Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:17, курсовая работа
Цель исследования: анализ и теоретическое обоснование психологических особенностей нравственных чувств младших школьников, а также факторов, влияющих на глубину и интенсивность процесса формирования.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и особенности нравственных чувств и эмоциональной сферы младших школьников.
2.Выделить факторы, влияющие на глубину и интенсивность развития нравственных чувств младших школьников.
3.Изучить особенности и уровень развития нравственных чувств у учеников 3-го класса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 7
1.1.Особенности развития чувств и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста…………………………………………………7
1.2.Факторы, влияющие на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………20
1.3.Особенности чувства патриотизма как высшего нравственного качества личности………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..35
2.1.Описание используемых методов изучения уровня развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….35
2.2. Результаты изучения уровня развития нравственных чувств у учеников 3-го класса………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49
Через проведение
этической беседы происходило
наблюдение за активностью
Наблюдения показали то, что дети с высоким развитием нравственных чувств обладают четкой, богатой, эмоциональной речью. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств имеют узкий словарный запас.
С целью
изучения уровня осознанности
ценностного значения
Для проведения
ранжирования учащиеся
«Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: ответственность, добро, гордость, сочувствие, честность, слава, богатство, милосердие, уважение, отзывчивость» (см. приложение 2).
Многие учащиеся
затруднялись пронумеровать
Так как
ведущей деятельностью в
На последние
места учащиеся определили
В целом
дети осознают значимость
На заключительном
третьем этапе исследования
У всех детей
на первом месте в своей
самооценке стоит качество «
Анализ данной методики показал, что дети с высоким и средним уровнем развития нравственных чувств сумели себя оценить и написать более пяти качеств. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств затруднялись оценить себя и написали в своей самооценке не более трёх качеств.
Исходя из данных исследования, можно сделать вывод о том, что дети с высоким и средним уровнем развития нравственных чувств в учебно-воспитательном процессе проявляют высокую активность, обладают богатым словарным запасом и умеют себя оценивать. Дети с низким уровнем развития нравственных чувств более пассивны, обладают узким словарным запасом и затрудняются себя оценивать.
2.2 Анализ результатов исследования
Анализ диагностического опроса, проведенный на первом этапе исследования, показал, что в классе ученики обладают разным уровнем развития нравственных чувств. Результаты анализа показаны в таблице1 «Уровень развития нравственных чувств младших школьников» (см. приложение 3).
Дети обладают низким, средним и высоким развитием нравственных чувств.
34% (8 учеников)
обладают низким уровнем
Следует отметить
тех учеников, которые обладают
низким уровнем развития
Для подтверждения
результатов опроса
Наблюдения
показали, что у учащихся с
высоким уровнем развития
У учащихся
со средним уровнем развития
нравственных чувств имеются
представления о некоторых
Учащиеся с низким уровнем развития нравственных чувств проявляют наименьшую активность в обсуждении определённых вопросов и ситуаций. Они также соблюдают нравственные нормы в общении с взрослыми и сверстниками, но только при контроле со стороны взрослого.
В проведённой беседе стоял ряд нравственных вопросов, на которые должны были ответить дети:
На поставленные
вопросы дети отвечали исходя
из своего жизненного опыта.
Активное участие принимали
На вопрос жизненного характера «Вы когда-нибудь обманывали? Почему?» активно отвечали все учащиеся, так как этот вопрос на прямую связан с их жизненным опытом.
Можно сделать
вывод о том, что уровень
развития нравственных чувств
младших школьников
Уровень развития
нравственных чувств младших
школьников зависит от уровня
осознанности ценностного
Для проведения
ранжирования учащиеся
После проведения
анкеты было проведено
Ранжирование
показало, что главным качеством
человека учащиеся считают
В целом
учащиеся понимают и осознают
ценностное значение
Ведущей деятельностью
младшего школьника является
учебная деятельность. Успех в
учёбе достигается путём
На заключительном
этапе исследования дополнительно
была проведена методика «10 моих
я», определяющая адекватность
В целом ученики оценивали себя объективно, и в некоторых случаях определяли свои отрицательные качества, что доказывает уровень осознанности детьми своего поведения и поступков.
Проведённое исследование дало возможность определить уровень развития нравственных чувств младших школьников, уровень осознанности ценностного значения нравственных качеств и дополнительно уровень адекватности самооценки.
Большинство
учеников третьего класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема нравственно-
Поступление
ребёнка в школу коренным
Ученики, пришедшие
в школу, ещё не могут
Анализ психолого-
Нравственные
чувства являются
Перед каждой
школой стоит задача
Проведённые
исследования показали, что у
учеников третьего класса развиты
такие нравственные чувства
Информация о работе Особенности формирования нравственных чувств у детей младшего школьного возраста