то, что дети, обладающие высоким и средним уровнем развития нравственных чувств , принимают более активное участие в обсуждении вопросов нравственного характера, а дети с низким уровнем – на уроке пассивны.

Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста